Общество
15:3715 октября 2022

В тесноте и обиде: петербуржцы жалуются на «человейники» с неразвитой инфраструктурой

По нормативам на 120 жителей микрорайона должно приходиться минимум одно место в школе и четыре в детском садике, но в новостройках Петербурга этот баланс не соблюдён, что называется, от слова «совсем».
Фото: 78.ru

Ещё пару десятков лет назад Петербург охватил мощный строительный бум, и новые кварталы начали появляться чуть ли не каждую неделю. Туда заселялись десятки тысяч людей, которые столкнулись практически с полным отсутствием какой-либо инфраструктуры: не было школ, детсадов, поликлиник и больниц, про общественный транспорт и говорить нечего.

С недавних времён ситуацию пытаются выправить — дополняют новостройки социальными объектами, но всё равно значительная часть жителей гигантских «человейников» на окраинах живёт всё с теми же проблемами. И когда они от них избавятся — непонятно. Хотя бы потому, что нынешние власти продолжают делать те же ошибки в развитии этих районов, что и их предшественники.


Арцеуловская аллея. Час пик. Очередь из желающих доехать до ближайшей остановки метро «Комендантский проспект» каждое утро растягивается на десятки метров. И так уже второй месяц.

— Осенью началась вот эта вот проблема. Человек двести, наверное, вчера набежало… Автобусы, конечно, подходят. Но они не справляются и очереди всё новые заселяются и заселяются, — рассказывает местная жительница.

Речь о тех, кто купил жильё в ЖК «Чистое небо» и «Ультрасити». В каждом из них около 30 тысяч квартир. Если сейчас автобусная остановка на Арцеуловской аллеи выглядит так… То, что здесь будет совсем скоро — страшно даже представить.

— Здесь в первый раз только сняли забор, начали выдавать ключи — я ещё здесь не была. Наш дом следующий. Ожидаем ключи где-то в течение месяца, — отмечает Наталья Зуева.

Она без пяти минут новосёл, но счастливой себя называть не спешит. В огромном ЖК «Чистое небо» никто не подумал о школе для её дочки.

— Куда пойдёт ребёнок — я не знаю. Вот у нас здесь рядом есть 573-я школа, но места закончились ещё два года назад. Люди бились через прокуратуру, суды и так далее — вплоть до октября прошлого года, — признаётся женщина.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Специально для нас Наталья разработала собственную таблицу проблем петербургских новостроек: что есть, чего не хватает, и на что надеются такие же как она — жертвы градостроительных ошибок.

— Начинала я с «Чистого Неба», потому что здесь покупали квартиру. Но, как оказалась, проблемы инфраструктуры общие — в наших садах и школах нет свободных мест. Пришлось изучать все ЖК, которые здесь возводятся, проверять их застройщиков, — делится Наталья.

Статистика вышла грустная, говорит Наталья. Если по нормативам на 120 жителей микрорайона должно приходиться минимум одно место в школе и четыре в детском садике, то в новостройках Петербурга этот баланс не соблюдён, что называется, от слова «совсем».

Архитектор по образованию, Наталья уверена: это градостроительная примета времени. Отдельные здания для социальных объектов застройщик возводить не хочет, хотя по новым строительным правилам от 2021 года делать это обязан. Но для бизнеса намного выгоднее другое — плодить и множить коммерческую площадь. Её всегда можно сдать частным садикам и негосударственным медцентрам.

— У нас сейчас два года существуют строительный комитет, который хоть как-то стал следить за строительством не только ЖК, но и тем, чтобы возводилась хотя бы минимальная социальная инфраструктура. Но, увы, комитет следит только за современными ЖК. За старыми не следит. Виноваты и застройщики, которые не строят, и власти, которые плохо следили за застройщиками, — считает Зуева.
— Да, сейчас жёстко, очень жёстко. Прошло два года после принятия правил. Но даже за три года проблему не решить. Надо искать участки, запроектировать. Это год, полтора. Ещё два построить. Два года с точки зрения строительства — это не срок. Я надеюсь, что картина будет хоть как-то меняться в интервале пять или десять лет, — отмечает вице-президент российской гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко.
— Мы искали, чтобы было зелено, чтобы были какие-то парки, какая-то зона отдыха, чтобы можно было с ребёнком погулять, походить в этом парке и не ехать в центр либо совсем с маленьким ребёнком не ехать за город, — рассказывает Анна.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Научный сотрудник Анна Вторушина вместе с мужем переехала в Петербург из Томска. Начали делать ремонт в просторной «однушке». Время от времени поглядывали в окно. Во дворе дома по обещаниям застройщика должен был появиться садик. Не сложилось. Обманули.

— Проект был один сделан и разрешение выдавалось на один проект, а уже по мере строительства дома и его сдачи — выясняется совершенно другое, и по факту мы совсем не то получили. Никакого надзора будто бы за стройками нет. Застройщик хорошо вешает лапшу на уши, — сетует Вторушина.
— Надо находить более резкие решения. Например, через выкуп частных детских садов. Через приспособление зданий под соцобъекты. Через подключение частных детских садов к предоставлению мест тем детям, родители которых не могут заплатить, — убеждён Вячеслав Семененко.

Ну, а пока молодая семья задумалась о продаже квартиры на окраине и дополнительном кредите на новое жильё, поближе к цивилизации.

Ещё одна примета стремительно меняющейся урбанистической эпохи — появление жилищно-коммунального новояза: «конурята» и даже «сытые нищеброды» — так сами себя нередко называют жители окраин и тех самых «человейников», способных вместить десятки тысяч горожан. В квартирах, как правило, скромного габарита.

— Не очень корректные, конечно, обозначения, потому что люди не виноваты, в том, что на рынке жилья существуют такие предложения. Это связано с градостроительной политикой и городским управлением, люди ищут лучшей жизни, мигрируют в высокоресурный регион. Ипотека предполагает некоторые взносы. Может быть, их можно отнести к среднему классу или может, ниже среднего класса, но нищебродами мы их назвать не можем, — объясняет заведующая сектором социоурбанистики социологического института РАН Елена Тыканова.

Кем себя считать и на какое прозвище отзываться — Виктория Волкова, ипотечница, недавно ставшая матерью, не знает. Говорит, больше всего её возмущает даже не количество соседей по ЖК, а то, что конца и края строительству не видно, гулять с коляской уже негде.

— Градостроительная комиссия Петербурга хочет поставить здесь ещё два многоквартирных дома. Мы все местные недовольны: нас никто не оповестил о том, что внесут изменения в генплан. К тому же есть недоделки наших построенных домов и то, что здесь постоянно стоит вода. Мы боимся подвижек грунта. Могут пойти трещины по дому, — говорит Виктория Волкова.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А ведь неприятности уже начались. Недавно так называемые «швы» — места стыков плит — начали расходиться. И это только малая часть коммунальных бед.

— Паркинг постоянно затоплен, машины ставить некуда. В 9 вечера у меня муж возвращается с работы, вот эта вот вся часть Королёва она вообще вся заставлена машинами. А во двор он даже не пытается въехать, потому что там мест давно нет, — пояснила Виктория.

Неуёмные аппетиты застройщиков и отсутствие транспортной инфраструктуры в «человейниках» — эксперты называют основной проблемой петербургских многоэтажек.

— За последние десять лет темпы строительства жилых площадей стремительно опережают темпы ввода новых дорог и метрополитена. Именно поэтому мы имеем на окраинах города самые острые места, и мы их постоянно монитором, — заявил заместитель директора ГКУ «Организатор перевозок» Павел Адарич.

Контроль действительно серьёзный: это и мониторинг транзакций системы электронной оплаты проезда, и данные специальных приборов фиксации пассажиропотока, но толку от этого мало… В профильном комитете разводят руками: каждую осень в Петербурге фиксируется наплыв студентов и сезонных рабочих. Селятся, как правило, на окраинах, где стоимость жилья заметно ниже. Поэтому в самые дождливые месяцы года очереди на остановках становятся особенно длинными, но чиновников это не смущает.

— Авиагородок мы посмотрели — там такие очень интересные ситуации. В утренний час пик мы видим восемь рейсов, которые едут очень плотно, но перед этими восьми рейсами и после этих восьми рейсов по одному автобусу идут полностью пустыми, то есть по факту — это привычки людей, которые через месяц-два привыкнут распределять своё время правильно. Это не сигнал, чтобы мы добавляли автобусы, — считает Павел Адарич.

Эксперты уверены: несмотря на очевидные минусы, рост «человейников» не остановить. А значит самое время задуматься, как изменить правила освоения территорий, чтобы избежать новых жертв градостроительных ошибок.

СтроительствоЖКХТранспорт
Новости партнеров