Ольга — давняя поклонница заморского бренда техники. Отказываться от любимой марки она не готова даже теперь, но возникли проблемы — нельзя пользоваться полюбившимся музыкальным сервисом. Даже счёт для использования цифрового хранилища данных пополнить не получается. Однако в обход всех межконтинетальных сложностей, возникших в прошлом году, Ольга нашла способ заплатить за облако.
— Я нашла человека, который продаёт карты App Store за 300 рублей, у него можно купить. То есть его услуга стоит 300 рублей, и отдельно оплачивается сам номинал карты. Это как подарочная карта, которую вбиваешь в App Store-приложение, и эти деньги зачисляются на баланс, — пояснила Ольга Дорохова.
Показать такие карты невозможно, материального воплощения они не имеют. Это промокоды. Откуда этот человек их берёт и насколько безопасно так расплачиваться — Ольга не знает, но продавцу доверяется.
А вот петербуржец Антон Лебедев решил, что не за то он платил деньги, чтобы теперь выдумывать лайфхаки. И отправился в Петроградский районный суд. Он посчитал, что, создав сложности с оплатой и использованием сервисов, фирма нарушает его права, и потребовал от дистрибьютера — фирмы ООО «Эппл Рус» — 300 тыс. рублей в качестве компенсации за неудобства. Но суд не поддержал чаяния горожанина.
— Потому что заявлены к ненадлежащему ответчику. Ни продавец, ни производитель не отвечают за оказание услуг по обеспечению — в данном случае — Apple Pay… Тут надо учитывать, что ответственность несёт виновное лицо, поэтому ни производитель, ни продавец не несут ответственности за введение санкций, — говорит юрист по защите прав потребителей Александр Голованов.
Большинство из тех, кто столкнулся с неудобствами, пойти в суд не отважились. Они придумали различные пути обхода запретов. А проблемы возникли не только у обычных частных владельцев смартфонов, но и у российских IT-компаний. Им для работы, оказывается, тоже, бывает, нужен софт яблочного бренда.
— Мы нашли два пути реальных на текущую минуту — это либо поиск партнёра за рубежом, который за тебя оплатит каким-то образом, перечислит деньги. Либо второй вариант — в частности, Apple мы можем оплатить не с карты, а со счёта своего телефона. Это два способа, которые мы знаем на текущую минуту, — подсказывает Алексей Кириенко, генеральный директор компании по разработке программного обеспечения.
Платить с помощью промокодов можно, это способ рабочий, но, как говорят программисты, на свой страх и риск. Для мошенников это золотая жила. А вот о том, что владельцы приложений, которые теперь недоступны россиянам, каким-то образом используют персональные данные, говорят, не стоит переживать.
— Там не такие глобальные персональные данные: ФИО, телефон, e-mail, дата рождения, — не та информация, о которой стоит бояться, что она осталась в Европе. Могут в рассылки какие-нибудь включать, но я думаю, они сейчас настолько настроены против нас, что из принципа не будут этого делать, — считает Кириенко.
Многие покупатели, придя в магазин, удивляются: несмотря на санкции, о которых так много говорили, и все возникшие ограничения, на прилавках есть вся продукция, которую они ищут. Парадокс: техника даже дешевле, чем год назад. Продавцы поясняют: работает параллельный импорт, товары завозят не напрямую, а через другие страны, и теперь у поставщиков нет необходимости держать цену, которую задает производитель. Соответственно, и спрос есть — смартфоны и планшеты так же популярны, а выбор расширился — помимо привычных брендов из США, Кореи и Европы, на рынке всё громче заявляет о себе Китай.
— В самом начале мы стали ориентироваться на Honor и Huawei, так как у них нет Google-сервисов, которые изначально тоже были заблокированы у них, и есть весь ряд приложений, которые всё ещё продолжают работать на российском рынке. Изначально люди покупали данные смартфоны из-за боязни чего-либо, но сейчас эта боязнь отошла на задний план. Люди уже научились пользоваться телефоном и без этих приложений, и продолжают покупать айфоны, — говорит администратор одного из магазинов сотовой связи Кирилл Шрамченко.
«Яблочники», как сами себя называют любители марки, придумали, как пользоваться сервисами, даже если приложение и вовсе невозможно скачать: если и нет самого приложения в AppStore, то можно воспользоваться браузером: зайти в браузер, найти веб-сайт данного приложения и пользоваться через веб-сайт.
Но как же хвалёный лозунг «клиент всегда прав»? Петербургские юристы считают: даже если бы суд проходил в Калифорнии, по месту нахождения ответчика, вряд ли в деле «Лебедев против Apple» Фемида встала бы на сторону покупателя. Но повлиять на ситуацию может общественный резонанс.
— Простой пример, что когда компания Sony и их онлайн магазин решили уйти из России, и люди оплатили годовые подписки, а суммы это существенные, то начали эту историю поднимать и начали предъявлять претензии. И Sony пошли на определённые уступки, — приводит пример руководитель международной практики юридической компании Дмитрий Сидоров.
Так и Mircosoft в конце прошлого года разблокировал для россиян доступ к своим сервисам, хотя официально это отрицает. Уже в этом году по тому же пути пошёл Intel. Оно и понятно: IT-гиганты теряют прибыль, а российские разработчики тем временем придумывают альтернативу заокеанским приложениям — не только закрывают отечественный рынок, но и выходят в Азию и Африку.