— Фамилии, фигурирующие в допросах, затрагивают огромную политическую верхушку — как действующую, так и предыдущую, и за границей в том числе. У этой группировки был колоссальный административный ресурс, — рассказывает журналисту 78.ru старший следователь Матвей Саулов.
Саулов занимается сейчас делом Владимира Кулибабы — главы силового блока Могиловского ОПС, одного из крупнейших организованных преступных сообществ Петербурга 90-х. Кулибабу задержали за преступления 30-летней давности в декабре 2021 года, но раскручиваться клубок начал только сейчас: как отметил следователь, появились свидетели, которые раньше просто боялись говорить.
— Тогда, в 90-е, все ОПГ разрабатывались как-нибудь. Понятно, что 99% участников ОПГ не были осуждены: ну кто даст показания против них? Тебя завтра же расстреляют! И не только тебя, но и семью. Естественно, никто не давал показаний, — рассказал он.
Во главе Могиловской преступной группировки стоял Костя Могила, он же Константин Яковлев, долгое время «деливший» город с бандой Владимира Кумарина — Тамбовской ОПГ. Однако следователь Саулов уверен: Могила был в группировке лишь «флагом», знаковой фигурой.
Истинным лидером банды являлся Владимир Кулибаба, считает следствие. Он же «унаследовал» всё преступное сообщество, его дела и деньги после гибели Яковлева. Однако все «ниточки» огромного клубка преступлений ведут и вовсе к третьей персоне — поистине уникальной. Однако о ней мы расскажем позже.
Владимир Кулибаба, экс-президент Федерации вольной борьбы Санкт-Петербурга, на данный момент находится под стражей. Сейчас ему предъявлены обвинения в совершении трёх преступлений: убийство криминального авторитета Игоря Савина по прозвищу Кувалда и сотрудника милиции Кирилла Угольникова, покушение на убийство экс-помощника замминистра МВД Дмитрия Скворцова в момент убийства первых двух и собственно участие в преступной банде — за весь период её существования.
Конечно, это лишь верхушка айсберга. Как рассказал следователь, на данный момент «дело Кулибабы» содержит информацию более чем о 23 эпизодах раскрытых и доказанных заказных убийств. Ещё от шести до восьми дел о таких «заказах» находится в разработке — это, в том числе, приготовления к убийствам.
— Отжать, ограбить, похитить, расстрелять кого-то, ногу сломать — таких преступлений сотни, мы их даже не рассматриваем. Они для нас не представляют интереса, потому что сроки давности по этим преступлениям вышли, — рассказал следователь Саулов. — Плюс установить потерпевших практически нереально: кого-то вывезли, постреляли у уха, забрали интересующую часть бизнеса, деньги, сферу влияния и забыли про него. У кого-то обанкротили флотилию, груз продали, распилили на металл. Это всё большая экономическая составляющая, не самая важная.
Другой вопрос — заказные убийства, они совершались в исключительных случаях: устранить конкурента серьёзного, мешающего на тот период времени, или исполнить заказ на убийство какой-то влиятельной фигуры за деньги, или в сугубо личных интересах. Есть ряд преступлений, когда свои убивали своих же. Чтобы «почиститься», как после убийства депутата Новосёлова, когда был задержан киллер Гудков.
К убийству Новосёлова мы ещё вернёмся — в следующем материале, а пока отметим, что следствие распутывает дела о заказных убийствах более 20 человек, совершённых бандой Кулибабы и Яковлева. При этом громкое дело об убийстве и расчленении экс-депутата Госдумы первого созыва Марка Горячёва на данный момент и вовсе не проходит как убийство, рассказал Матвей Саулов:
— По убийству Горячёва пока не предъявлено обвинение. По этому убийству даже не возбуждено уголовное дело, так как труп не найден. Дело возбуждено по похищению. Мы занимаемся поисками трупа. Когда мы найдём труп, можно будет говорить об убийстве. И Кулибаба фигурирует как организатор похищения.
Впрочем, трудности здесь больше формального характера. Следственная группа, занимающаяся данным делом, сам факт убийства не отрицает — напротив, в деле появились показания очевидца и участника событий.
— Изначально факт убийства ставился под сомнение, — поделился следователь. — Говорили, что Марк Леонидович сам пропал. Но у следственной группы другая история: что его по частям утопили в Финском заливе. И похитили с Торжковского рынка, действительно, это была не инсценировка.
Но в самом начале нашей истории лежит уже упомянутое убийство Игоря Савина — криминального авторитета Кувалды из Могиловского ОПС. О нём следователь рассказал подробней.
В один из августовских дней 1993 года на улицу Фрунзе, к дому №16 подъехала иномарка, в которой сидели двое мужчин — криминальный авторитет Игорь Савин по прозвищу Кувалда и милиционер Кирилл Угольников. Неожиданно на автомобиль обрушился целый град пуль. Автоматные очереди превратили машину в решето, оставив немало отверстий и в пассажире с водителем. Савин и Угольников скончались на месте.
Из-за чего же были убиты эти двое? Считается, что убить предполагалось лишь Савина, а Угольников просто попал под горячую руку — побочных жертв тогда не жалели и не считали, отметил наш собеседник. Как рассказал следователь, Савин был «человеком Могилы», одним из его приближённых. Как и все бандиты, он обожал деньги и однажды не устоял перед соблазном заработать за спиной своего криминального «папы»:
— В 1993 году произошла история с похищением крупной партии водки Савиным и его людьми. В эту группу входил и Скворцов, и много других людей. Они похитили эту партию водки и распродавали через подставных людей. Хозяева водки приехали на склады, смотрят — а их водку вывозят! Конечно, произошёл конфликт, встал вопрос: что за дела? И хозяева похищенной водки обратились к своей «крыше» — Казанской ОПГ.
Казанская ОПГ приехала на разборки. Выяснили, что за похищением водки стоит Савин, а он человек Кости Могилы. Естественно, пошли предъявления претензий Косте Яковлеву. А Яковлев-то и не в курсе! Яковлев начал свой разбор полётов, и выяснилось, что да, во всей этой истории замешан Савин.
Такое самоуправство не могло не остаться безнаказанным — и Савин решил сыграть на опережение. Он организовал покушение на Яковлева. 31 июля 1993 года в офис Кости Могилы вошли двое спортивных мужчин: киллеры Абросимов и Наумов. Третий человек Савина, Хацкевич, остался караулить снаружи.
Однако Абросимов, которому и предстояло сделать смертельный выстрел в главу преступной группировки, стушевался и растерялся — на секунду, но этого хватило, чтобы Костя Могила успел увернуться от пули.
— По показаниям Яковлева, он нырнул под стол, ударился головой и потерял сознание, что не является правдой. Сознание он не терял, — рассказал следователь. — Абросимов был задержан на месте охраной Яковлева.
Как ни странно, со стрелком участники банды разбираться не стали, просто передали его милиции. Абросимов был осуждён на 10 лет, но никаких показаний тогда не дал. В конце концов, 10 лет — не такая высокая цена за сохранение жизни. А вот Наумову повезло меньше: его в этом кровавом замесе застрелили свои же.
— Покушение на Яковлева не могло остаться незамеченным, подрыв дисциплины в ОПГ является вопиющим фактом. Ровно через 16 дней Савина убили. Угольников просто попал под горячую руку, оказался не в том месте, не в то время. Скворцову удалось убежать, но неизвестно, может быть, он был замешан в этом убийстве.
Узнать о том, что за покушением на главаря преступной ОПГ стоит Савин, Яковлеву не составило труда. «Разобраться» с зарвавшимся «бригадиром» банды решил Владимир Кулибаба. На данный момент уже доказано, что за убийством Савина-Кувалды и Угольникова стоит именно он. Разумеется, не сам: наш герой отправил на «казнь» в качестве палачей двух киллеров, Аристова и Карпинского, предварительно укомплектовав их автоматами. За организацию убийства Савина и Угольникова Кулибаба был арестован только 9 декабря 2021 года.
Впрочем, под арестом, как и на скамье подсудимых наш герой оказался не впервые. Десять лет назад его уже судили за организацию убийства директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля в 2008 году. Но тогда Владимира Кулибабу оправдали.
— Присяжные посчитали вину недоказанной, хотя, по мнению следственных органов, всё было очевидно, — отметил следователь. — Собранных доказательств оказалось недостаточно, хотя люди при даче показаний продолжают говорить, что это он.
По словам Матвея Саулова, Кулибаба — весьма известная фигура в криминальном мире, и его фамилия так или иначе фигурирует в очень многих делах с начала 90-х:
— Владимир Леонидович попадал в поле зрения следователей ещё с 1990-х годов, в материалах следствия содержится очень много косвенных вещей из ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности — прим. авт.). Фамилии Кулибаба, Яковлев, ОПГ Кости Могилы фигурируют в оперативных документах практически каждого дела, которое лежит приостановленным по нашей тематике. Но предъявить обвинение на базе только оперативной информации невозможно, это не есть совокупность доказательств.
Что касается убийства Савина — именно в 2021 году было собрано достаточно доказательств, чтобы предъявить обвинения Владимиру Кулибабе, отметил следователь. Ранее же множество дел о заказных убийствах лежали у следователей мёртвым грузом: участники ОПГ и свидетели слишком боялись за свои жизни, чтобы что-то рассказывать.
Сейчас у следствия целый ворох дел, по которым уже можно предъявить обвинения Кулибабе. Так, всего несколько недель назад было раскрыто дело об убийстве Александра Боброва — одного из телохранителей Яковлева. Именно он был «на смене» во время покушения на лидера ОПГ и не сумел его предотвратить.
Впрочем, убили Боброва, по словам Матвея Саулова, совсем не за это. После неудачного покушения охранника лишь «репрессировали», удалив из охраны лидера и отправив на более низкую должность. Уже значительно позже Боброва «заказали» свои же: охранник сам открыл убийцам дверь, не ожидая подвоха, повернулся спиной — и был расстрелян. Вскоре обвинение в убийстве этого человека также будут предъявлены Владимиру Кулибабе.
Отметим, что пока правоохранители не торопятся предъявлять нашему герою обвинения по всем делам, где он фигурирует в качестве заказчика и организатора «казней»: сначала нужно разобраться с одним делом.
— Если бы это было быстро и просто, мы бы обвинили его сразу по четырём-пяти эпизодам и отправили в суд, — пожимает плечами Саулов.
При таком подходе рассмотрение каждого дела может затянуться до бесконечности — и гораздо логичнее покончить с каждым делом по очереди. Но на этот раз понятно: если присяжные вновь оправдают Кулибабу, у следствия найдётся, что ещё ему предъявить.