Уход студий-мейджоров с российского рынка, кажется, может добить кинотеатры, сумевшие пережить пандемию коронавируса. Постепенно походы в кино, как вид повседневного досуга, становятся всё менее популярными. Это стало заметно уже в марте, когда трафик упал в сравнении с январём втрое, а за ним последовала и выручка. Воскрешение «Брата-2» в прокате ситуацию не спасло. Можно по-разному относиться к супергероям Marvel и DC или диснеевским персонажам, которые в последнее время всё чаще либо иллюстрируют, либо пересказывают новомодные леволиберальные методички, но, как говорится, любим мы их не за это. Отечественное кино — это хорошо, но мало, а к обещанным индийским, китайским, турецким и латиноамериканским новинкам в России пока явно не сформировался вкус. Да и масштабы маркетинга там явно не те. Пока в индустрии думают, что со всем этим делать, предлагая рецепты вроде принудительного лицензирования американской продукции, у жителей крупных городов формируются новые привычки. Вполне вероятно, что если где-нибудь через полгода вернётся старая жизнь со звёздными воинами и стражами галактики, то они уже не соберут прежнюю аудиторию.
В этом смысле символичными выглядят перемены, которые прямо сейчас происходят в ТЦ «Пик» у метро «Василеостровская». Ещё недавно точкой притяжения на четвёртом этаже торгового центра служили кинозалы, способные одновременно вместить более 1000 человек, однако теперь там всё переделывают под новое гастрономическое пространство. И это при том, что с начала года на берегах Невы уже открылись четыре новых фуд-холла и ещё три находятся в высокой степени готовности. Помимо ТРЦ вроде «Пика» и «Галереи» тренд подхватили рынки. В августе концепция такого формата заработала на Московском рынке на Решетникова, а в будущем свои гастрономические пространства планируют открыть на Торжковском и Сытном рынках. Принципиальное отличие привычного фуд-корта от фуд-холла в том, что люди, пришедшие в ТЦ, забегают в тесное пространство фуд-корта быстро перекусить, чтобы потом продолжить похождения по магазинам, а в фуд-холл идут целенаправленно ради него самого — посидеть с друзьями и попробовать что-нибудь вкусное и необычное. Еда превращается в гастрономическое приключение. На данный момент в Петербурге уже работают 11 таких гастрономических пространств, а к 2025-му году, если будут реализованы все заявленные проекты, к ним прибавятся ещё 12.
Правда, уже сейчас участники рынка жалуются на высокую конкуренцию, при этом россияне всё чаще экономят на излишествах в ожидании давно обещанного падения доходов. На этом фоне столичный общепит летом уже столкнулся с падением числа посетителей, однако Петербург пережил это период вполне благополучно, в том числе благодаря большому числу внутренних туристов. На четырёх из пяти главных барных улиц Петербурга свободные площади продолжают сокращаться. При этом формат заведений тоже меняется. И это связано не только с ростом популярности гастрономических пространств и уходом западных сетей вроде пресловутого «Макдональдса». По данным агентства KNRU, с марта этого года в Петербурге на 35,2% сократилось число кафе, специализирующихся на приготовлении шавермы. Правда, их по-прежнему много — 1253, и они составляют заметную долю среди всех 5900 заведений общепита. При этом вместо шаверм петербуржцы всё чаще покупают пирожные и булочные в пекарнях. Количество точек общепита подобного формата с марта напротив выросло на 7,5%. Теперь их уже 145. До шаверм пока далеко, но тенденция налицо. Также в тренде пышечные и блинные. Вероятно, играет роль и то, что ценники в таких заведениях, как правило, не самые высокие.
Стремление к ответственному и экономному потреблению отражается и на движении товаров и денег в ритейле. О росте доли секонд-хенда и ресейла свидетельствуют самые разные индикаторы, даже динамика рынка труда. По данным сервиса поиска работы hh.ru, за год в Петербурге число вакансий в магазинах секонд-хенда выросло на 75%. В Ленобласти прибавка составила 45%. Магазины набирают продавцов, консультантов, упаковщиков и менеджеров.
Помимо одежды или обуви повышенным спросом пользуются подержанные автомобили, оргтехника, компьютеры и смартфоны. Об этом ранее сообщал сервис бесплатных объявлений Avito. А «МегаФон» подсчитал суммарный трафик на 14 популярных ресейл-платформах и электронных досках объявлений. За первые семь месяцев 2022 года он вырос в Петербурге в сравнении с прошлым годом на 55%. При этом тенденция усилилась именно во втором квартале на фоне ухода западных брендов и проблем с официальными поставками люксовой продукции. Авторы исследования пришли к выводу о том, что специализированные ресейл-платформы в последнее время увеличивали трафик в 10 раз быстрее универсальных интернет-магазинов и маркетплейсов.
Впрочем, отчасти данные цифры вписываются и в мировой тренд, связанный с многолетней пропагандой концепции «устойчивого развития». В McKinsey прогнозируют, что глобальный рынок вторичных продаж в ближайшие 10 лет будет расти на 10-15% в год. Один из крупнейший отечественных маркетплейсов Ozon решил подхватить волну и объявил о запуске собственного сервиса частных объявлений. Его предлагается использовать и бизнесу под реализацию уценённого товара. Компанию не остановил даже рассматриваемый Госдумой законопроект о едином рекламном операторе, который потенциально может обессмыслить сделанные инвестиции, так как действие документа в настоящее время распространяется и на электронные объявления.
Быстрый рост доли онлайн-продаж относительно всех покупок не остановился и после окончания пандемии, она достигла в первые шесть месяцев 2022 года 11,2% против 8,8% год назад. Более того, после ухода привычных брендов и закрытия части кинотеатров петербуржцы стали менее охотно ходить в торговые центры, всё чаще делая ставку на поиск нужных товаров в сети. В первом полугодии 2022 года россияне потратили на интернет-покупки 2,3 трлн рублей. Годовой прирост — 43%. При этом падает интерес к иностранным площадкам, сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). 7,3% всех интернет-заказов приходится на Петербург. Российские маркетплейсы мечтают не останавливаться на достигнутом и уже отправили в правительство письмо с просьбой отменить ограничения на дистанционную торговлю алкоголем и лекарствами.
Отечественные дизайнеры и производители одежды активно включились в борьбу за потребителя, брошенного западными конкурентами. Уже по итогам первых четырёх месяцев 2022-го года в Петербурге отмечался двукратный рост оборота компаний из этого сегмента. Правда, тогда эту тенденцию связывали с производством форменного обмундирования, а также специальной и рабочей одежды. Теперь же эксперты отмечают, что даже компании, работавшие только в интернете, решили пойти в оффлайн и попытаться застолбить освободившиеся места в ТЦ.
Эти сдвиги пытаются ускорить в Смольном. Ещё на ПМЭФ-2022 Александр Беглов анонсировал программу поддержки петербургских дизайнеров. Летом город начал отбирать производителей одежды и торговые центры, которые предоставят специальные площадки для местных мастеров. В ходе «нулевых чтений» бюджета на 2023 год на организацию таких ярмарок в следующем году уже запросили 110 млн рублей. Примерно на таком же уровне находится и финансирование программы в этом году.
К сожалению, производить популярные и дешёвые смартфоны и компьютеры в Петербурге пока не научились, да и автопром, представленный многочисленными иностранными компаниями, пострадал от санкционного давления, зато подсуетились китайцы. К примеру, по данным МТС, во втором квартале на долю китайских компаний приходилось порядка 70% всех проданных в России телефонов. Особенно популярны Xiaomi, Samsung, Realme и Tecno. Июльский прирост продаж в сравнении с июнем составлял 77%. Уже привычные тенденции наблюдаются на авторынке. Общее число продаж новых машин упало в сравнении с прошлым годом почти вдвое, но подержанных автомобилей продаётся примерно столько же, сколько и год назад, а «китайцев» стали покупать на 37% чаще.
Меняется и отношение россиян к путешествиям. Во время внутренних поездок они всё чаще предпочитают заселяться в частном секторе, а доверие к посредникам постепенно падает. По данным компании Ipsus, организацию досуга туроператорам и агентам теперь доверяют только 30% туристов. При этом возникают всё новые форматы поездок — на смену «ковидным» турам пришли шопинг-туры. Как сообщают в Ассоциации туроператоров России, за одеждой россияне часто ездят в Белоруссию, а за люксовыми товарами и лекарствами — в Турцию. В результате в продажах заметно выросла доля сити-туров, у некоторых операторов она достигает 50%, а один из них даже запустил специализированный шоп-тур. Впрочем, такой тип отдыха пока в Москве заметно популярнее, чем в Петербурге.
При этом общее напряжение последних месяцев сказывается и на психологическом состоянии россиян. В первом полугодии продажи антидепрессантов выросли на 66%. Чаще, чем в Петербурге, их покупают только в Москве, причём речь идёт и об относительных цифрах, а не только об абсолютных. В городе на Неве на 10 тыс. человек уже приходится 1201 пачка препаратов в год. Даже Московская область по этому показателю отстает на 73 пачки.
Ещё одна тенденция не попадает в официальные отчёты, но она вполне очевидна. Россияне всё более охотно прибегают к услугам пиратов, чтобы бесплатно получить продукцию компаний, которые отказывают торговать официально. Речь о компьютерных программа, видеоиграх, фильмах. Привычка платить, которую так долго и даже успешно взращивали в российском обществе, может снова надолго забыться даже тогда, когда правообладатели одумаются и решат вернуться.
Тектонические сдвиги практически незаметны, когда наблюдаешь процесс с близкого расстояния и в ежедневном режиме, но цифры, собранные за полгода, дают понятие о происходящих переменах. Хочется верить, что антидепрессанты — это временное явление. А всё остальное, кажется, не так страшно — блины и пирожные не сильно вреднее бургеров и шаверм, а китайцы научились делать вещи значительно лучше, чем раньше. Разве что по кинотеатрам мы будем скучать, если они так и не придумают, как вернуть зрителей из стриминговых сервисов и цепких лап пиратов.