Петербурженка Анастасия Соловьёва не спешит решать квартирный вопрос с помощью маткапитала. Её дети уже подрастают, а старшим и вовсе нужны отдельные комнаты.
— Первая сложность — разделение долей. Каждому ребенку надо выделить свою, после чего квартира становится непродажной. У меня первый ребёнок от другого супруга. И встает вопрос — могу ли я её вообще продать, — поинтересовалась Анастасия Соловьёва.
Особые проблемы наступают тогда, когда семьи пытаются продать ипотечное жильё. Пока оно находится в залоге у банка, оформить «детские доли» не получается. Это значит, что никакие операции с недвижимостью невозможны. Некоторые просят помощи у родных.
— Мы продаем квартиру, в которой был задействован маткапитал. Она на продаже с апреля. Это произошло по той причине, что банк не дает разрешение, пенсионный фонд не возвращает эти день, потому что в практике такого не было. Ситуация тупиковая — о выделении долей детям мы договаривались с бабушкой и дедушкой, — заявила эксперт по недвижимости Наталья Логинова.
Дело в том, что всё упирается в закон о дополнительных мерах господдержки семей с детьми. С одной стороны он позволяет улучшить жилищные условия — направить маткапитал на покупку квартиры, строительство дома или погасить ипотечный кредит. С другой — тормозит процесс продажи такого жилья. Из-за этого кто-то пытается даже вернуть маткапитал в Пенсионный фонд.
Видео: 78.ru
На данный момент продажа квартиры с участием маткапитала — это трудоёмкий процесс. Нужно получить разрешение органов опеки, доказать, что права детей не нарушены, а жилищные условия не будут хуже прежних.
Депутаты Госдумы решили пойти навстречу таким семьям и предложили отменить статью закона об обязательном распределении долей. По их мнению, сейчас люди не могут в полной мере распоряжаться имуществом. Среди других препятствий называют неопределенность размера самих долей. Об этом в законе ничего не сказано. Есть только рекомендация — доля должна быть соразмерна по стоимости той части маткапитала, которая приходится на члена семьи. Например, если стоимость квартиры площадью 44 кв. метра — 3 млн 600 тыс. рублей, а в семье трое детей, то доля на каждого ребёнка составит 173 тыс. рублей или 1/20 часть квартиры. Однако, с этим согласны далеко не все.
— В любом случае мне кажется это не в интересах детей. Это же обременение существует не просто так — его придумали ради того, чтобы именно маткапитал нельзя было тратить без учета интереса детей, — подчеркнул председатель Санкт-Петербургского родительского комитета Михаил Богданов.
По мнению руководства одного из крупнейших банков, инициатива законодателей не только не приведет к нарушению прав детей, но и позволит семьям быстрее решить квартирный вопрос.
— И вот здесь бы законодателю сказать: «Органы опеки, дорогие наши, в интересах несовершеннолетнего, чтобы вы разрешили сделку купли-продажи этой квартиры, по любой цене. Потому что некогда ждать!». Вот такая законодательная инициатива решила бы все вопросы, связанные с продажей жилья. Ну почти все, — подытожил юрист по вопросам недвижимости Антон Баранов.
За 16 лет программой маткапитала на улучшение жилищных условий воспользовались более 8 млн жителей России. Однако, количество денег на эти нужны сокращается. Например, по данным аналитиков, в 2021 году таких семей стало на 20% меньше, чем годом ранее. Поможет ли новая инициатива решить квартирные вопросы — большая загадка.