Русский музей в Петербурге содержит крупнейшую в мире коллекцию русского искусства: на данный момент она насчитывает более 444 тыс. экспонатов, включая картины, рисунки, акварели, скульптуры, иконы и многое другое. Все виды и жанры русского искусства всех эпох за последнюю 1000 лет представлены в экспозициях и хранилищах этого уникального музея.
Что является основой всего этого богатства? Какие картины и скульптуры стали «первыми ласточками» коллекции? Решение создать музей принадлежало Александру III, но открыл его 19 марта 1898 года уже Николай II. Специально для нового музея был приобретён Михайловский дворец.
Изначально, разумеется, коллекция была значительно скромнее. На момент открытия Русского музея в его фонде содержалось всего 445 картин, 111 скульптур, 981 произведение графического искусства, включая акварели и гравюры, и 5000 икон и изделий декоративно-прикладного искусства. Всё это богатство собиралось из разных источников: Эрмитажа, Академии художеств, Зимнего дворца, Гатчинского и Александровского дворцов, а также частных коллекций.
Основу коллекции живописи составили картины XVIII – первой половины XIX веков. Эрмитаж передал Русскому музею весь свой Русский отдел, содержавший всего 80 полотен. Среди них были картины «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Явление Христа Марии Магдалине» Иванова, «Портрет Муртазы-Кули-хана» Боровиковского и другие шедевры.
Императорская Академия художеств пожертвовала вполовину больше – 122 картины. В их числе был «Портрет Евграфа Давыдова» кисти Кипренского, картина Венецианова «Гумно», пейзажи Бахчисарая, написанные Алексеевым, «Сусанна и старцы» Басина и ещё множество сокровищ русского искусства.
Гатчинский и Александровский дворцы направили в Русский музей 95 картин. Среди них были несколько работ Брюллова, картина «Девушка на сеннике» Венецианова, знаменитое «Сватовство майора» Федотова, картины «Гитарист» и «Девочка с куклой» Тропинина.
За год до торжественного открытия музея для него была приобретена обширная частная коллекция портретной живописи XVIII века знаменитого дипломата, генеалога, любителя старины и коллекционера князя Алексея Лобанова-Ростовского. Сам князь скончался годом ранее, и наследники решили, что купленные им произведения искусства лучше послужат делу просвещения, чем украшения частных резиденций.
Всего в коллекции Лобанова-Ростовского было несколько десятков картин, среди которых стоит отметить портреты предков князя кисти Аргунова, «Портрет А.Д.Ланского» работы Левицкого, и множество картин иностранных художников, работавших в России в XVIII веке.
Пополнение коллекции в Российской империи проводилось после открытия музея практически постоянно. Средства для этого выделялись из казны, приветствовались и пожертвования частных лиц. За первые десять лет существования музея его сокровищница выросла почти в два раза.
Огромнейший вклад в создание сокровищницы искусства Русского музея внесла княгиня Мария Тенишева. Известная покровительница художников и просветительница, эта женщина была одной из самых ярких фигур среди русских меценатов конца XIX века. Ещё будучи совсем молодой (и несчастной в первом браке), она писала в дневниках, что мечтает себя проявить и служить какому-то благородному делу человечества.
Смелая женщина не побоялась уехать от ненавистного мужа в Париж, где познакомилась с Тургеневым, Рубинштейном и Маковским. Позже она развелась с первым мужем и поселилась в имении подруги – Талашкине, где вместе с ней стала создавать школу грамоты для крестьянских детей. Именно она впоследствии создавала первые руководства для таких школ.
Позже Мария, на тот момент ещё Николаева, уехала в Москву, где познакомилась со Станиславским и сыграла в одном из его спектаклей. В Москве она вышла замуж за князя Вячеслава Тенишева, который смог оценить её таланты по достоинству – ведь он и сам занимался и этнографией, и агрономией, и бизнесом, и благотворительностью.
В доме Тенишевых частыми гостями были Михаил Врубель, Илья Репин, Виктор Васнецов, Пётр Чайковский и другие известные художники и деятели искусства. Княгиня участвовала в создании журнала «Мир искусства» вместе с Саввой Мамонтовым, создала студию-мастерскую, в которой молодые художники под руководством Ильи Репина готовились к поступлению в Академию художеств – это были первые курсы такого рода.
Мария Тенишева не только покровительствовала художникам, но и сама занималась эмалевой росписью. За достижения в этом деле княгиня была избрана действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже.
Конечно, Тенишева коллекционировала и живопись, и графику. Но особой её страстью были акварели. К открытию Русского музея в 1898 году она подарила целую коллекцию акварелей и рисунков известнейших русских художников: Айвазовского, Брюллова, Репина, Шишкина, Васнецова, Левитана, Нестерова и других. Всего коллекция составила 470 работ. Позже, в начале XX века княгиня преподнесла музею в дар ещё 110 произведений искусства, включая акварели Малютина и Коровина, пастели Левитана и Серова и скульптуру Врубеля «Волхова».