Под конец года в Петербурге решили обсудить развитие велоинфраструктуры. За круглым столом собрались автовладельцы, велосипедисты и пешеходы: то есть все участники дорожного движения, которым часто бывает не по пути. Но на этот раз они смогли договориться о том, что делать, чтобы всем было комфортно. А вот чиновникам пришлось отвечать на неудобные вопросы: где те условия, которые обещали создать? Что уже сделано в городе для комфорта и безопасности любого вида перемещения и что ещё предстоит сделать? Корреспонденты 78.ru присоединились к дискуссии.
Лето красное пропело, велосообщество Петербурга оглянулось на обещания чиновников: где обещанные удобные маршруты через мегаполис? К примеру, продолжение выделенной полосы от набережной реки Фонтанки, вдоль Крюкова канала к Васильевскому острову?
— Почему они не сделаны были? — этот вопрос можно было бы задать представителям Центра транспортного планирования, которых мы приглашаем на каждую встречу, на каждое заседание. Не то, что люди не пришли, а даже не ответили, — заявил — исполнительный директор северо-западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес.
Профильные чиновники парируют: в Петербурге под 140 км дорожек и полос специально для велосипедов и прочих средств передвижения, мол, катайся не хочу. Впрочем, пока горожане массово отказываться от личного автотранспорта в пользу двухколесного не спешат. И причин для этого немало.
— Любой цивилизованный город должен способствовать велоинфраструктуре. Почему у нас это не особо развивается? Опасно: существующий скоростной режим не позволяет с безопасностью двигаться на велосипеде. При столкновении машины с велосипедом — один уезжает в ремонт, второй в морг. Или в больницу, — отметил депутат ЗакСа Алексей Цивилёв.
Те самые 140 километров велосипедных маршрутов в Петербурге появились в основном за счет пешеходных зон или автодорог. Вот, к примеру, Бухарестская улица. Здесь для тех, кто привык к прогулкам, на своих двоих даже асфальта нет. Лужи и грязь пешеходы будут обходить именно по велосипедной полосе. Больше негде, а это как минимум потенциальный конфликт, да и до травм недалеко. Дальше — не лучше.
— Велодорожка вроде сделана по Бухарестской улице. Она вот здесь не заканчивается, а прерывается. Пешеходы уходят на тротуар, а велодорожка сделана в парковку. Если велосипедист едет с нормальной скоростью 20-25 км\ч, переезжает дорогу, все его пропускают, а дальше он находится в слепой зоне для половины припаркованных автомобилей, —подчеркнул транспортный инженер Иван Вергазов.
Между прочим один километр велодорожки стоит около 10 млн рублей. Полосы подешевле.
— Вот по Фонтанке — это не велодорожка, это полоса для велосипедистов. Это дешевле, это техническими средствами организации дорожного движения — разметка, знаки. Велодорожка — это конструктивно обособленное инженерное сооружение, которое предполагает, что мы выбирали небольшой котлован, строили нормальную дорогу, отдельную от тротуара, — объяснил эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения при правительстве российской федерации Дмитрий Попов.
Вот к примеру эти 3 километра велодорожки на Бухарестской улице обошлись в 17 млн бюджетных рублей.
— У нас те, кто делают — проектировщики и чиновники никогда не виноваты, а здесь вот два человека, которые волей их непрофессионализма встретятся в не очень приятных обстоятельствах, они будут разбираться друг с другом и ГИБДД, — сообщил транспортный инженер Иван Вергазов.
От некоторых специалистов поступают предложения делать велодорожки даже из цветного асфальта — способ уже давно и успешно применяют в Европе, говорят, так можно снизить количество ДТП. Вопрос цены.
— Если мы сравниваем цветной асфальт с чёрным, то конечно он дороже. Но если мы сравниваем цветной асфальт с цветным покрытием, то цветной асфальт на 30% более экономичный для бюджета города, — добавила директор по развитию асфальтобетонного завода Ольга Пономарёва.
Несколько лет назад власти Ленинградской области взялись за масштабный проект: велодорожка связала приграничный Светогорск и финскую Иматру. Сейчас профильные чиновники уверяют: почти 60 млн рублей — столько стоила трасса — потрачены не зря.
— Даже в условиях существующих ограничений велосипедная дорожка остается востребованной. Она связывает основные точки притяжения в приграничном городе и имеет потенциал для привлечения внутренних туристов. Велосипедная дорожка имеет большие перспективы, как в плане внутреннего пользования, так и при открытии границ, — отметили в пресс-службе Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Откуда столько велосипедистов в северных регионах, где несколько месяцев лежит снег— вопрос. Уже есть предложения отправлять любителей двухколесной езду в зимний отпуск.
— Я бы делал временные велодорожки или велополосы. Сезонные. С марта по ноябрь. Зимой бы использовал под парковки. Тем более, что сейчас новые правила ГАТИ — они будут заставлять автомобилистов не ставить во дворах. Зимой там должна быть полноценная уборка. А где эти машины будут парковаться? , — добавил депутат ЗакСа Алексей Цивилёв.
Другой вопрос: как это сделать технически и юридически — не перекрашивать же асфальт каждые полгода. Ещё один вариант — проектировать велодорожки более рационально, и здесь можно вспомнить о перехватывающих парковках для автомобилей.
До метро уповать не на протяженность дорожек, а на качество их планирования. Эксперты говорят, что житель Петербурга в среднем до работы едет около 20 км. Понятно, что такое расстояние дважды в день осилит далеко не каждый. Велосипед должен быть транспортом «последних километров» — до метро утром и оттуда до дома — вечером.
Ну, а пока получается так, что велоинфраструктура в Петербурге — существует скорее для галочки, эдакая дань моде — лишь бы была.
Видео: 78.ru
Ранее 78.ru писал, что в Тосно появится велодорожка за 25 млн рублей.