Загадки истории, затонувшие корабли разных эпох и удивительные артефакты. Сотрудники Российского географического общества подвели итоги работы за последнее десятилетие и рассказали о том, чего удалось достичь за годы исследований в водах Балтики. Корреспондент 78.ru принял участие в экспедиции на остров Гогланд и на себе испытал, через что проходят исследователи на пути к научным находкам.
Поход к островам — это долго, шумно и мокро. Балтийская волна сопротивляется: семь часов пути и, наконец, нос катера упирается в берег. Этот остров в годы войны называли островом смерти, на восьми квадратных километрах был гарнизон из 2500 немецких солдат. Настоящая цитадель, напичканная техникой и боеприпасами. Немцы ушли отсюда в сентябре 1944-го, с тех пор разминировали Большой Тютерс несколько раз, но снаряды попадаются по сей день, а по непроверенным тропкам лучше без металлоискателя не ходить.
80 лет назад во время набеговой операции на этот опорный пункт с разницей в полтора часа погибли два корабля — тральщик «Фугас» и сторожевой корабль «Буря».
— К сожалению, советское командование не знало, что немцы выставили новое минное заграждение, — говорит руководитель экспедиции Константин Богданов.
«Зиигель» или морской ёж между Большим Тютерсом и Гогландом забрал жизни 104 человек.
Наш путь лежит к Маячной скале, где на мемориале установили списки моряков «Бури» и «Фугаса». Их не просто не забыли — в этом году водолазы отыскали останки бойцов. Свет режет тёмную воду Балтики. Корпус корабля, снаряды и останки. Этот бинокль — возможно, последний свидетель той трагедии.
Водолазы готовятся к очередному погружению. Сторожевой корабль «Буря» лежит на глубине в 33 метра. Водолазы уже спускались, исследовали корпус, забрали грунт, который передадут родственникам, а сейчас устанавливают памятную табличку на братской могиле.
Ранние подъёмы, пересадки и ещё полчаса драгоценного сна. Для них это обычный режим — это уже десятый сезон Русского географического общества на Балтике. Друзьям говорят: мы в отпуск на острова. Однако курортом это не назовешь.
На воду опускают венки, потомки экипажей «Бури» и «Фугаса» впервые на месте гибели кораблей — это племянники матроса Сергея Забавнова из Подмосковья.
— Видите, на мне костюм. Куплен 12 лет назад, мы собирались сами организовать эту поездку, и вот он висел с неоторванным ярлыком. Кроме того, у Сергея — 174 дня обороны Гангута. Там остался жив, был разведчиком, перешёл на Бурю и стал пулемётчиком, — делятся Валерий и Евгений, племянники матроса корабля «Буря».
На карте Балтики стало ещё меньше белых пятен. Впереди долгая дорога назад, а над заливом летит песня, которую написали специально к экспедиции, и звучит звон колоколов — голос погибших кораблей.
Видео: 78.ru