В Петербурге, как сообщается в исследовании «Невафильм Research», уже закрылся каждый седьмой кинотеатр. С радаров пропали «Невский синема», «Аврора» в Петергофе, киноцентр SKyfilm, два филиала «Мираж Синема». Также потери есть у сетей «Мягкий кинотеатр» и «КАРО». Это ещё не самый худший сценарий из возможных. К примеру, в марте гендиректор «Мираж Синема» Виктор Рудман прогнозировал, что к середине мая начнутся тотальные закрытия, и на карте останется лишь половина работавших на тот момент заведений. В середине мая глава корпорации Comscore Роман Исаев высказывал не менее пессимистический прогноз о том, что к концу лета закроется уже большинство кинотеатров. Сейчас — середина лета, и ситуация по-прежнему не внушает оптимизма.
Пандемия коронавируса сильно ударила по индустрии. Поход в кино — это обычно коллективное мероприятие, и если в компании есть хоть один COVID-диссидент, то даже наличие возможности посмотреть фильм в маске ситуацию не спасёт. Постепенная отмена ограничений поначалу подарила владельцам кинотеатров надежду, но в конце февраля мейджоры нанесли решающий удар. Крупнейшие киностудии Sony, Paramount, Universal, Warner Bros. и Disney запретили показывать свои фильмы на территории России. Так кинотеатры лишились наиболее кассовых премьер, с которыми связывали особенные надежды на будущее благополучие.
— На 80% примерно доход российских кинотеатров зависит от голливудского кино, — рассказала 78.ru операционный директор сети Mori Cinema Анна Титова.
Спасти ситуацию попытались русский народный герой Данила Багров и американский Бэтмен. Впрочем, возвращение в прокат «Брата» с «Братом-2» и других старых шедевров — это слабая поддержка. Люди всегда ищут что-нибудь новенькое. В июне в российских кинотеатрах неожиданно начали показывать «Бэтмена». Но оказалось, что это разовая акция, связанная с юридической коллизией. Дело в том, что фильм должен был выйти на экраны 2 марта. У него уже было прокатное удостоверение, при этом официальный запрет от студий отсутствовал. В Ассоциации владельцев кинотеатров отметили, что окончательно проблема решилась после выхода указа президента, где как раз прописаны такие случае одностороннего расторжения уже действующего контракта правообладателем. Увы, такая задержка всё равно привела к потери большей части выручки. Ещё один вопрос — как быть, когда никакого контракта ещё нет. Так что панацеей и этот случай не стал.
С весны в российской киноиндустрии обсуждают перспективы принудительного импорта американского кино. Первоначально с такой идеей выступил глава одной из сетей кинотеатров. Он предлагал открыть специальный счёт, на который будут перечисляться деньги, предназначенные правообладателям. А уж будут ли они их забирать — это, как говорится, их личное дело. Поначалу даже коллеги отнеслись к такой инициативе довольно скептично и комментировали её очень сдержанно. Однако в середине апреля стало известно о том, что российские власти всерьёз обсуждают соответствующий законопроект. Об этом сообщали некоторые СМИ со ссылкой на собственные источники. А в июле идею «параллельного импорта» иностранных фильмов уже официально озвучил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
— Если предусмотреть некое досудебное решение и внести аудиовизуальные произведения в список результатов интеллектуальной деятельности, на которые будет распространяться принудительная лицензия, почему бы и нет. Нами также рассматривается концепция бездоговорного использования аудиовизуальных произведений с выплатой вознаграждения правообладателям, — рассказал 78.ru член Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков.
В то же время вопрос явно не так прост, как кажется в теории. Неслучайно законопроект, который обсуждается ещё с апреля, до сих пор так и не появился. О юридических сложностях подобной экспроприации 78.ru рассказал партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Учитель. По его словам, принудительное лицензирование противоречит положениям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая была ратифицирована Россией.
— Так, статья 14 Бернской конвенции прямо запрещает применение механизма принудительного лицензирования к кинематографическим произведениям и относящимся к ним правам. Также эта статья гласит, что только авторы литературных и художественных произведений имеют исключительное право разрешать, во-первых, кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведённых таким образом произведений, во-вторых — публичное представление, исполнение и сообщение по проводам для всеобщего сведения переделанных или воспроизведённых таким образом произведений. Как и Бернская конвенция, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. допускает применение механизма принудительного лицензирования только к патентам, — заявил юрист.
Он добавил, что институт принудительного лицензирования на данный момент используется в российском праве крайне редко и исключительно в отношении к патентам. В частности, актуальность такого подхода выросла в фармацевтической отрасли, но в случае с кинотеатрами, как отмечает Учитель, говорить о жизненной необходимости явно не приходится.
Конечно, в этой ситуации можно вспомнить Сократа, который, гуляя по афинскому рынку, куда свозились изысканные товары со всей ойкумены, заметил ученикам: «Как много в мире вещей, без которых я смогу прожить». Разумеется, можно жить и без «Бэтмена», и вообще без кино. Только нужно ли? Особенно если совсем не хочется. В конце концов сам этот голливудский кинематограф немалые деньги зарабатывает на романтизации пиратства. Отдельные кинотеатры, в основном, региональные, пошли по этому пути ещё весной. Схема нехитрая: кинотеатр сдают стороннему лицу для проведения некоего закрытого мероприятия, а тот уже вроде как на свой страх и риск демонстрирует собравшимся зрителям новинки. Владелец при этом как бы совсем ни при чём.
Поначалу казалось, что это маргинальная практика, и более-менее известные заведения на это не пойдут, не говоря уже о крупных сетях. Но на днях стало известно, что в Петербурге сдался, к примеру, «Великан Парк», устроивший «Синема Пати». В его рамках зрителям решили показать «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом, марвеловских «Доктора Стрэнджа» и «Морбиуса», а также «Соника 2». Билеты доступны только в кассах. При этом в кинотеатре затруднились сказать, будут ли и дальше демонстрировать зрителям новинки.
— Касательно расписания и планов информации пока нет. На данный момент в расписании кинотеатра только указанные в акции фильмы — продлится ли акция дальше, неизвестно, — рассказала 78.ru представитель кинотеатра.
Впрочем, практически одновременно стало известно о том, что владельцы ТК «Великан Парк» выставили торгово-развлекательный центр на продажу, вместе с шестизальным кинотеатром. Возможную сделку оценивают в 1,5-2 млрд рублей. Есть вероятность, что именно с этим фактом и связана меньшая щепетильность в вопросе об авторских правах.
Как отметил Учитель, ответственность за их нарушение предусмотрена как в административном, так и в уголовном законодательстве.
— Привлечение к административной ответственности грозит наложением штрафа на сумму до 100 тыс. рублей, а при повторном нарушении риски более высоки — возможен как штраф, так и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Уголовный кодекс также предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права — в случае привлечения к уголовной ответственности возможны как штрафы на существенные суммы, так и привлечение к обязательным или принудительным или исправительным работам, — предупреждает юрист.
Правда, в текущей ситуации он считает подобные риски невысокими, так как государство явно не заинтересовано в том, чтобы препятствовать распространению голливудских фильмов без лицензии. Другое дело — сами иностранные правообладатели, которые вправе потребовать взыскания убытков и компенсации «как в фиксированном размере (до 5 млн рублей), так и в двукратном размере стоимости права использования». Эта сумма, как пояснил юрист, может оказаться и существенно выше 5 млн рублей. Да и запреты могут ведь когда-нибудь и снять, и важно не испортить до тех пор отношения с партнёрами.
Есть, по словам юриста, ещё вариант с расширением российской концепции fair use (добросовестное использование). Речь идёт об использовании без согласия автора произведения, обладающих социальной или культурной значимостью.
— Российское же понимание fair use на данный момент исходит из более формальных критериев, как цель использования (информационная, научная, учебная или культурная), объём использования, способ и т. д. Полагаем, что для некоторых аудиовизуальных произведений, в частности фильмов, имеющих особую ценность с точки зрения искусства или же возможности трансляции ценных знаний в общество, более гибкий подход к fair use был бы уместен, — говорит Учитель.
Однако такой путь он называет «неоднозначным» в виду того, что художественная ценность — весьма субъективный критерий.
Есть у этой истории и финансовый аспект. Чтобы получить видео хорошего качества, придётся дождаться выхода фильма, к примеру, на стриминговом сервисе, а к тому времени ажиотажный спрос уже спадёт, так что даже пиратство может не спасти «Чёрную жемчужину» российского кинопроката. Всё это, конечно, хорошо, или скорее плохо, но жить-то как-то надо. Каждую неделю закрываются всё новые заведения.
— Думаю, что в ближайшем будущем практически все будут показывать пиратское кино, к сожалению, — сетует Анна Титова.
Альтернативные сценарии активно обсуждаются, но пока без особого успеха. В мае Ассоциация владельцев кинотеатров обращалась в правительство с просьбой о выделении 6,5 млрд рублей, но субсидии пока выдавать не торопятся. В конце концов это была бы временная и половинчатая мера. Ещё одна просьба касалась юридических поблажек, в частности, речь шла о возможности досрочного расторжения договоров аренды с ТЦ, ставших невыгодными из-за падения выручки.
Среди других рецептов — увеличение финансирования отечественного кинематографа и выход на кинорынки Индии, Китая, Турции и других стран. Не стоит забывать и о продукции Латинской Америки, которая так хорошо заходит отечественному зрителю в своём сериальном формате. Но все это небыстрые истории, да и вкусы людей достаточно инертны и не меняются по указке. Пока очевидного и лёгкого выхода из кризиса на горизонте, к сожалению, не видно.