Одно из самых роскошных зданий на Невском проспекте откроется в привычном петербуржцам формате книжного магазина через считанные дни — 12 ноября. Об этом 7 ноября рассказал (впрочем, не в первый раз) вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский. В ожидании этого дня вспомним о густой сети интриг, окутавших в своё время «Дом книги», борьбе субарендаторов с арендаторами, бесконечных переносах открытия и других, более спокойных, но не менее интересных фактах из истории здания.
Главный книжный магазин Петербурга был закрыт с 21 марта: в этот день из здания на Невском проспекте, 28 стали вывозить книги, сувениры и прочие товары. Ещё за полтора месяца до этого, в начале февраля, Борис Пиотровский заявил, что обновлённый книжный магазин откроется после ремонта и тотальной «перезагрузки» уже 14 мая. Позже вице-губернатор анонсировал открытие Дома книги 9 мая, в день рождения Петра I, заявив, что посвящённые этому событию торжественные мероприятия станут частью праздничной программы.
Прогнозам этим, к сожалению, не суждено было сбыться. 18 апреля арбитражный суд СЗФО постановил приостановить ремонтные работы в помещении. Открытие магазина было отложено на начало осени текущего года. И только 13 июля Пиотровский анонсировал начало ремонта в здании Дома книги.
Впрочем, между анонсом и фактическим началом ремонта тоже прошло немало времени: работы стартовали только в конце лета. А в сентябре Смольный пообещал, что магазин начнёт работу к ноябрю. И только 26 октября Борис Пиотровский в первые озвучил конкретную дату — 12 ноября 2022 года, в грядущую субботу.
В этот день, а также в воскресенье, 13 ноября, он пообещал петербуржцам настоящий праздник: выступления театральных коллективов и музыкальных групп, встречи с писателями и беспроигрышную лотерею. Посетители обновлённого Дома книги в рамках лотереи получат блокноты, ручки, закладки для книг и даже термокружки.
Ремонт помещений книжного магазина уже обошёлся в 200 млн рублей, но это не предел. По словам Бориса Пиотровского, на развитие «Дома книги» как бренда город планирует потратить ещё 150 млн в ближайшем будущем. Как подчеркнул вице-губернатор, «Дом книги» — это не только здание на Невском проспекте, но также целая книжная сеть и известный петербургский бренд, который Смольный планирует развивать.
Интриги вокруг «Дома книги» просочились наружу и стали известны широкой публике ещё в декабре 2020 года. Тогда субарендаторы и владельцы располагавшегося на тот момент в здании книжного магазина пожаловались журналистам и общественности на планы арендатора выселить их из здания без имеющихся на то оснований. Об этом в декабре 2020 года на пресс-конференции заявил гендиректор работавшего в Доме Зингера на тот момент «Санкт-Петербургского дома книги» Владимир Кашин.
Само здание, отметившее недавно столетний юбилей, принадлежит городу. Его у Петербурга арендует компания «Зингер», контролируемая, в свою очередь, «Альфа-банком». Около 20 лет, с 1999 года субарендатором был «Книжный магазин № 1», который и владел ООО «Санкт-Петербургский дом книги».
В своё время, после развала СССР Смольный передал «Петербургский дом книги» вместе со всем зданием Дома Зингера в аренду на 49 лет «Балтийскому банку», одной из структур которого стал «Дом книги» (ООО «Книжный магазин № 1»). На тот момент «Балтийский банк» находился под руководством бизнесмена Андрея Исаева. Однако в 2016 году против Исаева было возбуждено уголовное дело о хищении земельных участков в Петербурге, и бизнесмен бежал во Францию.
В 2021 году начались судебные тяжбы между ООО «Книжный магазин № 1» и ЗАО «Зингер», и в сентябре прошлого года договор субаренды между ними был признан недействительным как заключённый на условиях, не выгодных арендодателю. По этому договору субарендатор платил за аренду помещения площадью в 4000 «квадратов» 7 млн рублей в месяц, тогда как рыночная стоимость, по мнению новых хозяев здания, равнялась 12 млн. Позже, в марте 2022 года суд отклонил апелляцию ООО «Книжный магазин №1».
Сам Дом Зингера, как и место, на котором он стоит, имеет весьма любопытную и занимательную историю, пропитанную страстями, амбициями и трагедиями множества известных (и не слишком) петербуржцев разного происхождения. Первое же здание, построенное здесь в середине XVIII века, постигла трагедия. Речь идёт об оперном театре, который просуществовал всего шесть лет и сгорел дотла в 1749 году. Впрочем, ранее здесь располагался перенесённый от Зимнего дворца манеж, но именно деревянный оперный дом стал первым зданием, построенным на этом углу Невского проспекта изначально.
Затем на этом месте построил себе особняк личный священник Екатерины II — протоирей Иван Панфилов. А в 1820-х годах дом протоирея стал коммерческим зданием — здесь стали открываться лавки, где торговали чаем, кофе и всяческой бакалеей. К слову, впервые книжный магазин на этом месте появился ещё до постройки Дома Зингера: уже в 1829 году в бывшей резиденции протоирея Панфилова открылась книжная лавка известного издателя и книготорговца Ивана Слёнина. Тогда же там появилась лавка с нотами.
Ещё через 20 лет здесь открылось другое знаковое место — фотоателье придворного фотографа Сергея Левицкого. Кроме того, в разное время на месте будущего Дома Зингера располагались французский книжный магазин Р. Виоле, редакция газеты «Биржевые ведомости» и банкирский дом.
Само здание дома «Зингера» — памятник амбициям и даже гордыне, а также хитрости, благодаря которой эти амбиции удалось реализовать. Швейная компания «Зингер» заполучила этот участок в центре города в 1900 году, выкупив его у владелицы Ольги Жуковской. Компания-гигант решила выстроить здесь штаб-квартиру, но такую, чтобы ни одно другое здание рядом не могло с ней сравниться.
Изначально планировалось возвести здесь настоящий небоскрёб, в лучших традициях американских высотных зданий. Руководство «Зингера» потребовало от архитектора — академика Павла Сюзора — проект восьмиэтажного (а по некоторым данным — даже 11-этажного) здания. Предполагалось, что Сюзор возьмёт за основу проект Зингер-билдинг на Бродвее, разработанный Эрнестом Флеггом.
Однако эта идея успехом не увенчалась по очень простой причине: уже тогда в Петербурге действовало строгое ограничение высотности зданий. Строить дома выше 11 саженей (то есть примерно 23,5 метра) было категорически запрещено. Такое ограничение объяснялось запретом на строительство зданий выше Зимнего дворца. И ему пришлось подчиниться — архитектор уменьшил здание до шести этажей.
Но не выделиться было невозможно. Изначально в одном из трёх проектов, разработанных Павлом Сюзором, предполагалось строительство ротонды на углу здания — но этот проект заказчик не согласовал. А вот идея возвести купол со сложной скульптурной композицией и стеклянным глобусом ни законам, ни желаниям руководства компании не противоречила и получила «зелёный свет». Именно благодаря этой композиции и без того высокое здание было видно издалека.
На момент постройки дом компании «Зингер» стал самым высокотехнологичным зданием в городе. Роскошные лифты в здании оказались первыми лифтами Петербурга. Кроме того, впервые в городской архитектуре Петербурга было построено здание с атриумами — внутренними дворами под стеклянной крышей. Среди других невероятных новшеств были также система очистки крыши от снега с помощью пара, эстетичные водосточные трубы, вмонтированные в стены, и встроенные сейфы немецкой разработки. Не всем здание было по душе: многие считали его слишком вычурным и безвкусным. А вот Александр Бенуа сравнивал его башню с флаконом духов. Тем не менее, представить себе сейчас Невский проспект без Дома Зингера невозможно: его эффектный фасад стал одной из визитных карточек города.