«Русский авангард. Искусство для нового мира» — так называется выставка, где есть чему удивиться помимо «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Агитационные лозунги начала XX века на сервизе, изготовленном на Императорском фарфоровом заводе, рабочие костюмы по эскизам Александра Родченко, напоминающие униформу Гоши Рубчинского. Ощутимый диссонанс добивается очередным противоречием: экспозиция находится в Зимнем дворце — символе имперской дореволюционной России. На ум приходит слово парадокс. И это не случайно: авангард оказался синтезом противоречий, где рождалось новое искусство.
То, что сейчас зовётся авангардом — авангардом в начале XX века не называлось. Малевич и Кандинский не знали, что они авангардисты подобно тому, как древние греки не догадывались, что они древние греки. Существовали конкретные направления, которым и следовали художники: футуризм, супрематизм, кубизм и так далее. Несмотря на это, термин авангард закрепился именно за мастерами того времени, так как чётко передавал суть этого искусства — создание принципиально нового мира.
Заходишь в манеж, и новый мир пугает количеством фарфора. Можно заметить, как частые гости выставок авангарда, привыкшие прежде видеть щедрое количество полотен, не оставляют надежды найти хотя бы «Чёрный квадрат». Его они всё-таки находят, но надо бы уточнить, что он только четвёртый из четырёх существующих. Разумеется, ещё пару известных работ: «Эскиз к Композиции V» и «Пейзаж» Василия Кандинского, «Половина женской фигуры» и «Супрематизм» Казимира Малевича, «На берегу» Кузьмы Петрова-Водкина.
На мой взгляд, картины являются здесь вспомогательным звеном, чтобы лучше понять главную часть выставки — фарфоровую.
В самом начале экспозиции представлены классические образцы керамики, выпущенные, когда фарфоровый завод ещё назывался «Императорским». Это, например, серия фигур «Народности России» Павла Каменского. Такие предметы важны для понимания одного из принципов авангарда: художники старались быть непосредственными, простыми и естественными как обычный народ.
Авангардисты полюбили народное искусство ещё до того, как это стало мейнстримом благодаря революционной повестке. Кандинский, например, специально ездил по Вологодской губернии и собирал на базарах куколок, детские рисунки и вывески. Последние, кроме того, как часть городской культуры, сформировали ещё одно явление авангарда — желание привлечь внимание с помощью ярких и простых цветов, грубых мазков.
Держим в голове лейтмотив — синтез противоречий, создавший новую действительность. Для этого взглянем на другой важный экспонат — «Супрематический сервиз» Казимира Малевича. Художник, ко всему прочему, активно принимал участие в работе фарфорового завода.
Вообще авангардисты воплощали в живописи беспредметное, но на витрине чашки и чайник — обычные бытовые предметы. Необычными их делает новые форма, роспись и контрастные цвета. Цель — совмещать быт обычного человека и высокое искусство, эпатировать необычными решениями и создавать нетрадиционный синтез. Так, авангардисты манифестировали утопическую идею о новом мире, где человек как простой рабочий и человек-творец существуют в связке. После революции новая Россия вытесняет императорскую.
Фарфоровые сервизы были очень популярны в царской России, но с 1917 года керамика, выпускаемая на Императорском фарфоровом заводе, создаётся на Государственном фарфоровом заводе. Изменилось, разумеется, не только название: на изделиях вместо вензеля монарха ставится марка временного правительства — двуглавый орёл по рисунку Ивана Билибина. Затем эта марка была заменена изображением нового государственного герба советской России в виду серпа и молота. Рисунок этой марки был предложен Алексеем Каревым.
Так перемешивается искусство и социальное. Революция и новый человек рождают новые мотивы, новые лозунги, агитационный фарфор и текстиль. Важен тот же самый жест — смешивание народности и искусства. Однако теперь он активно используется в политических целях.
«Царству рабочих и крестьян не будет конца» — особенно интересное в этом синтезе и политической агитации блюдо, дизайн которого придуман Сергеем Чахониным. Все лозунги для фарфора были одобрены специальной комиссией и самим Лениным. А парадокс в том, что лозунг является перифразом евангельского «и царствие его не будет конца».
Родченко или Гоша Рубчинский? Авангард открыл вещи, которые до него никто не видел. Несмотря на это, современный человек легко про это забывает даже на выставке в Эрмитаже. Все потому что дизайн многих вещей в нашем повседневном быту, в моде и в архитектуре основан на авангардных достижениях и настолько вписался в нынешнюю среду, что мы перестали его распознавать. Тому доказательство — реплика комбинезона по эскизам Александра Родченко. Живописец вместе с женой создавали спецодежду для рабочих, которая должна была быть вне гендерных рамок и пригодна не только практически, но и эстетически. На комбинезонах были простые линии, неспрятанные швы, авангардные узоры.
Не поспоришь, такие комбинезоны до сих пор популярны среди сантехников или ремонтников и даже являются стильным дополнением коллекций современных дизайнеров. Например, у Гоши Рубчинского есть проект ГР-Униформа, философия которого в универсальности комбинезонов, предназначенных для аутсайдеров. Главный вопрос: мог ли представить это Родченко? Найдите пять отличий на фото!
Остаётся только добавить, что термин «авангард» буквально переводится как «отряд идущий впереди». И, судя по сегодняшней картине, всё ещё не отстаёт.
*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.