На завершение частичной мобилизации в России отводится ещё две недели. Об этом журналистам рассказал президент Владимир Путин. По его словам, на данный момент в части отправили 222 тыс. человек из запланированных 300 тыс. А тем временем продолжаются споры о том, кого пока призывать не стоит.
Пожалуй, наиболее ожесточённые дискуссии развернулись вокруг спортсменов-сборников. С одной стороны, они зачастую имеют прекрасное здоровье и физподготовку. С другой, мало кто служил по-настоящему и имеет востребованную военную специальность. В итоге всё сводится к дискуссии о ценности спорта высоких достижений как такового и общественной значимости медалей и наград. При этом публичных данных о том, кого положено забирать, а кого нет, не существует.
Известный тренер по фигурному катанию Нина Мозер ещё в конце сентября уверенно заявила, что членов сборных призывать не будут. Тогда речь шла о петербургских фигуристах Макаре Игнатьеве и Дмитрии Алиеве, которые получили повестки. И действительно, скоро вопрос по ним отпал. При этом глава Минспорта Олег Матыцин высказывался по данному вопросу куда менее категорично. По его словам, «определённые меры защиты для отдельных категорий будут», однако «речь не будет и не должна идти ни о какой исключительности».
У четырёхкратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Алексея Немова иное мнение. Он считает, что лучшие спортсмены — это «генофонд», который следует беречь, а потому «определённая бронь должна быть и для нынешних членов сборных, и для бывших». По факту же, всё намного сложнее. Скажем, пока не известно ни одного случая, связанного с мобилизацией действующих хоккеистов КХЛ или футболистов РФПЛ, хотя большинство из них далеки от уровня сборной. При этом многие бывшие ведущие спортсмены повестки получили, например, многократный чемпион мира по хоккею с мячом Иван Максимов и бронзовый призёр Евро-2008 по футболу Динияр Билялетдинов.
Об отсутствии «исключительности» говорят и слова замминистра спорта Одеса Байсултанова. По его словам, сборные команды будут выпускать за границу только в том случае, если в командах отсутствуют «подлежащие частичной мобилизации». Значит сам факт попадания в сборную от участия в мобилизационных мероприятиях не освобождает. Одновременно стало известно о том, что в России создаются добровольческие отряды из числа профессиональных спортсменов. Если эксперимент признают удачным, его планируется расширять.
Продолжаются дискуссии и по поводу ещё одной категории спортсменов. На днях член комитета Госдумы по физической культуре и спорту Роман Терюшков подчеркнул, что детские тренеры воспитывают «будущих защитников», а потому «должны иметь бронь, чтобы процесс подготовки не останавливался». Однако пока это всего лишь слова, не подкреплённые конкретными законодательными инициативами.
Другая точка напряжения — отсрочки по семейным обстоятельствам. Что делать с единственными кормильцами или многодетными отцами? Изначально под частичную мобилизацию не подпадали отцы четырёх детей до 16 лет или трёх, но при наличии жены на 22 неделе беременности. В конце сентября группа депутатов внесла поправки в законодательство, дающие отсрочки отцам троих детей. При этом их возраст повышался до 18 лет, а в случае обучения по дневной форме — до 23. Согласно пояснительной записке, инициатива направлена на «защиту прав несовершеннолетних» и «реализацию политики РФ в вопросах демографии».
В итоге вопрос, судя по всему, положительно решился без внесения поправок. Несколько дней назад глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ) заявила, что 9 октября во все военные округа «из Генштаба» был разослан новый список отсрочек, в котором «нормативы» по детям снижены на одну единицу. В качестве доказательства военкоматы будут принимать детские свидетельства о рождении. 14 октября информацию о новых отсрочках подтвердили официально, при этом у отцов есть право добровольно «явиться в военкомат и изъявить желание быть мобилизованным».
Ещё один законопроект от «Новых людей» предполагает предоставление отсрочки единственным сыновьям и дочерям одиноких родителей. А ЛДПР хочет дать поблажки детям погибших военнослужащих. Также во внесённых поправках речь идёт о единственных кормильцах семей с инвалидами, а кроме того, предлагается ограничиться одним-единственным ребёнком от каждой семьи. Однако все эти изменения могут подоспеть уже к тому времени, когда частичная мобилизация закончится.
Ещё одна распространённая тема для дискуссий и лоббирования — так называемая бронь. Она нужна, чтобы обеспечить бесперебойную работу целого ряда отраслей, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Минобороны определило перечень специалистов с высшим профильным образованием, которые могут получить отсрочку, пока работают в соответствующих организациях.
В СМИ со ссылкой на источники писали, что за своих подопечных из IT пыталось заступиться Минцифры. Не секрет, что именно разработчикам ПО проще всего найти работу за границей, и после 24 февраля среди них началась массовая миграция. Однако в итоге в IT будут действовать общие правила. То есть, отсрочка положена только сотрудникам аккредитованных организаций с полным рабочим днём и лишь при наличии соответствующего образования. Представители отрасли не раз отмечали, что под эти условия большинство IT-специалистов не подпадают. С другой стороны, более широкие поблажки выглядели бы несправедливо по отношению ко всем остальным.
Также отсрочки получат сотрудники банков, операторов связи или системообразующих СМИ. Но не все и не автоматически. Решение будет приниматься на основе списков, которые готовят руководители предприятий.
В последнее время немало спекуляций звучит и по поводу отсрочек для депутатов и чиновников. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сразу после объявления мобилизации во всеуслышание заявил:
«Никакой брони у депутатов нет».
Хотя когда такие пустяки, как верификация данных, волновали оппозиционных блогеров, пишущих из Казахстана и Грузии? Среди петербургских депутатов участие в СВО принимает Виталий Милонов. По словам политика, он является старшим сержантом и наводчиком артиллерийской батареи с позывным Густав. Также известно о том, что повестку получил депутат-боксёр Николай Валуев, а в качестве добровольца в зону спецоперации отправился зампредседателя петербургского Комитета по молодёжной политике Иван Есипов. Среди чиновников, записавшихся в добровольцы, есть и более известные и высокопоставленные. Например, первый вице-премьер Башкортостана Азат Бадранов. Но менее известных и высокопоставленных гораздо больше.
Ранее стало известно о гибели начальника одного из отделов московского правительства Алексея Мартынова, который был мобилизован в сентябре. О смерти чиновника сообщила сотрудница RT Наталья Лосева.
«Погиб геройски 10 октября», — написала журналистка.