Сегодня утром на востоке Северной столицы прямо на глазах у людей развернулась трагедия: в реке Монастырке в проекции Лазаревского сквера мужчина топил человека. Убитой оказалась 33-летняя женщина. Преступника сразу же задержали. 78.ru удалось выяснить подробности о его жизни.
«Он не может любить, он больной человек. У него нет эмпатии», — так мать и сестра описали 25-летнего Илью Ф., задержанного 8 августа пока что только по подозрению в убийстве бездомной женщины, ночевавшей в палатке у Александро-Невской лавры.
Детство у Ильи было обычным, даже, может быть, счастливым — по крайней мере, так говорит его отец Евгений — работник музучилища в городе Чайковском Пермского края. Проблемы появились, когда мальчика отправили в школу.
— Он не мог находить общий язык с друзьями. Ссоры. Он кого-то боялся, мальчика там какого-то. Из школы в школу я его переводил, из техникума — в колледж. По его желанию. Он искал коллектив, где ему комфортно. А некомфортно ему везде, потому что он больной, — говорит отец.
Тут же подоспели и первые странности в поведении. Лет в 7-8 он начал закрываться от людей. На улицах агрессивно смотрел на всех: ему казалось, что все разговоры — о нём, что его обсуждают, осуждают. Он возненавидел зеркала.
В какой-то момент это неприятие себя переросло в противоположность — абсолютный эгоизм. Сестра Алёна так и говорит: Илья просто не понимает и не хочет понимать, что чувствуют другие. А может, не умеет, ведь дефицит сопереживания к окружающим — один из основных симптомов шизофрении. Так что спустя ещё несколько лет вчерашний милый мальчонка превратился в чудовище, держащее в страхе всю семью.
— С детства с самого у него нет эмпатии. И меня, и папу бил. Кошку пытал и выкинул из окна, когда мы сказали, что вызовем полицию. Ему нравится причинять боль. Просто нравится, — рассказала сестра.
Основной удар приходился именно на отца, потому что тот был источником финансов.
— Однажды я еле выполз, чудом все обошлось. Он стал контролировать мою зарплату. Сам он не работал, а деньги любил считать. Он от меня требовал назвать код-пароль от банковского приложения, я отказал, он начал меня душить. Я ему назвал пароль, а потом он посмотрел, что я перечисляю дочери деньги, тогда он стал мне угрожать. Но он психически больной… У него, знаете, была такая штука, как свои ритуалы. К примеру, перед тем, как сесть за компьютер, мыл руки. А когда он был на кухне, туда заходить просто нельзя. Я решил нарушить это, зашёл, он меня ударил, я упал, и он меня на полу стал добивать, по шее. Сейчас ещё шея немножко болит. Тогда я вызвал скорую, это был первый раз. Второй раз был как раз с паролем, он меня душил. Но тогда я вырвался, — рассказал отец Ильи.
Голова головой, а сердцу не прикажешь: лет в 14-16 у Ильи начались самые обыкновенные подростковые проблемы, связанные с неразделённой любовью. Из-за того, что чувства посторонних он понимать так и не начал, чувства были односторонними всегда, и молодой человек никогда не искал причину в себе.
— Он себя считает сейчас красавцем. В общем-то, он красив, похож на жену, но себя считает прямо красавчиком. У него завышенная самооценка. Когда ему говоришь, что, мол, главное содержание, а не форма, он говорит: «Да что ты понимаешь? Кто ты такой? Я классный!» — делится Евгений.
Родные говорят, что, хотя все ресурсы Ильи (YouTube-канал, паблик «Цитаты великих людей» «ВКонтакте» и на Twitch) пестрят словами о любви, настоящих отношений, которые длились бы хотя бы несколько месяцев, не было. Это не мешало, правда, думать обратное.
К примеру, в Петербурге молодой человек познакомился с девушкой по имени Алина. Взаимности там не было — очень уж активно-агрессивно он себя повёл: стал заваливать сообщениями, доставать звонками, ставить условия и требования. И всё же Илья думал, что у них любовь. Даже отец был в курсе «романа», но признаёт: отношение к женщинам у парня нехорошее, неправильное.
— С девушками сложно. Девушки — Алина, Алина. Была одна, потом другая Алина. Я понимаю, что первую Алину он любил. Хотя не знаю о ней ничего — только с его слов. Когда человек любит, он же себя отдаёт, идёт навстречу. А он больной, ведёт себя эгоистически. Говорил, что нравится ему кто-то, любит. А потом девушка поняла, что он такой, и сразу ушла в сторону. Он стал доставать СМС, в ватсапе. Я его каждый раз одёргивал, но это… Любовь эгоиста: «Я хочу, я люблю!» А любишь ли ты меня — всё равно, — говорит Евгений.
Опубликованные на YouTube-канале Ильи видео подтверждают слова близких о его эгоизме.
Видео: STRIKERHOT/YouTube
Спустя даже год и два после знакомства со своей первой Алиной, парень не оставил девушку в покое. В трёх частях он, перескакивая на разные подробности то о компьютерных программах монтажа, то о каких-то людях, задонативших его однажды, повествовал фолловерам (сегодня их целых 65) о своих чувствах, но — ни слова о самой девушке.
«Наша ссора на протяжении четырёх месяцев — так не должно продолжаться. Мы должны всё решить, обсудить. <…> Вина лежит на нас обоих. Ты в начале лета [2020 года — ред.] меня заблокировала. Набухалась через два месяца и позвонила в Viber. <…> Когда случилась трагедия 2019 года — но так случилось. Я тебя люблю, но, пожалуйста, перестань».
А в паблике «ВК» в декабре того же 2020 года обнаружилась некоторым образом пророческая фраза:
«Человека убил в подворотне убийца — это правда, а во время убийства бомж стоял в полнолуние полупьяный, избитый, вот у него мнение, которое никому не нужно, потому что следствие не найдёт алкаша наутро и всё равно бомжу на всё, ибо бомж это».
Только в 2021-м, кажется, Илью немного отпустило от той самой Алины. В паблике он написал об этом так:
— Любовь — это предрасположенность людей, одного к другому, предрасположенность к чувствам, когда эти люди встречаются, эти чувства начинают прогрессировать, в моем случае я любил Алину в одну сторону, то есть я любил Алину, а не она меня.
В 2019 году, уже после армии, Илье на фоне подтверждённого психического заболевания дали вторую группу инвалидности — бессрочно. После этого хоть ненадолго его семья стала получать «отсрочку» от побоев и нервотрёпок — месяца на два-три, максимум на полгода. Его забирали в психлечебницу, кормили таблетками, проводили терапию, а потом отпускали. И всё повторялось вновь и вновь — до следующей драки или истерики.
В эти периоды Илья успел набрать кредитов более чем на 200 тыс. рублей — одному известному банку оказалось безразлично, что заёмщик безработный и больной на голову. На эти деньги он ездил в Северную столицу, которая ему полюбилась с первого взгляда в 2019 году. И на эти же средства он задаривал очередную свою Алину — чтобы хоть немного побыть рядом. А расплачиваться за это приходится отцу-баянисту.
Родные не планируют приезжать в Петербург ни на избрание меры пресечения, ни на последующий суд. Сестра по телефону абсолютно искренне удивилась, услышав вопрос об этом: «А зачем? Я думала, ему просто сразу дадут пожизненное».