Общество
13:095 сентября 2022

Петербург будущего: комиссия по внесению изменений в Генплан рассмотрит 11 тыс. заявок

Народные поправки в документ вносили неделю. Власти смотрят на годы вперёд, учитывая, как будет расти население города, — думают, как развивать транспортную, жилую, деловую инфраструктуру.
Фото: 78.ru

Вынесенный недавно Смольным на обсуждение горожан Генеральный план Петербурга до 2050 года вызвал бурную дискуссию: за семь дней, отведённых на подачу поправок, жители отправили 11 тыс. предложений. Часть из них носит несколько фантастический характер, но есть и много дельных и полезных, передаёт корреспондент 78.ru.

После принятия нового Генплана пункты, в нём прописанные, станут обязательными для исполнения. Если, конечно, не вмешаются всевозможные форс-мажорные обстоятельства — например, саботаж со стороны ответственных лиц и органов или лень и бездеятельность чиновников и подрядчиков.

— Береговая линия может поменяться. Например, сейчас она такая извилистая, интересная, а если построят тоннель, то она станет более техногенной, — считает эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Дмитрий Баранов.

И мы рискуем больше не увидеть в Лопухинском саду таких очаровательных пейзажей, хотя сама трасса пойдёт под водой и зелёные насаждения не затронет. Соединить Аптекарскую и Песочную набережные требует логистика. Можно было бы сделать насыпь и на ней дорогу, но петербуржцы встали на защиту зелёного оазиса. Разработчики Генплана решили всё-таки строить тоннель — чтобы было и технологично, и аккуратно. Но с учётом всех пожеланий выходит недёшево.

— Очень дорогое решение, которое сложно реализовать и неизвестно когда город на это решится, но разработчики Генплана оставляют его на всякий случай, чтоб не потерять такую возможность. Потому что если мы от него откажемся в Генплане, значит этого точно не будет, — добавляет Баранов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Народные поправки в Генплан вносили неделю — поступило 11 тыс. предложений. Власти смотрят на годы вперёд, учитывая, как будет расти население города, — думают, как развивать транспортную, жилую, деловую инфраструктуру. Жители противятся засилью бетона и пытаются отстоять любимый прудик или сквер.

— На этом участке уже почти готовый сад. Осталось провести дорожки, поставить скамейки. Можно с жителями сделать общественный огород — посадить совместно деревья, какие-то кусты, — говорит депутат муниципального округа «Коломна» Илья Киселёв.

Муниципальный депутат подал заявку на перевод участка на Мясной улице из зоны жилой застройки в зону зелёных насаждений: говорит, что ни к чему тут ставить дом, который закроет окна уже существующему. А ещё просит убрать склад стройматериалов по соседству: зачем хранить тут гравий, лучше тоже отдать этот участок жителям. Неподалёку, на Васильевском острове, тоже идёт нешуточная борьба за зелёный кусочек — активисты требуют разбить парк «Заросли», однако властей другие планы.

Вдоль набережной Макарова в соответствии с Генпланом должна пойти автомагистраль, и с одной стороны её появление здесь логично — она соединит существующие участки автомобильных дорог и замкнёт дорожное кольцо, но местные жители не хотят терять красивый вид и выход к воде. Некоторые эксперты считают, что по большому счёту это всё равно не разгрузит транспортный поток.

Но потом эти же жители садятся на личные автомобили и сетуют уже на загруженность дорог. Разработчики Генплана считают: только через Неву требуется построить пять мостов. Тут на авансцену выходят градозащитники. Чтобы возвести, например, Большой Смоленский мост, придётся снести целый исторический квартал.

— Всегда есть конфликт интересов. Это не только в градостроительстве, само собой, но даже в архитектуре. Нет ни одного объекта, про который все говорят, что они «за», или говорят, что они «против». Это абсолютно нормальное действо. Даже многие сегодняшние объекты города, которые кочуют из путеводителя в путеводитель, в своё время вызывали возмущение, но со временем стали по сути открыточными видами, — объясняет директор — главный градостроитель СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Юрий Бакей.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А вот против строительства новых станций метро протестуют нечасто, их по планам до 2040 года аж 89. В числе первых на очереди — станция «Морской фасад». Ещё неизвестно, смогут ли жители намывных территорий на Васильевском острове использовать эту зону в качестве пляжа или это пространство превратится, например, в перехватывающую парковку. Кстати, ещё один намыв, как следует из Генплана, появится в Курортном районе. Ещё из знаковых объектов аэропорт в Левашово — такой же большой, как Пулковский. Многие объекты предусматривали в планах ещё с советских времён — уже тогда было понимание, что численность населения города вырастет до 6 млн человек.

— Один из основных принципов Генплана — это преемственность относительно предыдущих документов территориального и городского планирования. Он действительно перенимает основные задачи, которые были в предыдущем Генплане и в предпредыдущем, и развивает новые идеи в соответствии с тем, какая у нас на сегодня стратегия социально-экономического развития. Она у нас утверждена до 2023 года, и не просто так заложено развитие территорий промышленных предприятий, и не просто так мы говорим, что планируем развитие транспортной сети и будем развивать связи с Ленобластью, — комментирует председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Юлия Киселёва.

Урбанисты говорят: несколько последних генеральных планов мало чем отличаются друг гот друга — проходят десятилетия, а принципы всё те же, что чревато и теми же проблемами.

— В нём заложены те же принципы, которые были актуальны в 1970-е годы. То есть очень активно развивается дорожная инфраструктура, строятся эстакады, трассы. Мы видим большой объём жилого строительства, там, где сейчас инфраструктуры для него нет, — убеждена урбанист Мария Элькина.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Однако в Смольном подчеркивают, что одна из главных задач на сегодня — ликвидировать дисбаланс между жилой и социальной застройкой: детские сады и школы застройщиков обяжут возводить самостоятельно.

Генплан — главный градостроительный документ, можно сказать, строительная конституция города, однако его реальное воплощение на земле зависит от множества факторов: помимо экономики и демографии, учитываются и задачи, которые ставит федеральная власть.

— Это же целеполагание нам: для того, чтобы всё было более-менее нормально, необходимо сделать то-то и то-то. Всё это представлено в виде плана действий, но в силу каких-то обстоятельств что-то не выполнено, значит оно подвергается некоему анализу и обсуждается изменение сроков, — добавляет Юрий Бакей.

Специальная комиссия рассмотрит все 11 тыс. предложений горожан, однако пока не называются точные сроки, когда заявки будут обработаны, ведь несколько тысяч среди них может быть однотипными, а одна поправка состоять из множества пунктов. Затем эксперты будут анализировать, что из этого применимо к жизни. Сформировать из этого сводный документ и вынести его на обсуждение Законодательного собрания планируют к зиме.

Видео: 78.ru

СтроительствоСмольныйГрадозащитникиВидео
Новости партнеров