Депутаты петербургского парламента седьмого созыва дорабатывают вторую сессию. До сих пор у каждого состава Заксобрания было своё лицо. Пятый созыв имени Виталия Милонова работал под знаменем борьбы с извращенцами, Дарвином и Кончитой Вурст, отстаивал права эмбрионов и полемизировал с Мадонной, Леди Гагой и Стивеном Фраем. Шестой созыв запомнился неслыханным градусом патриотизма и «информационной гигиены», за которые отвечал спикер Вячеслав Макаров, и борьбой с алкоголизмом и прочими сомнительными пищевыми привычками горожан. Здесь отличился экс-глава комитета по законодательству Денис Четырбок. Порой эта богоугодная деятельность заводила парламентариев явно не в ту степь. Они отказывались возвращать зелёные насаждения парку Малиновка даже после того, как приходу дали другой участок под строительство храма, и утвердили закон, который едва не привёл к закрытию десятков полюбившихся горожанам баров. Но в более фундаментальных вещах два предыдущих созыва следовали традиционному курсу — упорно отказывались от поимённого голосования с публикацией стенограмм и держались за поправку БФК при работе над бюджетом, хотя она стоила свободы сразу двум парламентариям.
В сентябре состав ЗакСа существенно обновился. Триумфаторами выборов стали ставленники Смольного, и многолетний незримый конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти окончательно сошёл на нет. Бывший вице-губернатор и новый спикер Александр Бельский открыл форточку ветру перемен. В работе над бюджетом был взят официальный курс на открытость, коррупциогенная депутатская поправка официально отправлена на свалку истории. Поимённое голосование теперь проводится по умолчанию, стенограммы заседаний публикуются на сайте, дабы мудрость каждого депутаты избирателям была видна, а Малиновку целиком вернули горожанам. Жёсткий дресс-код и баны для журналистов, публикующих критические материалы, теперь тоже не практикуются.
Одновременно при новом спикере основательно перетряхнули аппарат и впервые за долгое время существенно изменили структуру рабочих органов, в Мариинском дворце появились комиссии по инвестициям, цифровизации и транспорту. Всё это вместе настолько возмутило Макарова, что он не сдержался от едких замечаний. Нового главу аппарата ЗакСа Константина Гриневича бывший спикер назвал «придурком», а бывших коллег призвал «беречь хлястики», чтобы не попасть в плен.
Его преемник Бельский избегает ярких военных метафор и старается не вступать в публичную полемику ни с чиновниками Смольного, ни с представителями оппозиции. Хотя последнюю порой проверяет на прочность лихим огнём своего сарказмомёта. Особенно часто достаётся самому оппозиционному из всех оппозиционных депутатов Борису Вишневскому. Например, когда того включили в комиссию, отвечающую за рыбное хозяйство, Бельский порадовался за коллегу:
«По крайней мере, будет где взять рыбки».
А когда Вишневский пытался выяснить у представителя Смольного, сколько платят руководству ГУП ТЭК, а тот не мог ответить ничего вразумительного, Бельский пришёл на помощь:
«Борис Лазаревич интересуется, может, работу новую подыскивает, ещё что-то. Нужно же знать, какие оплаты труда в городе».
Первым законотворческим вызовом для нового созыва стал закон о бюджете. Важны для города и проекты, направленные на поддержку бизнеса, привлечение инвесторов, утверждение дополнительных налоговых льгот, которые сначала были нужны из-за пандемии, а затем в качестве плотины на пути волны антироссийских санкций. Депутаты продолжают работу над законодательством в сфере соцзащиты. Были введены выплаты для тех, кто достиг 90, 95 и 100 лет, а также пособия на детей от 8 до 17 лет. Детские выплаты решили распространить на тех, кто имеет в Петербурге лишь временную прописку. Однако вся эта работа ведётся в тесном сотрудничестве со Смольным, и именно он, как правило, выступает инициатором законопроектов.
Альтернативный депутатский мозговой центр — это комитет по законодательству. Четырбок хоть и избрался в новый созыв, должность главы комитета потерял. Его сменил Всеволод Беликов. Первые месяцы он явно присматривался к новым полномочиям и изучал, как всё работает. Но постепенно из недр комитета выходит всё больше неожиданных инициатив, существенно меняющих жизнь в городе. Например, депутаты решили обязать муниципалов в обязательном порядке вешать в залах заседаний флаг Петербурга и герб города. А потом приняли законопроект о пчеловодстве. Беликов призвал горожан воспользоваться передовым опытом и разводить медоносных насекомых прямо на крышах. А во время второго чтения документа стал одним из инициаторов поправки, которая включила в закон не только пчеловодов, но и «субъектов научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности в области пчеловодства». Их тоже предполагается всячески поддерживать. Без инноваций на петербургские крыши с пчёлами так просто не зайдёшь. Ценящий тонкий юмор спикер, представляя документ на одном из заседаний, видимо, придумал такую шутку, которую на этот раз нельзя было озвучить при посторонних, поэтому просто засмеялся в голос сам.
Впрочем, постепенно депутаты настраивают свой печатный станок, и свежих идей становится больше. Четырбок вместе с одним из коллег недавно выступил с федеральной инициативой о введении крупных штрафов за рекламу секс-услуг. Интересно, знаменитый материал Ксении Собчак о «форумчаночках» на Петербургском международном экономическом форуме будет подпадать под этот закон?
Ещё одно предложение касается студентов. Их предлагают освобождать на день от учёбы за сдачу донорской крови. Главное, чтобы процесс не вошёл в привычку, а то так и экзамены можно провалить.
К концу «первого курса» депутаты явно становятся смелее, но пока рано говорить о том, чем запомниться седьмой созыв городского парламента. Кажется, свой яркий законотворческий почерк парламентарии-новобранцы только вырабатывают.