Прямой эфир

Наследие Фёдора Шаляпина: 150-летие великого артиста

Руслан Ахметов
13 февраля 2023, 16:35
Гений оперной сцены и его потомство оставили яркий след в истории мирового искусства, включая кино и живопись.
Коллаж 78.ru: Russian Look; Us Teatro Alla Scala/globallookpress.com, wikimedia.org/Архив художника Владимира Россинского, flaticon.com/Pixel perfect

ПУТЬ К СЦЕНЕ

Из церковного хора на столичную сцену

Фёдор, выходец из крестьянской семьи, обладал красивым голосом уже в детском возрасте. Уже тогда он тянулся к творчеству, выступая в роли певчего в церковном хоре. Правда, на пути к славе ему пришлось осваивать и более приземлённые навыки: мальчиком он был отдан на обучение к сапожнику. Свободное время он отдавал театру, работая статистом. Своего звёздного часа Шаляпин дождался, впервые исполнив сольную партию во время выступления в Уфе. 18 декабря 1890 года он, с позволения начальства, заменил выбывшего баритона труппы. Несмотря на конфуз (Шаляпин сел на сцене мимо стула), антрепренер был растроган его выступлением, что открыло молодому артисту путь к другим ролям. А досадный инцидент стал для Шаляпина уроком на всю жизнь: с тех пор он зорко следил за креслом, опасаясь промахнуться мимо него или случайно сесть в чужое. В 22 года Фёдор Иванович дебютировал на сцене Мариинского театра, спев партию Мефистофеля в постановке «Фауста» Шарля Гуно. Тем не менее современники отмечали, что в сезон 1895—1896 гг. он появлялся на столичной сцене редко и в мало подходящих для него партиях.

Фото: wikimedia.org/Library of Congress
Фото: wikimedia.org/Library of Congress

МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД И МИРОВАЯ СЛАВА

Знакомство с Мамонтовым

Известный меценат Савва Мамонтов, оценив талант молодого певца, пригласил его в труппу Московской частной оперы. «Я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», — говорил впоследствии Шаляпин. Мамонтов обеспечил оперному певцу полную творческую свободу, от выбора репертуара до заказа костюмов. В Москве талант Шаляпина раскрылся во всю ширь. Бас молодого артиста собирал полные залы, поражая зрителя галереей незабываемых образов — Иван Грозный («Псковитянка»), Варяжский гость («Садко»), Иван Сусанин («Жизнь за царя»), Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского и другие герои глубоко национального искусства. «В Москве — три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Фёдор Иванович Шаляпин», — не кривя душой, говорил критик Юрий Беляев.

Зарубежные гастроли, революция и отъезд из страны, посмертное возвращение на родину

Зарубежная публика также не устояла перед голосом Шаляпина. Подлинным триумфом обернулись миланские гастроли певца в 1901 году. В театре «Ла Скала» он дал 10 представлений, поразив зрителей исполнением партии Мефистофеля. Снискав мировую славу, русский артист выступил в Риме, Монте-Карло, Париже, Берлине, Лондоне и других городах, пока череду гастрольных поездок не прервала Первая мировая война.

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля/ Фото: wikimedia.org/Sergei Prokudin-Gorskii
Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля/ Фото: wikimedia.org/Sergei Prokudin-Gorskii

Ветру Октябрьской революции Шаляпин, преданный искусству, а не политике, сопротивляться не стал. В 1918-м он стал художественным руководителем бывшего Мариинского театра. В том же году был удостоен звания Народный артист Республики. Несмотря на благоволение молодой советской власти, в 1922-м Шаляпин уезжает на зарубежные гастроли и больше никогда не вернётся обратно. Невозвращенчество артиста и финансовая поддержка бедствующих эмигрантов в Париже поставили крест на отношениях советской власти и Шаляпина. В августе 1927 года оперный певец был лишён почётного звания и права возвращения в СССР. Тем не менее иностранного гражданства Шаляпин так и не принял. Постановление Совнаркома было отменено 10 июня 1991-го, но публичная «реабилитация» гения состоялась раньше. После согласия родственников прах Шаляпина был перенесён из Франции в Россию и перезахоронен на Новодевичьем кладбище 29 октября 1984 года.

ШАЛЯПИНЫ И КИНО

Иван Грозный и Дон Кихот

В кинематографе Фёдор Иванович дебютировал, будучи в зените мировой славы на оперной арене. Предложение сыграть роль Ивана Грозного в экранизации оперы «Псковитянка» он получил в бане, где с ним поделился своим замыслом режиссёр Александр Иванов-Гай. Премьера картины состоялась в конце октября 1915 года, и одним из немногих её художественных достоинств критики признавали актёрского игру главного героя. В силу специфики немого кинематографа создателям фильма пришлось пожертвовать самым ценным в арсенале Шаляпина — его голосом. Но благодаря жестам и выразительной мимике, помноженной на богатый театральный опыт, оперному певцу удалось овладеть зрительским вниманием. Сам Шаляпин к умеренному успеху фильма, да и в целом к кинематографу, относился скептически. «Царь Иван Васильевич Грозный» стал первой и единственной российской картиной с участием Фёдора Ивановича.

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Грозного/ Фото: соцсети
Фёдор Шаляпин в роли Ивана Грозного/ Фото: соцсети

В эмиграции Шаляпину довелось поработать и в звуковом кинематографе. К тому моменту Шаляпин уже давно грезил Рыцарем печального образа. «О, Дон Кихот Ламанческий, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю», — писал он Горькому. В 1910 году в Монте-Карло состоялась премьера оперы Жюля Массне, где Шаляпин воплотил образ героя Сервантеса. «Рыцарь Шаляпина в некоторых штрихах превосходит даже оригинал Дон Кихота. Он никогда не бывает смешон, даже в моменты, когда он отдается самым обманчивым иллюзиям. Его всегда окружает ореол возвышенного идеализма», — писал немецкий критик Дернбурэ. Мечта воплотить на экране образ любимого героя, используя возможности звукового кинематографа, стала явью в 1932 году. Режиссёром фильма «Дон Кихот» года выступил выдающийся австрийский новатор Георг Вильгельм Пабст (его, в частности, вспоминают герои «Бесславных ублюдков» Тарантино). Поскольку технологии дубляжа ещё не существовало, экранизацию романа Сервантеса снимали в двух версиях — на английском и французском языке, а по некоторым данным — ещё и на немецком. Фильм Пабста имел у французской публики, по словам Шаляпина, «успех исключительный», но этапным событием в мире кинематографа не стал. Даже такой горячий поклонник шаляпинского таланта как Всеволод Мейерхольд счёл как фильм, так и актёрскую игру своего кумира малоудачными.

Феллини, ужасы по-итальянски и экранизация Умберто Эко: на экранах мира — Шаляпин-младший

Куда более впечатляющую карьеру в кинематографе сделал сын великого оперного певца. Матерью Фёдора Фёдоровича и ещё пятерых детей Шаляпина стала итальянская прима-балерина Иола Торнаги. Из СССР Шаляпин-младший уехал вслед за отцом, некоторое время провёл в Париже, а затем отправился покорять Голливуд. Несмотря на громкое имя отца и выразительную внешность, хоть сколько-нибудь крупных ролей он не получал. Во время Второй мировой войны и в годы, ей предшествующие, он, как правило, играл русских персонажей. Своеобразной вершиной его карьеры в тот период стала роль Кашкина в вольной экранизации романа «По ком звонит колокол». В этой сцене, введённой ради повышения «эмоционального градуса», эпизодический персонаж умирает на руках главного героя.

Иола Торнаги с детьми/ Фото: Общественное достояние
Иола Торнаги с детьми/ Фото: Общественное достояние

Не добившись успеха в Голливуде, Шаляпин-младший уезжает в Италию, где наблюдается подлинный расцвет кинематографа. Там характерный актёр, обладатель громкой фамилии и полиглот, знающий три языка, приходится к месту. Шаляпин-младший активно снимался в кино категории B, включая многочисленные пеплумы (псевдоисторические боевики) и комедии разной степени пошлости. Трудолюбие актёра не осталась незамеченным: в 1972 году он появляется в шедевре Федерико Феллини «Рим». Роль у него небольшая, но яркая: он сыграл актёра, выступившего на театральной сцене в образе самого Юлия Цезаря. Другой великий итальянец, обративший внимание на Шаляпина-младшего — мастер ужасов Дарио Ардженто. В «Преисподней» актёр сыграл важного для мифологии фильма персонажа, архитектора Варелли, построившего дома для трёх могущественных ведьм, чья тень накрыла Фрайбург, Рим и Нью-Йорк соответственно. По традиции режиссёр «подарил» герою эффектную сцену смерти, впоследствии же Шаляпин-младший участвовал в продюсерском проекте Ардженто («Собор» Микеле Соави).

Фёдор Шаляпин мл. в фильме
Фёдор Шаляпин мл. в фильме "Преисподняя"/ Фото: kinopoisk.ru

Международной известности актёр добился, будучи в преклонном возрасте. Венцом его карьеры стала роль Хорхе Бургосского, сурового хранителя монастырской библиотеки в «Имени розы» Жана-Жака Анно. Экранизация одноименного романа, отвергнутая Умберто Эко и встретившая прохладный приём в американском прокате, стала хитом в Европе. После этого Шаляпина-младшего заново открыли для себя голливудские продюсеры. В мелодраме «Во власти луны», награждённой тремя «Оскарами», пожилой актёр сыграл яркую роль деда героини Шер. Когда продюсеры фильма обратились за консультацией к Шону Коннери, партнёру Шаляпина-мл. по съёмочной площадке в «Имени розы», тот честно предупредил их:

— Он очень хорош, но перетянет всё зрительское внимание на себя.


Фёдор Шаляпин мл. в фильме
Фёдор Шаляпин мл. в фильме "Имя розы"/ Фото: kinopoisk.ru

ТАЛАНТ РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ

Единственным ребёнком Шаляпина, который прожил свой век на родине, стала Ирина Фёдоровна. Она осталась в Москве, где до 60-х годов проживала её мать Иола Торнаги. Ирина Фёдоровна посвятила свою жизнь театру, а с 1930 года работала чтецом на радио. В годы Великой Отечественной войны в составе артистических фронтовых бригад выступала перед моряками Балтийского и Северного флотов. За заслуги перед страной дочь Шаляпина были награждёна медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В послевоенное время Ирина Фёдоровна снималась в кино, играя эпизодические роли у таких видных режиссёров, как Борис Барнет, Абрам Роом, Юрий Озеров и Григорий Александров. Также она внесла большой вклад в дело сохранения наследия своего отца. Создание дома-музея Ф. И. Шаляпина, который был открыт на Новинском бульваре уже после её смерти — во многом её заслуга.

Ирина Шаляпина/ Фото: kino-teatr.ru
Ирина Шаляпина/ Фото: kino-teatr.ru

Больших успехов, пусть и на чужбине, добился её брат Борис, выбравший стезю живописца и скульптора. Отец активно помогал сыну на старте карьеры. Летом 1925 года Борис окончательно переезжает во Францию и Шаляпин-старший приобретает для него мастерскую на Монмартре, настоящей мекке для художников. Первые выставки молодого живописца зачастую сопровождали гастроли отца, и вскоре его талант был замечен. Его кисти принадлежат замечательные портреты Рахманинова, Прокофьева, Цветаевой, и, разумеется, Шаляпина-старшего. Переехав в США, Борис на протяжении трёх десятилетий работал художником для легендарного журнала Time. За всё время на обложках издания были напечатаны 413 работ Шаляпина, включая портреты Елизаветы II, Жаклин Кеннеди и Юрия Гагарина.