Прямой эфир

Чем обернётся резкий рост количества краж в продуктовых сетях для петербуржцев?

Светлана Коваленко
14 апреля 2023, 10:30
Количество случае воровства в магазинах стремительно увеличилось, считают участники рынка. Ежегодно потери ретейлеров от краж покупателей в Петербурге оценивались в 5 млрд рублей. 78.ru разбирался, кто и что ворует, а кто за это в итоге платит.
Коллаж 78.ru: Ute Grabowsky; Manfred Bail/globallookpress.com, pexels.com, flaticon.com/Freepik

Традиционно при упоминании краж в продуктовых магазинах в памяти у многих петербуржцев всплывают истории про пенсионерок, которых ловят при попытках воровства сливочного масла или сладостей.

Так произошло, например, в начале марта 2023-го с сетью «Семишагофф», где случилась неприятная история с 84-летней женщиной. Она, по версии сотрудников одного из магазинов, намеревалась похитить конфеты.

Но, как заявляют эксперты и участники рынки, кражи участились, и это стало чуть ли не организованным бизнесом, в котором участвует и стар, и млад. В связи с этим у ряда товаров появилась новая упаковка, которую сами ретейлеры зовут «антикражки».

Бесценные для магазинов масло и сыр

Как рассказал генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков, уровень краж в магазинах вырос в два-три раза относительно периода 2021-го.

— Сравнивать с 90-ми годами нецелесообразно, так как в тот момент розница была развита менее активно, и магазинов самообслуживания, которые сейчас являются основным каналом потребления продуктов питания, было значительно меньше. Но на текущий момент мы видим, что уровень краж, который происходит в продовольственных магазинах, для многих ретейлеров является критическим.
Это невооружённым взглядом заметно, когда сливочное масло упаковывается в антикражные короба, когда на головки сыра надеваются антикражные магниты и т. д., — пояснил он.
Фото: Uwe Anspach/globallookpress.com
Фото: Uwe Anspach/globallookpress.com

По словам аналитика, примеров с такой упаковкой в продуктовой рознице в Петербурге и Москве до сих пор не встречалось. Для многих ретейлеров эти меры — дополнительные затраты, которые влияют на увеличение себестоимости, но они являются вынужденными. В противном случае вызванные воровством потери придётся списывать с прибыли, которая и так не велика.

— Обычный уровень потерь, связанный с воровством, составляет до 1%. В большинстве своём он перекрывался прибылью, которую получала торговая организация. Но сейчас этот уровень возрос в два-три раза, а учитывая, что большинство ретейлеров работают с маржей до 10%, во многих случаях это 5 — 7%. Подобный уровень потерь съедает уже половину прибыли, которую некоторые ретейлеры могут себе позволить, — отметил Иван Федяков.

Украсть или попробовать?

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин парирует: так называемые у участников рынка «антикражки» появились ещё десятилетие назад. Другое дело, что сейчас их стало больше. Бывает и так, что в одном магазине одной и той же компании «антикражки» будут, в другой точке — нет.

— Здесь всё зависит от репутации конкретной территории, репутации самого магазина. Если сотрудники точки знают, что у них часто воруют, тогда на установку такого оборудования идут чаще. Да, никто не спорит, что количество краж выросло, но кратно растёт и количество дискаунтеров. А чем ценовая политика ретейлера и сегмент магазина ниже, чем больше там воровства покупателей, — отметил консультат.
Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/globallookpress.com

По его словам, иногда на антикражной упаковке настаивают сами производители, чтобы уменьшить процент списаний. Но важно понимать одно: затраты на кражи предусматриваются в самой цене товара.

— Есть здесь и свои нюансы. Например, у продуктовых сетей давно ведётся дискуссия о том, может ли покупатель попробовать товар в зале. И считается ли это воровством, если, например, кто-то взял одну конфету или ягоду. Кто-то из ретейлеров занимает позицию: пробовать как на рынке можно, кто-то так не считает. Наверное, если человек взял одну конфету, это не воровство, а если речь идёт о пригоршне, это уже что-то другое, — рассуждает Михаил Лачугин.

Специалисты по продуктам

По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, количество краж за последнее время выросло действительно очень сильно. Если говорить об объёме убытков, то в год в Петербурге только в продуктовых магазинах крадут товаров на сумму до 5 млрд рублей.

— Но теперь это не кражи ради еды, это уже бизнес. Организованные группы из трёх-пяти человек (чаще всего молодые и не очень люди от 20 до 40 лет) объезжают за день 10 —15 магазинов и воруют то, что можно продать. Есть отдельные специалисты по кофе, другие крадут сливочное масло, третьи красную рыбу или дорогое мясо. Есть профессионалы по шампуням и дезодорантам.
Чаще всего факт кражи удаётся установить по камерам. Но если ловят с поличным, то они всё выкладывают и уходят, — констатировал он.
Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com
Фото: Julian Stratenschulte/globallookpress.com

Как добавил Александр Мышинский, заявления в полицию в большинстве своём ни к чему не приводят. За исключением случаев агрессии преступников. Но это не профессионалы, а любители под градусом или другими веществами.

Бабушки тоже активно крадут, но убытки от их воровства не такие сильные. Пожилые «забывают» при оплате в своих больших сумках сковородки, мясо, сладости.

По словам участников рынка, до вызова полиции и скандальных разбирательств доходит в особых случаях. Когда, например, есть подозрение, что человек крадёт регулярно или речь идёт о хищениях в особо крупных размерах.

Понять отсутствие желания у ретейлеров бороться с «несунами» вполне понятно.

Так, например, осенью 2014 -го в Петербурге в громкий скандал попала сеть «Дикси». Там в одной из точек две работницы магазина избили и поместили в морозильную камеру женщину, якобы похитившую алкоголь. Дело дошло до возбуждения в отношении этих сотрудниц уголовного дела, предусмотренных статьями УК РФ «Незаконное лишение свободы», «Самоуправство» и «Побои».