До мировых февральских событий рынок услуг стоматологии и пластической хирургии в Петербурге был устроен так, что некрупные игроки покупали у поставщиков материалы под конкретного клиента и на небольшие сроки. Крупные компании держали свои склады, где имелись месячные запасы. При этом свыше 90% материалов и оборудования всегда было импортным. Теперь его некоторые поставщики и вообще заявили о приостановке деятельности в России из-за разрыва логистических цепочек. Оптимистичные игроки отрасли надеются на то, что уже скоро смогут договориться о поставке импорта через Казахстан и Турцию, и, возможно, это будут серые схемы. Но все сходятся в одном: через какое-то время цены в прейскурантах придется переписывать.
Как заявила ранее генеральный директор ГК «МЕДИ» Марина Касумова, некоторые поставщики материалов уже выставили предложения на товары стоимостью в 1,7 раз дороже, чем месяц назад. Так произошло потому, что стоматология работает на 100% импорте не только «расходников», но и оборудования.
— Те же стоматологические установки у всех либо финские, либо немецкие, либо итальянские. Отечественных я не знаю, такая картина с оборудованием наблюдается даже в бюджетных учреждениях. Теперь мы приостановили полностью развитие и решили, что в этом году сосредоточимся на сохранении и удержании наших позиций в бизнесе, — констатировала она.
В стоматологии «Денталь» подтвердили: цены на материалы действительно по сравнению с началом февраля выросли вдвое.
— При этом эти материалы у всех практически на 100% импортные, так же, как и оборудование и запчасти к нему. Пока мы цены не повышали, так как есть старые запасы. Но логично, что это когда-то произойдёт. При этом сделать запас на будущее по всему невозможно, так как индустрия работала до сих пор совсем по другим принципам. Что-то заканчивалось, тогда подкупалось новое по мере необходимости, никто не жил со 100% запасом, — констатировали там.
Генеральный директор клиники стоматологии «Демос», представительство ГК Помпа в Петербурге Наталья Апачиди пояснила: цены на материалы потянул за собой рост курса доллара, скакнувшего с 70 рублей до 140 рублей после всем известных событий.
— Также надо понимать, что сейчас всё можно приобрести только за наличные деньги. А это уже не официальная ставка Центробанка, а банковские структуры со своими повышенными ценами. При этом теперь не хотят брать по факту поставки, а только вперёд и с полной предоплатой. С русскими материалами и товарами всё очень сложно в плане регистрации и длительного тестирования. Так, например, мы выпускали отечественные брекеты, но были вынуждены от этого отказаться из-за сложности процессов. Теперь мы возвращаемся к таким разработкам. Но наладить всё это будет сложно и длительно по времени. Потому что для того же производства нужны импортные станки и запчасти к ним. Плюс потребуется набрать и обучить штат. Всё это крайне затянуто по времени, — признала Наталья Апачиди.
Марина Касумова согласна: отечественная медицина не готова к импортозамещению, и такой процесс точно нельзя наладить за какой-то год.
По мнению Натальи Апачиди, пока что в условном выигрыше остались лишь крупные игроки рынка, такие, например, как «МЕДИ», имеющие свои крупные склады.
— Дело в том, что наш бизнес был организован следующим образом: мелкие игроки закупались на небольшое время и под конкретного клиента. Средний бизнес хранил запасы на несколько месяцев. А гиганты типа тоге же «МЕДИ» и вовсе имели свои склады. У нас запасы есть на три месяца, а что будет дальше, никто не знает. Понятно, что плохо будет всем: и мелким, и крупным. Пока пациенты к нам пошли, многие надеются поскорее завершить курс лечения, пока не наступит определённость, — подчеркнула эксперт.
Марина Касумова признаёт, их компании действительно повезло как крупному и мощному игроку.
— В 2021 году мы полностью оснастили «МЕДИ» всем необходимым оборудованием и технологиями, так как планировали прийти в Москву и открыть там клинику. Мы мощная крупная компания и имеем фору по отношению к конкурентам. Мы были способны купить оборудование и материалы впрок. Запас есть на пять-шесть месяцев, — подчёркивает она.
По словам Наталья Апачиди, теперь важно думать нет о том, когда будут материалы, а будут ли они в принципе.
— Дело в том, что крупный поставщик материалов «3М» заявил о приостановке своей деятельности в России, а на него приходилась львиная доля товаров. Пока с ценами мы держимся до последнего. Но их прежних через какое-то время точно не будет. На вопрос о том, какого роста теперь ждать, я предлагаю вспомнить, как подорожал доллар, — намекнула Наталья Апачиди.
Марина Касумова подчёркивает, для их компании вторая главная задача — это не допустить обвального роста цен, а поднимать их «точечно».
— Мы просто не можем поднять их в два раза, как выросли цены на материалы и инструменты, — подчёркивает она.
Генеральный директор стоматологии «Клиника доброго стоматолога» Эмиль Агаджанян заявляет, что «3М» далеко не самый крупный игрок, есть ещё поставщики из Японии, Кореи и Израиля.
— Подчёркиваю, что «3М» именно приостановил, а не прекратил поставки из-за разрыва логистических цепочек. На их отладку уйдёт два-три месяца, максимум — полгода, после чего всё наладится. Уже сейчас ведутся переговоры с поставщиками через Казахстан и Турцию. Да, не исключено, что мы можем столкнуться с серым импортом, но по факту материалы будут, и, в конце концов, именно медицинские поставки нам никто не запрещал. При этом некоторые западные компании сокращают или пытаются сократить объёмы, но они уже столкнулись с бурей гнева и возмущения в своих же странах, когда речь идёт о здоровье людей. И это только начало, — уверен Эмиль Агаджанян.
По его словам, клиентам клиники компании дали срок, чтобы внести аванс, и пациенты тут же пошли. В итоге фирма собрала за это срок больше денег, чем обычно за месяц.
— Средства мы вложили в покупку материалов и обеспечили ими себя на месяцы вперёд. По имплантам в первые же дни новых реалий поставщики подняли расценки на 30%, мы увеличили цены на 10%. Затем на прошлой неделе нам опять подняли стоимость на 25%. Мы пока ждём, что будет происходить на рынке. При негативных сценариях будем вынуждены откорректировать цены ещё на 10%, — пояснил Эмиль Агаджанян.
Аналогичные настроения переживают сейчас и в городских клиниках пластической хирургии.
Как рассказал руководитель отдела маркетинга и рекламы «Института красоты ГАЛАКТИКА» Михаил Трошин, в их бизнесе также в подавляющем большинстве используются импортные материал.
— Практически все поставщики импорта сейчас повышают цены, всё это находится в активном процессе, поэтому итоги подводить рано. Но разброс повышения цен колоссальный: от 20 до 500% на отдельные позиции. Пока продолжается этот период максимальной турбулентности, мы стараемся, чтобы эти колебания минимально затрагивали наших пациентов и поэтому удерживаем цены в ущерб своей прибыли. Конечно, в какой-то момент повышение цен на наши услуги будет неизбежным, — признал Михаил Трошин.
По оценкам экспертов клиники «РАМИ», в их компании в отделении пластической хирургии используется 70% импортных материалов из Европы и Америки.
— В самом начале нестабильной ситуации в экономике, клиника приняла беспрецедентное меры по закупке медицинских препаратов лучших производителей. В ближайший год наши пациенты будут ими обеспечены максимально. И сейчас, в условиях, когда поставщики медицинской продукции практически ежедневно поднимают цены, мы неустанно ищем альтернативные варианты поставок. За последнее время поставщики увеличивали расценки очень неравномерно. Российские производители — на 10-20%, европейские, американские — на 20-150%, — пояснили там и добавили, что в соответствии с общей ситуацией на рынке с 1 февраля 2022 года основной прайс на услуги клиники был увеличен на 20% и действует по настоящее время, — сообщили там.
По словам Михаил Трушина, прогнозы по рынку сейчас делать крайне сложно, так как обилие факторов неопределённости зашкаливает.
— Как показывает практика, «свято место пусто не бывает». Мы не исключаем появления неофициальных поставщиков, которые будут осуществлять поставки через третьи страны (мы наблюдали это в 90-е годы и начале нулевых). Конечно, при этом появятся риски контрафактной, поддельной продукции — несомненно, какие-то клиники перейдут на неё. И здесь важно, чтобы от этого не страдали пациенты. Всегда надо внимательно относиться к выбору клиники. Как правило, в случаях сильного ценового демпинга всегда есть подвох, и впоследствии такая попытка экономии приводит к дополнительным тратам, — констатирует Михаил Трошин.
При этом традиционно популярными операциями в Петербурге остаются ринопластика, маммопластика, омолаживающие операции и процедуры по коррекции фигуры — липоскульптура. В тренде и операции челюстно-лицевой хирургии.