Прошедший год нанёс значительный ущерб российскому кинобизнесу. Полностью закрылись 34 кинотеатра, а падение сборов с начала 2022-го по 18 октября составило 44% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Виной тому стал уход с российского рынка компаний Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount. Доходы от проката голливудских фильмов составляли около 75% выручки кинотеатров, заявил в конце марта глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. Годовые сборы российского кинопроката показали худший за последние 13 лет результат, составив 21,77 млрд рублей (в 2019-м — 55,53 млрд рублей).
Лидером российского проката стал приключенческий фильм «Анчартед: На картах не значится». Экранизация популярной видеоигры собрала 1562 млн рублей. Проект Sony вышел ещё до начала СВО, поэтому он продолжал собирать приличную кассу на протяжении нескольких месяцев.
Сенсация года — неожиданный успех российского фильма «Сердце Пармы» (второе место с результатом 932 млн рублей). Вольная фантазия на тему русской истории, снятая с производственным размахом, в этот раз смогла найти путь к сердцу зрителя. В основе «Сердца Пармы» лежит роман Алексея Иванова о покорении Пермского княжества Москвой в XV веке. Успех фильма говорит о запросе зрителя на исторические блокбастеры и гарантирует их дальнейшее производство.
Тройку хитов российского проката замыкает «Смерть на Ниле» Кеннета Браны, снятый по роману Агаты Кристи. Фильм со звёздным актёрским составом (Галь Гадот, Арми Хаммер, Роуз Лесли) собрал 664 млн рублей. После ухода голливудских студий резко выросла доля российского кино в прокате (до 51% в декабре 2022-го).
Повторный прокат стал одним из ответов российского кинорынка на уход Голливуда. В этом году рекордсменом по сборам стал «Брат» Алексея Балабанова, заработавший 74,6 млн рублей. Российский фильм 1997 года опередил зарубежные картины 80-90-х годов, популярные у российского зрителя, и первую часть «Властелина колец», которая вышла в апреле 2021-го. Кассовый успех «Брата» стал неожиданностью для продюсера Сергея Сельянова, превзойдя самые смелые ожидания.
Всего в 2022 году было 85 повторных релизов — на 37 больше, чем в 2021-м. Тем не менее, закрыть повторным прокатом брешь, которая образовалась после ухода голливудских гигантов, нельзя.
Российские прокатчики не смогли пройти мимо главной премьеры 2022 года — фильма «Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона. Съёмки долгостроя шли три года, а общая сумма затрат на его производство составила $350-460 млн. Сборы фильма уже превысили 1 млрд долларов — чтобы преодолеть эту отметку, «Аватару» понадобилось всего 12 дней. Официальный прокат фильма Кэмерона в России невозможен, поэтому в кинотеатрах РФ демонстрируется копия с русской озвучкой для стран СНГ. Фильм уже показывают в Екатеринбурге, Татарстане (переименовав его в «Сверхлюди), Красноярске, Якутске и других городах. Крупнейшие игроки кинотеатрального рынка готовятся к премьере 12 января.
«Отмена» русской культуры на Западе не обошла стороной кинематограф. Российские актёры выбыли из ряда перспективных международных проектов, а кинофестивали превратились в арену для политических высказываний против РФ. Лишь самые статусные режиссёры избегают проявлений обструкции. Один из них — Александр Сокуров, представивший свою новую работу «Сказка» на кинофестивале в Локарно (Швейцария). До этого режиссёр планировал отправить картинку в Канны, но затем передумал. Выбор фестивальной площадки для премьеры «Сказки» не случаен. В 1987 году в Локарно показали «Одинокий голос человека», дебют Сокурова, снятый в 1978-м и отправленный на «полку» руководством студии ВГИК вплоть до Перестройки. В 2006 году российский режиссёр получил почётную награду фестиваля за вклад в кинематограф. Секрет популярности Сокурова за рубежом объясняется не только духовностью его творчества. Режиссёр известен как яркий визионер: так, «Русский ковчег», снятое одним кадром путешествие по многовековой истории Эрмитажа, заработал $5,6 млн в иностранном прокате. «Сказка» тоже относится к экспериментальному кинематографу: Сокуров и его команда отсмотрели сотни часов документальной хроники, «оживив» героев с помощью нейросетей. Главные роли «играют» ключевые персонажи европейской истории XX столетия — Сталин, Черчилль, Муссолини и Гитлер. Место их встречи — загробный мир, отсылающий к Данте, Доре и Пиранези. Прокат фильма запланирован в Испании, Португалии, Сербии, Франции и Италии. О российской премьере пока что ничего не известно.
Индустрии российского кинопроката удалось выстоять под ударом санкций. Пессимистичные прогнозы конца апреля, в которых предсказывали закрытие минимум 50% кинотеатров, не сбылись. Прокатным компаниям определённо пригодился опыт, накопленный во время коронавирусных ограничений.