Прямой эфир

Стали понимающими: спасут ли российские туристы отельеров и рестораторов Петербурга?

Светлана Коваленко
13 июля 2022, 17:06
Власти Северной столицы рассчитывают на рекордный с начала пандемии поток туристов, в основном отечественных, этим летом. 78.ru разбирался, удастся ли россиянам заместить иностранцев, оставлявших раньше внушительные суммы в отелях и ресторанах.
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

О том, что в этом году Петербург в летний сезон могут посетить до 7 млн туристов, рассказал губернатор Северной столицы Александр Беглов в конце июня. Он отметил, что ставка будет делаться, в том числе, на внутренние туристические потоки. При этом только в мае в город уже приехали свыше полумиллиона гостей, а средний чек каждого, по оценкам Комитета по развитию туризма Смольного, составил от 32,2 до 36 тыс. рублей. Ещё до начала лета туристы уже принесли городу 18 млрд рублей дополнительных доходов. 78.ru опросил участников ресторанной и гостиничной отрасли, с каким настроением они встречают высокий летний сезон и оправдываются ли их ожидания от россиян, которые теперь замещают иностранцев.

Первый по стране

Как рассказали в пресс-службе сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, в этом году Петербург занял первое место в топ-10 городов, куда россияне хотели бы отправиться в путешествие.

— На Северную столицу приходится 16,8% поисковых запросов. На второй строчке Москва с долей 9,2%, а на третьей — Сочи, где рассматривают отели в 7,3% случаев. Следом идут Адлер (с долей 4%), Казань (3,3%), Лондон (2,4%) и Калининград (2%). Замыкают топ направлений по поиску отелей на летний сезон Стамбул (1,7%), Геленджик (1,6%) и Анапа (1,4%), — отметили в компании.
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/globallookpress.com

В среднем остановиться в городах, в том числе в Петербурге, путешественники планируют, как минимум, на пять дней.

— По «звёздной» категории чаще всего в летнем сезоне рассматривают отели «две звезды» и ниже — на них пришлось 78% поисков. На втором месте трёхзвёздочные гостиницы (42%), а на третьем — четырёхзвёздочные (32%). Остановиться в пятизвёздочных объектах размещения хотят 11% путешественников, — добавили в пресс-службе.

Требуют больше за свои деньги?

Как рассказал 78.ru генеральный директор сети отелей CITYTEL Андрей Петелин, в целом загрузка осталась на прежнем стандартном уровне, так как произошло перенаправление иностранных потоков на российские.

— Но мы и этому рады, что хотя бы не просели. Рост есть разве что на единицы процентов. Также надо понимать, что в Петербург едут далеко не со всей страны. Это в основном Москва, соседние регионы, так называемая европейская часть. С Дальнего Востока к нам массово не приезжают, это единичные туристы в лучшем случае, — подчеркнул он.

По словам Андрея Петелина, популярность Петербурга можно объяснить просто: у людей нет выбора, куда отправиться, или он сильно ограничен.

— Но как только возможность выехать за границу появится, ею многие воспользоваться, и поток может снова снизиться, — поделился он.

Андрей Петелин добавляет: российские туристы всегда были более бюджетными, чем иностранцы. У них имелось раньше больше возможностей, а город и обычаи заграничные гости знали хуже, чем соотечественники.

Фото: wikimedia.org/Richard Mortel
Фото: wikimedia.org/Richard Mortel
— При этом также наши люди за свои деньги всегда требуют больше сервиса и внимания, как считают некоторые коллеги по отрасли, потому и не радуются увеличившемуся потоку россиян, — признал он.

Тренд на бережливость

Владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы согласен с тем, что россияне всегда считались не такими платежеспособными, как европейцы и американцы. Но теперь и по всему миру, а не только в России, наметился тренд на экономию и бережливость в условиях всевозможных неопределённостей.

— «Туристозамещения» у нас, к сожалению, не произошло, хотя мы очень этого ждём и всё ещё надеемся. Иностранцев нет в принципе, но нет и гостей даже из дружественных нам стран, — отметил он.

По словам собственника Paul Apartments Валерия Фенко, небольшой прирост по клиентам есть, но действительно люди начали экономить буквально на всём и даже не в самых дешёвых отелях питаются у себя едой из магазинов поблизости.

— Так, если раньше завтраки, а они у нас авторские, мы ими славились, в рамках пакета проживания покупали 80—85 % постояльцев, то теперь этот показатель не дотягивает и 60%. Я уже не говорю про ужины. При этом наш отель отнюдь не дешёвый, — рассказал он.

«Больше не гнут пальцы»

Примечательно, что петербургские рестораторы настроены гораздо более оптимистично, чем отельеры.

Фото: Carsten Koall/globallookpress.com
Фото: Carsten Koall/globallookpress.com

По словам генерального директора УК Evdokimov group (ресторанная сеть «Паруса») Владислава Евдокимова, выручка и посещаемость начали расти с мая, как только стартовал туристический сезон. Так, можно говорить о росте в 20% по этим показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок не только компенсировал предыдущие потери, но и пошёл даже в рост.

— При этом к нам стали теперь приезжать отечественные понимающие туристы, они осознают, что бизнесу надо помочь и готовы это делать. Они теперь благодарны, и больше не гнут пальцы, как это случалось иногда раньше. Под туристов больше не надо «прогибаться». По сравнению с иностранцами наши российские путешественники всегда заказывали больше блюд и были во всех смыслах щедрее, — отметил Владислав Евдокимов.

По его данным, в Петербург едут из таких городов, как Москва, Калининград, Екатеринбург, Ростов-на-Дону. Но сами жители Северной столицы всё равно лидируют в плане посещений общепита.

Трудности недопонимания

Владелец сети заведений «Бюро» Пётр Лобанов констатирует: нельзя сказать, что произошло полное замещение соотечественниками иностранцев, ни у кого практически нет 100% загрузки. Но туристы есть, их много, особенно из Москвы и Казани.

— То, что люди приехали из регионов, мы видим, в том числе, по недопониманиям с блюдами в меню. Например, был случай, когда клиенты заказали неаполитанскую пиццу, которая у нас готовится в печи и имеет ярко выраженную золотисто-коричневую корочку. Так положено по правильным технологиям. Но люди реши, что им пытаются подать подгорелый продукт. Пришлось всё долго объяснять, — приводит пример Пётр Лобанов.
Фото: Paolo Manzo/globallookpress.com
Фото: Paolo Manzo/globallookpress.com

По словам соавтора концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максима Кораблёва-Дайсона, выручка и посещаемость этим летом выросла примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— У российских туристов объективно уровень требований ниже, чем у иностранцев, особенно у жителей из регионов, которые не так разбалованы и пресыщены гастрономической культурой, как петербуржцы и москвичи. Также важно разобраться, кого строит понимать под иностранцами. Есть американцы, немцы, французы, у них средний чек всегда был чуть выше, чем у россиян. А есть, например, китайские туристы, известные своей специфической культурой потребительского поведения, — рассуждает Максим Кораблёв-Дайсон.

Хлеба и зрелищ

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва диссонанс в восприятии ситуации между городскими отельерами и рестораторами объясняет просто. В Петербург не отправляются, чтобы глобально отдохнуть и перезагрузиться, как это бывает в поездках на море, а чтобы именно посмотреть сам город.

— Люди понимают, что 80% своего времени, когда не спят, будут проводить в прогулках, осмотрах достопримечательностей. Потому не так важно, где и в каких условиях жить в номере. У многих есть и представления, что Петербург — это гастрономическая столица России, здесь обязательно должны вкусно накормить. Потому срабатывает принцип: хлеба и зрелищ. Хлеб — это рестораны, а зрелища — красивейшая архитектура города и его пригородов, — поясняет Елена Пономарёва.
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

По её словам, у многих россиян есть и чёткое понимание: Петербург — это проверенный бренд, где уровень сервиса и обслуживания будет на высоте в отличии от тех же южных направлений.