Галина Польских появилась на свет 27 ноября 1939 года в Москве. Её необычная фамилия всегда вызывала вопросы: «А корни откуда?» Но ответить было некому — тайна происхождения актрисы так и осталась неразгаданной.
Своего отца, Александра Ивановича Польских, Галина не запомнила — он ушёл на фронт, когда девочке не было и двух лет, и погиб под Воронежем в декабре 1942 года. Мать, Зоя Герасимовна, во время войны заболела туберкулёзом. Работу с таким диагнозом найти было невозможно, поэтому выживали благодаря милосердию соседей — они подкармливали больную женщину и её маленькую дочь.
Первые воспоминания будущей актрисы — их крохотная комнатушка в полуподвале. Влажные стены, покрытые плесенью, непрекращающийся кашель матери, слёзы, усталое, измученное болезнью лицо, голод и холод. Но среди этой серой картины у девочки было одно радостное воспоминание — танцы. Сначала она кружилась по комнате, чтобы согреться, а потом просто потому, что это приносило ёй удовольствие.
Годы спустя Галина найдёт мамины письма к сестре — они так и не были отправлены. В одном из них будет пронзительная строка: «Валя, я скоро умру... Галя такая гибкая, всё время танцует. Наверное, станет артисткой...»
Мамы не стало в 1947-ом. Восьмилетнюю девочку хотели забрать в детдом, но соседи вспомнили, что у Гали есть бабушка по линии матери, Ёфросинья Андриановна. Бабушка, узнав о трагедии, тут же приехала в столицу, устроилась работать в магазин уборщицей и посвятила свою жизнь воспитанию внучки.
Бабушка каждую копейку тратила на меня. «Ты, главное, Галя, учись», — часто говорила мне она, — вспоминала Галина Польских. — И, кстати, артисткой я стала из-за бабушки. Она говорила: «Нам с тобой не до института, иди в керамический техникум». А я про себя подумала: «Нет, артистки хорошо зарабатывают, они богатые, пойду-ка я туда, чтобы моя бабушка не работала». И ещё мне хотелось, чтобы бабушка мною гордилась и всем говорила, что её внучка — артистка!
Галя училась на отлично и была старостой класса. Но этим её активность не ограничивалась: она была душой всей школьной самодеятельности. Девочка не только танцевала, пела и читала стихи, но и показывала акробатические номера. И конечно, играла в каждом школьном спектакле.
Во ВГИК Галя поступила, можно сказать. совершенно случайно. Шагая по улице, она увидела троллейбус с табличкой «ВДНХ», вспомнила о киноинституте рядом и села в него. Оказавшись у входа, узнала, что для поступления нужно выучить басню, стихотворение и прозу. И с первой попытки поступила на курс легендарного Михаила Ромма.
После экзаменов, — вспоминала Польских, — говорю бабушке: «Знаешь, кем я у тебя буду?» Она говорит: «Кем?» «Актрисой». Она чуть в обморок не упала.
Трудно сказать, как бы сложилась актёрская карьера Галины Польских, если бы она осталась на курсе Ромма, ведь он готовил скорее режиссёров, чем актёров. Но вмешалась судьба.
На втором курсе Галину хотели отчислить, считая, что она не сможет учиться: девушка уже была замужем и даже имела ребёнка. Но великий режиссёр Сергей Герасимов, видевший когда-то студенческий этюд с её участием, заступился за неё.
Она же там не играла, а жила, — сказал Сергей Аполлинариевич. — Пусть сейчас сидит дома, кормит дочку. А на следующий год пусть приходит — я её возьму.
Так Галина Польских оказалась на курсе Герасимова, который стал кузницей талантов для будущих звёзд советского кино: Николая Губенко, Сергея Никоненко, Евгения Жарикова, Жанны Болотовой, Жанны Прохоренко, Ларисы Лужиной, Татьяны Гавриловой и Валерия Малышева.
Это был подарок судьбы, — вспоминала позже актриса те незабываемые уроки мастерства от своих кумиров, Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, — они мне как актрисе многое дали.
Нужно отметить, что во время учёбы во ВГИКе Галина Польских не привлекала особого внимания — была тиха и скромна, не искала славы, не блистала на сцене, и чаще всего играла лишь второстепенные роли. Но когда пришло время диплома, все были удивлены, узнав, что Герасимов выбрал её на главную женскую роль в спектакле «Братья Карамазовы». Ещё больший шок испытали выпускники, когда после дипломного спектакля и выпуска мэтр распрощался со всеми, кроме двоих.
В моей новой картине «Журналист» снимутся Серёжа Никоненко и Галя Польских», - безапелляционно заявил режиссёр.
В 1961 году Галина Польских получила ещё один шанс, который изменил её судьбу. Её пригласили на роль восьмиклассницы Тани Сабанеевой в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго». Вначале артистка сомневалась — всё-таки ей было 22, она уже была замужем и имела ребёнка, поэтому идея сыграть школьницу казалась ей странной. Но, увидев пробы на «Ленфильме», все сомнения развеялись — она идеально подошла на эту роль.
Когда Галина впервые увидела себя на экране, её охватил ужас. Она так не понравилась себе, что на полном серьёзе собралась уезжать: схватила чемодан и направилась на вокзал. К счастью, её остановила ассистентка режиссёра, уговорив вернуться. Услышав об этом, Юлий Карасик приказал «закрыть» Польских на съемочной площадке до конца работы над фильмом.
На премьеру в кинотеатр «Ударник» приехал автор книги «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» - Рувим Фраерман, - вспоминала Галина Польских. - Сел рядом со мной. «Ну, посмотрим, - говорит, - удалась ли моя Таня Сабанеева». Я тряслась до конца просмотра, но когда включили свет, он встал и сказал на весь зал: «Удалась! Спасибо!»
Картина потрясла не только жителей СССР. Фильм завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля — «Лев святого Марка» — и премию «Золотая ветвь», а позже получила диплом МКФ в Вене и титул «лучшего фильма года» на фестивале в Лондоне. Критики не могли скрыть восхищения от естественности Галины, отмечая её особенную, «дикую» красоту. Даже сам Папа Римский Иоанн XXIII, увидев картину, назвал её героиню «чистой и святой девочкой», заявив, что это — лучший фильм о детской любви, который он когда-либо видел.
Следующую свою судьбоносную роль, продавщицы грампластинок в лирической комедии Данелии «Я шагаю по Москве», Галина получила благодаря забавному случаю. Она просто шла по коридору «Мосфильма», направляясь на пробы в другую картину, как вдруг её заметила ассистентка Данелии. Она схватила Галину за руку и привела к режиссёру, который в тот момент был не в духе — страдал от болей в пояснице. К тому же Данелия к тому моменту выбрал для роли Алены другую актрису — Наталью Селезневу.
Георгий Николаевич позже признавался, что тогда по-настоящему "поиздевался" над Галиной Польских: сначала заставил её стать брюнеткой, а уже на следующий день снова вернуть светлый цвет волос. Но в итоге он был просто очарован её игрой. Роль Алены стала ярким акцентом в фильме: до сих пор, когда говорят о Польских, многие в первую очередь вспоминают её тоненькую, как тростинка, и наивную Алену из «Я шагаю по Москве».
В 1964 году Галина Польских выпала редкая удача сыграть у своего наставника, Сергея Герасимова, в фильме «Журналист». В центре сюжета — молодой и успешный журналист (Юрий Васильев), который отправляется в провинциальный город, чтобы разобраться с жалобами некой Аникиной. Встретившись с девушкой Шурой, он не сразу осознает всю сложность ситуации и свою ответственность перед теми, кого должен был защищать.
Роль Шурочки Окаемовой в фильме Герасимова стала настоящим подарком для Галини. Он написал её специально для своей ученицы, и Галина, играя, интуитивно чувствовала каждую деталь. «Сниматься у любимого педагога в роли, созданной только для тебя, — такое невозможно забыть», — признается артистка.
Эта работа стала для Польских настоящим кинематографическим триумфом. Фильм удостоился «Большого приза» на V МКФ в Москве, Гран-при в Акапулько и был признан лучшим фильмом 1967 года в СССР.
Роль Шурочки Окаемовой просто списана с меня, - объясняла Галина Александровна достоверность сыгранного ею характера. - В каждом кадре я чувствовала, где правда, где нет, и то, что было пережито в жизни, очень мне помогло.
После выхода фильма, который закрепил за Польских статус любимой актрисы Сергея Герасимова, перед юной артисткой открылись новые горизонты. Вместе с другими красавицами советского экрана Людмилой Савельевой и Марианной Вертинской она отправилась в Италию, где оказалась в компании великих людей. На вилле Федерико Феллини и Джульетты Мазины Галина удостоилась особого внимания мастера.
Феллини, пообщавшись с Польских, подарил актрисе свою фотографию с автографом и даже заявил, что очень хотел бы поработать с ней. Но, к сожалению, в свою запланированную поездку в Москву Феллини так и не смог отправиться — тяжело заболел.
На первом курсе в Галю страстно влюбился Фаик Гасанов, студент режиссерского факультета из Баку. Он буквально следовал за ней по пятам, ночуя в подъезде, карауля её после лекций и провожая до дома.
Однажды влюблённый Ромео спросил, о чём она мечтает. Галина смеясь, ответила: «Побывать на море, полететь на самолете и... чтобы у меня было красное пальто».
Фаик не медлил ни минуты — взял деньги в долг, купил красное пальто и увёз Галину в Ялту. Там сделал ей предложение, причём действовал как настоящий рыцарь: сначала попросил руки девушки у бабушки Ефросиньи Андриановны, а потом тайно снял мерку с её пальца для обручального кольца. Конечно, Галина не смогла устоять!
Через некоторое время у Гали и Фаика родилась дочь Ирада. Молодой отец был настолько счастлив, что всю ночь прорыдал. Галя же, став матерью, просто сияла от счастья. Это заметил даже известный ценитель женской красоты Владимир Высоцкий: когда его жена Людмила Абрамова познакомила их, бард не мог скрыть своего восхищения:
Ничего более обаятельного и женственного в этой жизни представить нельзя! - восклицал поэт.
Увы, счастье длилось недолго: на съёмках «Дикой собаки динго» актриса влюбилась в другого мужчину – второго режиссера Станислава Чаплина. Он тоже был несвободен, но ради юной Галины готов был развестись с женой.
Когда Фаик узнал о её измене, он прибежал на съемочную площадку. До утра они с Чаплином, пьяные, кричали друг на друга, пытаясь выяснить, с кем должна остаться Галя. Но, несмотря на давление и обещания Чаплина, она твердо решила остаться с мужем и сохранить семью.
Позже Галина Польских сильно сожалела о своём легкомысленном поступке:
Это была слабость, страсть, которая тут же померкла, когда я увидела мужа и поняла, что я натворила. По молодости ведь очень много ошибок совершаешь. Мы были очень наивные, очень доверчивые, очень чистые душой и, конечно, попадались на разные обманы.
А вот Станислав Чаплин, очевидно, так и не забывший обиды, позже отзывался о Галине довольно нелестно.
Галя была странная, дикая, темная, малообразованная девушка, бравшая все интуицией, - заявлял режиссёр.
В 1964 году в жизни Галины Польских произошли сразу две трагедии. Сначала от инсульта умерла её любимая бабушка, а вскоре пришла еще одна страшная новость: в Одессе погиб её муж, Фаик Гасанов. Ему было всего 27.
Последние месяцы их отношения были напряжёнными. Польских была востребованной актрисой, Гасанов же чувствовал себя непризнанным гением, которому не дают работать. При этом от перспективного предложения стать вторым режиссёром у Данелии он отказался.
Оставшись без работы и перспектив, Фаик все больше замыкался в себе, общался с такими же разочарованными интеллигентами, пил. В конечном итоге он погиб в нелепом происшествии — пьяным попал под трамвай. Молодому мужчине отрезало обе ноги, и вскоре он скончался.
Гибель мужа, даже такого непутёвого, стала для молодой женщины страшным ударом.
Как я тогда пережила все это, даже не знаю, – признавалась Галина Польских. – В один момент я осталась одна-одинешенька с четырехлетней дочкой. Но надо было жить дальше.
На съемках фильма «Баллада о комиссаре» режиссер Александр Сурин, сын директора «Мосфильма», не смог устоять перед чарами Галины Польских. Он снимал её с любовью и нежностью, ухаживал за ней, а романтичная атмосфера Ялты и летнего солнца только подогревали страсть.
Их отношения развивались стремительно: ради Польских Сурин развелся с женой, актрисой Майей Булгаковой, и предложил Гале стать его женой. После свадьбы он перевез её, уже беременную, в роскошную квартиру на улице Горького, где жили его родители.
Увы, семейная жизнь у Польских и Сурина не задалась с самого начала. Свекровь не приняла Галину, целыми днями упрекала её в меркантильности и неблагодарности, постоянно жалуясь на невестку сыну. А тот даже ни разу не заступился за жену.
В конце концов Галина невзирая на то, что была уже на восьмом месяце беременности, собрала вещи и уехала в свою коммунальную квартиру. Сурин пытался вернуть её, даже его отец, Владимир Николаевич Сурин, всемогущий глава «Мосфильма», призывал актрису одуматься. Но она отказалась, и ни разу об этом не пожалела.
Я поняла, что мы разные люди, – говорит Галина Александровна. – И хорошо, что очень быстро все у нас закончилось. Этот брак все равно бы распался. Зато у меня родилась еще одна дочка - Маша!
После того как Галина решительно порвала с Суриным, её жизнь в кино кардинально изменилась. Если раньше её ждали на съемках буквально все, то теперь поток предложений резко иссяк. Телефон не звонил, а режиссеры начали обходить Польских стороной. Никто не хотел связываться с женщиной, ставшей бывшей невесткой влиятельного директора киностудии.
В этот трудный период Галину поддержала верная подруга — почти два года они с детьми жили на её небольшую зарплату, едва сводя концы с концами. Однако вскоре о сложной ситуации актрисы узнали её польские друзья. Режиссер Анджей Пиотровский, ученик и друг знаменитого Вайды, пригласил её в Польшу на главную роль в своём фильме «Дорожные знаки».
Кстати, многим тогда показалось странным, что советская актриса будет играть польку, да и сама Галина сомневалась, правильно ли это. Сам Анджей Вайда объяснил свой выбор просто:
На экране видно, что наши красавицы – актрисы, а нам нужна простая и естественная польская девушка, которую сыграть можете только вы.
В 1970 году на «Мосфильме» произошла смена руководства, всемогущий Сурин ушёл в прошлое. А для Галины начался настоящий золотой период. В те годы она снялась в таких картинах, как «Обратной дороги нет» (1970), «Тени исчезают в полдень» (1970-1971), «Ринг» (1973), «Фронт без флангов» (1974), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974)…
С тех пор Галина Польских активно снималась в самых разных жанрах. Она успела сыграть в мелодрамах, боевиках, детективах, эпопеях, а также в музыкальных и детских фильмах, и со всеми своими ролями справлялась просто блестяще. Вот лишь самые известные картины с участием Польских: «По семейным обстоятельствам» (1977), «Суета сует» (1979), «За спичками» (1980), «Ночное происшествие» (1980), «Гонки по вертикали» (1982), «Белые росы» (1983), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Петербургские тайны» (1994-1998), «Любить по-русски» (1995-1999).
К 2024 году в фильмографии звезды насчитывается уже 184 работы, и она до сих пор невероятно востребовано. А ещё — чудо как хороша! Польских, которая сводила с ума всех советских мужчин в 20 лет, достойно встречает свой возраст и великолепно играет роли мам, тёщ, бабушек и соседок. При этом её работоспособности можно только позавидовать: в это сложно поверить, но Галина Александровна за свою жизнь ни разу не была в отпуске.
Замуж актриса больше так и не вышла. Одна вырастила дочерей, причём девочки неизменно ездили с мамой на все съёмки — оставить их было не с кем. В актрисы они, несмотря на это, не пошли: старшая Ирада стала режиссёром, а младшая Маша вообще предпочла заняться бизнесом и посвящает много времени сыну Филиппу, которого родила в браке с гражданином Ливана.
Увы, в 2011 году Галине Польских и её семье пришлось пережить ещё одну жуткую трагедию. Внук кинозвезды мчался на мотоцикле и попал в аварию. Филипп остался жив, однако лишился обеих ног — как и первый муж актрисы.
Галина Александровна признаётся — в случившемся до сих пор винит себя.
Еще тогда друзья его говорили, что колесо барахлит. Ну ничего, главное, что живой! Справимся как-то, - вздыхает знаменитость.
Актриса ни на миг не разлучалась с внуком во время реабилитации после аварии. Благодаря сильному характеру бабушки Филипп смог преодолеть все трудности — несмотря на инвалидность, молодой мужчина получил достойное образование и выучил несколько иностранных языков.
Галина Польских и в 2024 году по-прежнему активно работает: несколько лет назад она начала выступать на театральной сцене и теперь гастролирует с антрепризами. Актриса остается оптимисткой, ценит семью и свою профессию, и уверена, что это, вместе с зрительским признанием, составляет её счастье.
Артистка и сама удивляется той любви, которой одаривают её зрители:
Приятно очень! А я сама думаю: а почему так? Вроде бы как все. Ничего же особенного во мне нет. Как-то вот люблю я людей, люблю жизнь. Может, от этого? - размышляет звезда на пороге своего 85-летия.
Иногда артистка становится героиней публикаций «жёлтой прессы». Например, несколько лет назад в гостях у Польских побывала программы «Идеальный ремонт», авторы которой сделали звезде необычный подарок — отправили её к косметологу на «уколы красоты». Многие издания также заподозрили актрису в том, что она легла под нож хирурга: в Сети можно найти фото Галины Польских после пластики, на которых она действительно выглядит значительно моложе своих лет. Однако сама актриса никогда эти слухи не комментировала.
А год назад Польских заставила своих поклонников серьёзно поволноваться. Народной артистке пришлось лечь в больницу: у неё были проблемы с сердцем и давлением. Впрочем, сама народная любимица сразу всех успокоила, заявив, что это плановое обследование.
Я периодически ложусь в больницу для себя, ничего страшного, всё нормально. Вот зачем так пишут? Всё же не совсем точно. Ну, мне лет-то уже многовато, конечно. Здоровье нужно поддерживать. Я буквально на три дня в больницу, потом выпишусь, - заверила зрителей Галина Александровна.