Культура
15:254 июня 2022

Показать нельзя запретить: «карлик Ленин» и «горы трупов» как загадка БДТ для зрителя

Новая премьера спектакля Андрея Могучего взбудоражила общественность уже после предпремьерного показа. Бдительные telegram-комиссары усмотрели в постановке по мотивам произведений Шукшина «русофобию». Кажется, они ищут её немного не там.
Фото: пресс-служба БДТ

Свиньи, чёрт и зомби

Даже в такой культурной столице, как Петербург, новости с театральных подмостков редко попадают в широкое информационное пространство. Художественному руководителю БДТ им Г.А. Товстоногова Андрею Могучему, кажется, удалось временно исправить это досадное обстоятельство. Премьера нового спектакля по мотивам произведений Василия Шукшина «Материнское сердце» ещё впереди, но о ней уже активно пишут журналисты и блогеры. Увы, поводом для споров на этот раз послужили не творческие находки серийного лауреата режиссёрских номинаций «Золотой маски» и «Золотого софита», а подозрения в неблагонадёжности.

Нина Усатова/ Фото: пресс-служба БДТ
Нина Усатова/ Фото: пресс-служба БДТ

Тревогу бьют зрители, побывавшие на репетиции. Как следует из их донесений в соцсетях и СМИ, Могучий изобразил беспросветную действительность с «безнадёжным настоящим и будущим». Разумеется, как часто бывает в таких случаях, режиссёру вменяется искажение первоисточника и разбавление Шукшина собственными фантазиями и «антироссийскими идеями». Среди конкретных претензий по режиссёрским решениям упоминаются «крестьяне, уподобившиеся свиньям», «чёрт, окружённый горами трупов», «карлик Ленин», встающий из гроба, милиционеры с «выбитыми звёздами на лбу» и народная артистка РФ Нина Усатова на мотоцикле в образе «Родины-матери».

Премьера намечена на сентябрь, но «пятую колонну» требуют разбить до открытия нового культурного фронта, пока она окончательно не разрушила «базовые ценности» нашего общества. Особо отмечается, что 35 млн рублей на подготовку постановки выделило Министерство культуры. Ему достался незавидный титул «спонсора антироссийского глумления».

Конфликт – это хорошо

Телеканал «78» отправился в то самое закулисье, где и начинаются тропы, ведущие прямиком к престижным театральным премиям, но порой, крайне редко, уводящие и в омут общественных скандалов. Вину в «антироссийском глумлении» Андрей Могучий не признаёт, а вот споры по поводу спектакля, который пока никто толком даже не видел, его ничуть не смущают.

- Если спектакль вызывает споры, восторги и недовольства – это хорошо. Театр всегда должен вызывать сильные эмоции, - заверил режиссёр.
Фото: пресс-служба БДТ
Фото: пресс-служба БДТ

Он напомнил, что, согласно Станиславскому и другим гуру театрального дела, любой сюжет строится на конфликтах, театр призван «вскрывать болевые точки», а помогает в этом деле «контрапункт», позволяющий «усилить контраст». При этом «каждый имеет право на свои ощущения», и «театр не должен всем нравиться». Претензии по поводу слишком вольной трактовки Шукшина режиссёр тоже не считает состоятельными.

- Нам показалось важным актуализировать Шукшина для молодых людей, которые не жили в советское время, - подчеркнул Могучий.

По его словам, спектакль рассчитан на восприятие современных людей. Сценарий основывается на рассказах «Материнское сердце», «Осенью», «Забуксовал», но там присутствуют и многочисленные отсылки к другим произведениям. Недоброжелателям режиссёр посоветовал внимательно читать писателя, произведения которого наполнены горечью из-за того, что он чего-то «не мог сделать в советские времена» и «болью за русского человека и русское искусство». Причин, по которым претензии к театру могут возникнуть у Минкульта, Могучий тоже не видит.

- Мы выполняем план – у нас полные залы, положительные отзывы, практически на каждый день билеты проданы, - объяснил режиссёр.
Фото: пресс-служба БДТ
Фото: пресс-служба БДТ

И добавил, что во время предпремьерного показа специально смотрел в зал и убедился, 99% зрителей были «сердечно связаны со сценой».

Не смущаясь вазы с прахом

Учитывая, что 35 млн от Минкульта всё равно уже потрачены, предложение дождаться премьеры, а потом уже делать выводы, выглядит вполне разумным. Тем более что в петербургском культурном пространстве происходят куда более странные события, чем восстание карлика Ленина из ада беспросветной действительности.

К примеру, совсем скоро на территории Севкабеля при поддержке Комитета по культуре пройдёт очередной музыкальный фестиваль Stereoleto, и создаётся впечатление, что хедлайнеров подбирали весьма специфическим образом – после заполнения анкеты по «украинскому вопросу». Причём брали преимущественно тех, кто с разной степенью радикализма осудил российскую спецоперацию, выразил солидарность с «украинскими братьями» и всячески выступал за мир на любых условиях. Судите сами, на этом поприще отметились Андрей Агутин, Manizha, Shortparis и Lucidvox. На худой конец допускались те, кто не высказывал никакой позиции по данному вопросу, но у «кого надо» находится на хорошем счету. К примеру, Найк Борзов ранее осуждал коллег, посещавших мятежный Донбасс, The Hatters ещё прошлой осенью выступали в Киеве и Одессе, а в первые дни после начала спецоперации подумывали «отменить все ближайшие концерты в такое непростое время».

Фото: vk.com/stereoleto
Фото: vk.com/stereoleto

Не, мы, разумеется, не хотим уподобляться некоторым соседним странам, запрещающим выступления артистов за политическую позицию. Да что там, за происхождение. Но такая высокая концентрация людей с определённой яркой позицией на одном отдельном взятом фестивале заставляет задаться вопросом: «Совпадение?» Или вкусы и знакомства модного «культурного» вице-губернатора Бориса Пиотровского, известного своими связями в богемной тусовке, тоже как-то на всё это повлияли?

Тем более, что интересный состав участников подобрался и на фестивале «Отличный Fest», который пройдёт в Музее стрит-арта. На этот раз тон будут задавать Anacondaz, «Кис-Кис» и Алёна Швец. Первые две группы отметились и яркими «антивоенными» высказываниями, и совместным клипом «Сядь мне на лицо», где это самое они призывают сделать, «не смущаясь на стене иконы» и вазы с прахом бабушки, которая «не будет против».

А Алёна Швец больше известна своими яркими музыкальными высказываниями на тему ЛГБТ. Её клип на песню «Две девочки» четыре месяца назад постановил заблокировать Саратовский суд за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Сюжет строится на радостях и разочарования любви между двумя школьницами. Разумеется, аудитория – это тоже прежде всего старшеклассницы, хоть у клипа и стоит пометка 18+. К слову, он всё так же доступен на YouTube. Да и как может быть иначе? На петербургские фестивали кого попало не пускают. Так что самое время обратиться к Шукшину и разделить его «боль за русского человека и русское искусство».

Культура Театры
Новости партнеров