Реставраторы Русского музея восстановили картину Ивана Айвазовского «Пётр Первый при Красной горке», попутно узнав множество потрясающих подробностей создания полотна. Пять месяцев понадобилась специалистам, чтобы отреставрировать полотно, передаёт корреспондент 78.ru.
Кажется, что Айвазовский только-только закончил картину «Пётр Первый при Красной горке». Хотя с тех пор и прошло больше полутора веков. Кропотливо — шаг за шагом — реставраторы возвращали полотну первозданный вид. Картина, как и человек, со временем покрывается глубокими морщинами, а холст теряет прочность.
— За пять месяцев, которые были нам отпущены, мы провели полный комплекс работ, капитальную реставрацию этого произведения, начиная с основы и заканчивая живописным слоем, — рассказывает ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Русского музея, художник-реставратор высшей категории Ольга Клёнова.
Толстый слой лака со временем исказил цветовую палитру картины. Она вся едва ли не пожелтела. Реставраторы аккуратно — слой за слоем — снимали старое покрытие. Сейчас оно в разы тоньше человеческого волоса, сверху — современный лак.
— Это всё в микронных толщинах. Это всё на уровне звука какого-то. Мы слышим, когда лак толстый, когда мы удаляем, то по звуку понимаем, когда нужно остановиться. Поэтому при реставрации нужна абсолютная тишина, — объясняет Клёнова.
Реставрация помогла отследить, как художник работал над полотном. Вся вода была написана в один приём — больше ничего не менялось. И это не удивительно, ведь в первую очередь Айвазовский — выдающийся маринист, а не портретист. Фигура Петра Великого менялась три раза. То выше, то ниже становились мачты парусников. Гений цвета и света он в мельчайших оттенках передал отблески месяца в небе и блики на воде, вообще не используя синей краски.
— При изучении пигментов мы выяснили, что Айвазовский использовал чёрные краски. Такие как сажу, такие как жжёные кости. В смеси с белилами они дают действительно голубой цвет. В зависимости от пигмента, будь то сажа, будь то кость, являются либо тёплым или холодным, — поясняет технологию заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.
Живописец Главного морского штаба Айвазовский фиксировал величие русского флота, возрождая на холстах исторические события. Вот и на этой картине художник изобразил эпизод, когда Пётр Первый, спасая русский флот во время Северной войны, разжёг на берегу костёр — он стал маяком для попавших в шторм кораблей.
— Это было под Выборгом во время Северной войны. И суда везли то, что было необходимо российской армии при осаде Выборга, при взятии города. И этих кораблей очень ждали. Но разыгралась буря. В ночное время было была такая тьма, что глаз выколоть, — говорит директор Русского музея Владимир Гусев.
Работы Айвазовский искусствоведы сегодня сравнивают с 3D-эффектом. Посетители выставок буквально ощущают, как их захлёстывает стихия. Это касается и его «Девятого вала», и «Волны», глядя на которую некоторые зрители буквально ощущают ужас происходящего. При этом Иван Айвазовский — был удивительно продуктивным и работоспособным художником. Порой всего за 40 минут на холсте появлялось законченное произведение. Но это не касается картины «Петр Первый при Красной горке».
Отреставрированное полотно великого мариниста представлено посетителям Русского музея на выставке «И мореплаватель, и плотник. Пётр Великий в русской художественной культуре».
Видео: 78.ru