Мнения
09:3027 марта 2023

Как заработать миллионы и не сесть в тюрьму: бесплатный курс блогинга от телеканала

Хватит лениться, искать отговорки. Нелюбимая работа — не волк, а миллионы сами себя не заработают. Говорят, блогер — это волшебник. На самом деле нет, но никто не должен об этом догадаться. А чтобы преуспеть, достаточно знать эти три простых правила.
Коллаж 78.ru: Andrey Arkusha/globallookpress.com, Bai Xueqi/globallookpress.com, unsplash.com

1. Блог — это бизнес, а не самовыражение

Снежный человек в среднем встречается в живой природе втрое чаще, чем человек, не знакомый с соцсетями. Бородатые экономисты в новом дивном мире вынуждены смещать акценты с экономики денег на экономику внимания. Информации благодаря соцсетям становится больше, её формируют целые армии профессионалов, которые используют всё более изощрённые приёмы, а совокупное внимание, которое могут уделить всем страждущим 8 млрд людей, почти не растёт. В результате конкуренция ужесточается, а крупная рыба съедает мелкую.

Самая яркая деталь в громких скандалах вокруг уголовных дел в отношении «Матери Бложьей» Александры Митрошиной и Лерчек Чекалиной — это порядок цифр в суммах, которые фигурировали в отчётах правоохранителей. По данным следствия, Митрошина не заплатила налоги на общую сумму 120 млн рублей, чета Чекалиных и вовсе утаила больше 300 млн. Эти суммы показывают реальные бизнес-масштабы, характерные для некоторых блогеров-миллионников.

Но как они докатились до такой жизни? Например, продавая курсы о том, как добиться успеха в соцсетях. Их стоимость может доходить до 1 млн рублей, а мы изложим вам самую суть бесплатно. У бизнеса на конкурентном рынке есть три ключевых составляющих — продукт, инвестиции и маркетинг, направленный на целевую аудиторию, и нельзя провалить ни один из этих фронтов.

Качественный продукт требует знаний. Разумеется, сами фигуранты уголовных дел не покупали дорогостоящих курсов у успешных конкурентов, а вместо этого выбрали классику — качественное высшее образование в лучших вузах страны. Митрошина окончила факультет журналистики МГУ, а затем магистратуру Высшей школы экономики по профилю «Медиапроизводство в креативных индустриях». После этого она успела поработать в известных СМИ и лишь затем ударилась в блогинг. У Лерчек за плечами золотая медаль средней школы, бакалавриат Высшей школы бизнеса МГУ и магистратура экономического факультета МГУ. Также появилась информация об интересе правоохранителей к Елене Блиновской — фее, исполняющей желания. Официального подтверждения так и не было, но на всякий случай у неё с образованием тоже всё хорошо, и она также имела опыт в журналистике. Кстати, это ещё один индикатор роста новых индустрий — туда приходят всё более подготовленные кадры.

Фото: vk.com/elena_blinovskaya
Фото: vk.com/elena_blinovskaya

Переходим ко второму и третьему пунктам. Сама Александра Митрошина признавалась, что почти все заработанные в журналистике деньги тратила на продвижение своих проектов в соцсетях. То есть, недостаточно делать красивый и качественный контент. Реклама является двигателем торговли и в инфобизнесе. Вопросы по поводу двух других медиадив сразу отпадут, если мы присмотримся ближе к их состоятельным мужьям. Оба занимались бизнесом ещё до того, как их супруги увлеклись блогингом. Здесь на ум сразу приходит ещё одна звезда соцсетей Дональд Трамп. Бизнесмен и политик неоднократно утверждал, что всего добился сам. Отец лишь дал ему «в долг» миллион долларов.

В платном курсе вас обязательно будут пичкать модными мотивирующими афоризмами. Нам тоже стоит добавить парочку-другую. Слово «невозможно» придумали слабохарактерные люди, путь к успеху начинается с первого шага, если ты откажешься от своей мечты, то и она откажется от тебя… Так что сетования на отсутствие миллиона долларов — это всего лишь поиск причины, чтобы ничего не делать. У каждого есть шанс, соцсети — это страна возможностей.

2. Монетизация важнее позиционирования

Если выразить эту мысль более подробно, то речь о том, что доходы не зависят напрямую от количества подписчиков. Мало быть известным в соцсетях, нужно отдельно подумать над тем, как претворить популярность в богатство. Если ты такой популярный, то почему такой бедный? Реклама в России приносит всё меньше денег, на ней миллиарды явно не сколотишь. Поэтому звёзды сети чаще всего делают ставку на продажу курсов. Их примеру следуют и менее известные коллеги. Получается у тех из них, кто умеет грамотно работать по узкоспециализированным темам.

«Матерь Бложья», Лерчек и Блиновская работают на самом массовом контенте. Это правила бизнеса, психология мотивации и внешний вид. Кого-то интересуют спряжения глаголов в клингонском языке, а кто-то жить не может без чтения новостей о путешествии «Вояджера-2» по Вселенной. Но быть здоровыми, богатыми и красивыми хотят все. А лучший инфобизнес — на продаже знаний о том, как создавать и развивать крутой инфобизнес, такая вот рекурсия.

Фото: vk.com/alexandramitroshina_vk
Фото: vk.com/alexandramitroshina_vk

Пока правоохранители ищут следы недошедших до бюджета миллионов, сама Митрошина весело проводит время в Дубае. Там она готовит новый проект под амбициозным названием «Прое.сь». Многие удивляются, как можно продавать курсы за 500 тыс. рублей. В этом нет ничего сложного, если ты знаешь, что продаёшь человеку не курсы, а мечту, его личную. Ведь мечтают люди, в основном, об одном и том же. «Как воплотить любую идею в жизнь? 5 простых шагов». «Как перестать мечтать и начать действовать?». «Как стать миллионером? 5 шагов к увеличению заработка». А ещё многие хотят повторить успех «звёзд» в соцсетях и готовы платить им самим за информацию о тайных ингредиентах. Та же Митрошина, например, продавала курсы о налогообложении в блогинге, а потом на неё завели уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Это провал? Нет, это новый опыт, который позволит повысить цены и увеличить спрос на будущий курс по той же теме.

Марафоны Лерчек на тему идеального тела, формируемого диетами и тренировками, не менее знамениты. А у самой звезды идеальное тело? Как гласит главное правило пользователя соцсетей: «Никогда не верь своим глазам». Их обманывают всё от собственного мозга с его предустановками до Фотошопа. Чтобы разобраться в этом важнейшем вопросе, нужно пощупать звезду своими руками. Ну, или хотя бы увидеть воочию. Но именно этого никогда не произойдёт. Вместо реальной Лерчек пользователи интернет покупают образ, который она создаёт. А там действительно идеальное тело. «Ешь вкусно — худей быстро», — ну, кто от такого откажется из тех, кому оно по карману.

Впрочем, и на этом поприще есть малый и средний бизнес, фокусирующийся на узких нишах. Например, блог «Страдающее средневековье» готовит лекции о Средневековье. Как справедливо учит та же Митрошина, причём бесплатно, «абсолютно все люди в мире могут тебя чему-то научить», и «чему угодно можно научиться».

3. «Не буди спящего дракона»

Государство достаточно лояльно относится к блогерам, пока они не переходят определённую черту. У дракона три головы. Одну интересует экстремизм, другую — наркотики, а третью — соблюдение налогового законодательства. Как бы много денег вы не заработали на блоге, даже миллион подписчиков не спасёт от тюрьмы. В этом, к примеру, наглядно убедился блогер Алексей Навальный, пытавшийся мобилизовать свою аудиторию, вывести её на улицы и шантажировать Фемиду. Героем другой громкой экстремистской истории стал блогер-рэпер Юрий Хованский. В вечной гонке за хайпом он не раз становился героем скандалов, но песня про Норд-Ост с призывами «убивать русских детей» стала апофеозом и стоила автору года жизни на свободе. Блогеры продают слова, лучше продаются яркие и сильные слова, способные пробудить вулкан эмоций, но за слова также придётся отвечать, если они не вписываются в скучные каноны Уголовного кодекса.

Фото: vk.com/hovan
Фото: vk.com/hovan

На наркотиках погорел, к примеру, знаменитый Моргенштерн. На самом деле, до поры до времени эта голова дракона спала, пока звёзды сцены 90-х возвращались под вечер, «накурившись гашиша», и выходили на променад не иначе как «напудрив ноздри кокаином». Но так не могло продолжаться вечно. Подростки — люди восприимчивые, да и народ постарше, как показывает практика, тоже. А наркотики повышают затраты государства на здравоохранение и лишают важные экономические ниши кадрового резерва. Штраф в отношении Моргенштерна можно считать предупреждением. Значит, теперь за этой составляющей контента будут следить строже.

А громкие дела Лерчек и «Матери Бложьей», кажется, призваны убедить блогеров заплатить налоги. По данным следствия, девушки пользовались налоговыми поблажками, рассчитанными на малый бизнес. Для этого они распределяли реальный доход по ИП и фирмам близких родственников. Но посыл, который отправляет блогерам государство, мог бы звучать так: «Хочешь зарабатывать миллиарды? Не забывай делиться». Так хотя бы часть денег транзитом через казну вернётся к клиентам блогеров в виде новых дорог, инженерных сетей, школ и поликлиник. Так действительно исполнятся некоторые из их желаний. Закон суров, но это закон.

Если бы Хованский, Митрошина и Лерчек вовремя прошли наш бесплатный курс, то всё для них могло сложиться иначе. А теперь самое время задуматься над платным продолжением для «продвинутого» уровня. Разумеется, только там будет раскрыта секретная четвёртая составляющая, определяющая успех проекта примерно на 99%…

Блогеры
Новости партнеров