После глобальной реконструкции Московский рынок открылся около метро «Электросила» на улице Решетникова в середине сентября этого года. Здесь появились гастрономические лавки от фермерских хозяйств, фуд-холл, общественные зоны на 700 посадочных мест. На реконструкцию собственники объекта потратили свыше 200 млн рублей.
Теперь на очереди Сытнинский рынок. Первый этап его обновления должен завершиться к концу осени. Аналитики в сфере недвижимости подобные проекты инвесторов готовы только приветствовать: в Петербурге до сих пор не было рынков современного европейского уровня, таких как, например, Бокерия в Барселоне. А в Москве есть Даниловский рынок, который востребован как у самих москвичей, так и туристов.
Между тем, свыше 80% оборота продуктов питания в Петербурге генерируют сетевые ритейлеры, среди которых постоянно появляются новички. Из последних «ноу-хау» запланированное на 2023 год в городе открытие 20 магазинов северо-западной сети «ГОСТ». Там обещают продавать качественные отечественные продукты, чем, собственно, и должны торговать на рынках. Зайти в Петербург грозится и тюменская «ЖизньМарт» с планами по созданию в городе в следующем году от 50 до 100 точек. Есть среди новичков и жёсткие дискаунтеры, такие как «Доброцен» и «Ценбери».
Как отмечает руководитель отдела инвестиционных продаж и корпоративных услуг IPG.Estate Алексей Лазутин, в мире лишь единицы рынков функционируют в формате торговли продуктами питания. Подавляющее большинство таких объектов представляет собой концепции гастро-пространств с ресторанной, досуговой и торговой функциями.
По словам Алексея Лазутина, растущий запрос на качественную жизнь со стороны жителей крупных городов находит отклик в развитии проектов, ориентированных на правильное и здоровое питание (несмотря на общее снижение доходов населения и с учётом геополитических событий).
— Сегодня все морально устаревшие проекты озадачены переходом в форматы, связанные с разумным потреблением, питанием, отношением к экологичной среде. Этому вызову мало что соответствует, кроме новых трендовых проектов на подобии Московского рынка, которые создают целую культуру, — подчёркивает аналитик.
В том, что в Петербурге до сих пор не было рынков европейского уровня, готова расписаться вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.
— Вот, надеюсь, что Московский рынок порадует, а затем и Сытный, — рассуждает она и добавляет, что в других крупных российских городах рынки продолжают оставаться востребованными у населения.
Так, по мнению Ольги Шарыгиной, в Москве очень популярен Даниловский рынок. Готова аналитик и развенчать миф, что за рубежом, в Европе, в частности, рынки стали исключительно развлечением для туристов.
— Да, на центральных рынках европейских туристических городов действительно много туристов, но также много там и жителей. Возьмите, например, рынок Бокерия в Барселоне или центральный рынок в Хельсинки, — приводит пример она.
Как настаивает Ольга Шарыгина, сравнивать рынки с продуктовыми сетями и, тем более, магазинами шаговой доступности некорректно. Это разные культуры совершения покупок, атмосферы и выбор товаров.
— Рынки нужны в местах скопления людей, как бы банально это ни звучало. Это и спальные районы города, и центральные, где толпятся не только жители, но и гости. Но это должны быть именно современные рынки с продуманным зонированием и логистикой, безопасные, легализованные, чистые, отремонтированные и ещё, в идеале, с концепцией-изюминкой, — поясняет эксперт.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский также не видит своими конкурентами рынки даже после масштабных преобразований.
— Рынки, сети и их особый подвид, дискаунтеры, это вещи, существующие в параллельных реальностях. Сети обеспечивают базовые потребности населения, а когда кто-то хочет чего-то эксклюзивного, нового, выше необходимого, то он и идёт на рынок. Это как в общепите сравнивать фастфуд и элитные рестораны авторской кухни. Многие из этих ресторанов, кстати, содержатся и вообще как личное хобби конкретного владельца, а не средство извлечения прибыли. И всё это, перенесённое на контекст рынков, также имеет право на существование в Петербурге, если делается за счёт средств собственника, а не населения, — подчеркнул Александр Мышинский.
Архитектурный критик Мария Элькина вспоминает, что появление в Петербурге первых фуд-холлов обернулось их мегапопулярностью. После этого и начали появляться проекты по реконструкции рынков. Но такие обновлённые объекты ни в коем случаи не должны сводиться именно только к местам, где можно поесть.
— В здоровой ситуации на самом деле и местные, и туристы ходят на один и тот же рынок. Первые что-то покупают для себя и проводят там время, а путешественники хотят посмотреть, как и чем живут местные, что покупают, что едят. И там, в тех точках, где есть местное население, туристы и бронируют себе места, — поясняет Мария Элькина.
По её словам, Московский рынок будет пользоваться популярностью и у работников офисов, которые расположены по соседству, и у туристов. Но здесь опять же важно не перейти грань, когда полностью утрачивается функция именно торговли продуктами и всё сводится к продаже только готовой еды.
— Ценность петербургских рынков всегда заключалась в том, что они объединяли людей из разных социальных слоёв, как это было на примере Сытнинского рынка. Кто-то шёл сюда за деликатесами, а кто-то отправлялся за дешёвыми сезонными ягодами или одеждой. И вот это тоже бы хотелось сохранить в процессе модернизации, которая, безусловно, необходима, — подчёркивает Мария Элькина.
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва приводит пример с Василеостровским рынком, где на таких объектах появилось первое гастропространство в городе.
— Эта локация оказалась привлекательна для молодёжи в силу близости учебных заведений. С Московским рынком всё может оказаться по-другому. Здесь всегда располагались солидные с точки зрения качества жилья дома, было много офисов. Так что здесь речь может пойти о возрастной категории 25 и 30 «плюс». Хотя мы понимаем, что и Василеостровский, и Московский — это далеко не спальники, — пояснила Елена Пономарёва
При этом, по её словам, согласно результатам исследований их компании, запрос на рынки есть у всех возрастных категорий россиян. Особенно всех беспокоит то, где можно найти качественное свежее мясо. Пока что здесь имеются в качестве предложения в основном фермерские магазины, но не всем им доверяют так, как рынкам.
— Чем старше люди, тем у них больше традиционных представлений, они меньше доверяют засилью фуд-холлов в таких объектах. Но, с другой стороны, именно в фуд-холлах больше шансов прижиться у чего-то необычного, пусть и не премиум-класса, но достаточно дорогого и качественного, что захочется попробовать горожанам, в отличие от более дёшевых фуд-кортов для молодёжи, где аудитория начинается от 15 «плюс», — рассуждает Елена Пономарёва.
Она готова образно сравнить Московский рынок с Пассажем и Гостиным двором, где представлены бренды пусть и не суперпремиум сегмента, как в ДЛТ, но вполне приличного свойства.