McDonald’s в пятницу, 11 марта, заявил о своём уходе из России 14 марта. Правда, сегодня ряд ресторанов точек сети продолжают кормить посетителей. В компании сказали, что прекратят работу после «завершения производственных процессов». Каких новых заявлений ждать уже «на следующий день», теперь не знает никто. При этом компания обещает сохранить персонал на период временного закрытия залов. Но в Петербурге уже якобы нашлись фудтракеры, готовые вести свои машины под закрывающиеся точки американской сети быстрого питания, чтобы обеспечить петербуржцев «всем необходимым». 78.ru разбирался, есть ли уже прямо сейчас альтернативы McDonald’s, появятся ли они в перспективе и причем тут фудтраки.
Как констатировал президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар, прямого аналога такому крупному игроку, как McDonald's, нет ни на федеральном, ни на локальном уровнях. До всем известных событий в городе имелся финский Hesburger. В плане кофейн был американский Starbucks.
От себя отметим, что с этими компаниями никакой ясности тоже пока нет. В двух точках Hesburger на переулке Гривцова и на Литейном проспекте менеджеры предложили приходить в заведения и заверили, что работают в штатном режиме. Однако на вопрос: «а вы с какого числа вы закрываетесь», прояснили кратко: «никакой ясности пока нет».
Согласно данным Yandex, объекты Starbucks в Петербурге закрыты. Русский сайт компании не открывается, нет возможности полноценно открыть англоязычную версию.
Вспомнил Леонид Гарбар и отечественную Black Star Burger. Её единственная точка в Петербурге представлена в ТРЦ «Галерея». Там рассказали, что наплыва покупателей и всплеска интереса горожан пока не наблюдают, но не исключили, что после 14 марта ситуация может измениться в лучшую сторону. При этом средний чек у этой компании выше, чем у McDonald’s. Речь идет о 200-300 рублей против 150 рублей у американской сети.
По словам Леонида Гарбара, отчасти клиенты McDonald’s могут перетечь в «Теремок». Но это произойдёт далеко не сразу и будет зависеть от дальнейшей политики русского игрока.
— Но объективно, прямо сейчас это как сравнивать «зелёное» с «круглым», — пожимает плечами Леонид Гарбар.
Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский ситуацию комментирует кратко. По его словам, сейчас сложно сказать что-то определённое.
— Всё время поступает противоречивая информация. То тот же McDonald’s называет конкретную дату закрытия 14 марта, то в компании обещают работать, пока продукты не закончатся. То же происходит с Coca-Сola. У всех на слуху и пример с Uniqlo. Мы бы хотели, чтобы McDonald’s продолжил работать, — отмечает он.
Как считает член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва, быстро занять все 850 точек McDonald’s (если он всё-таки уйдёт) одному российскому игроку самостоятельно или по франшизе нереально. Не хватит ни денег, ни, что важнее, управленческих компетенций, цепочек поставок и отлаженных процессов. На это могут уйти годы.
— Анализируя многие рынки, мы всё чаще видим, что малый и даже микробизнес могут составить конкуренцию мировым лидерам. У них хорошее оборудование и они нацелены на маржу, плюс им нужно как-то отличаться среди огромного выбора, который есть почти на всех рынках. Многие из них, понимая, что нужно выживать, внедряют передовые инструменты маркетинга и начинают активно расти, — вместе с тем добавляет она.
Директор по развитию проектов Beer Family Resto Group Наталья Митчина придерживается противоположенной точки зрения. По её словам, при условии поддержки государства, создать отечественный аналог американской сети вполне возможно за три-четыре месяца.
— Тем более, что всем этим сейчас будут активно заниматься. В России остаётся персонал, который прекрасно владеет технологиями и «ноу-хау» компании. Такие люди, поверьте, есть. И они как раз с большой долей вероятности и займутся этим. Также подчеркну, что в меню практически любого ресторана есть сейчас бургеры. Прямо сейчас в процессе мы активно занимаемся развитием и расширением линейки. И по такой тактике пойдут все опытные рестораторы и собственники общепита, так как понимают, это новый восходящий тренд. Так что без бургеров мы в Петербурге точно не останемся, — поясняет Наталья Митчина.
Между тем, в городских СМИ уже появились сообщения о фудтракерах, якобы готовых вести свои машины под закрывающиеся точки американской сети быстрого питания, чтобы обеспечить петербуржцев «всем необходимым».
Наталья Митчина подчёркивает, минимальная себестоимость тех же бургеров начинается от 70 рублей.
— Что касается фудтраков, то какова цена бургеров при продаже их с фудтраков? Себестоимость производства стоит 70 рублей. Это минимум, а сюда плюс техника, плюс затраты на её обслуживание и т. д. и т. п. Покупать с фудтраков будут только, если продукция останется прежнего качества с точки зрения вкуса, и по прежней цене. McDonald’s по этим параметрам брал объёмами, — подчёркивает она.
Интересно, что согласно объявлениям на "Авито", стоимость только одной такой машины начинается от 700 тыс. рублей. Но это лишь «железный конь». При этом где-то цены доходят и 4 млн рублей и выше. Готовый бизнес с фудтраком оценивается с минимальной планкой почти в 8 млн рублей.
В «Теремке» кратко поясняют: пока у них в городе три фудтрака, но ранее планировалось к этому времени уже 10.
Рассмотреть возможности работы с фудтраками обещали раньше и сети, владеющей ресторанами «Русская рыбалка», «Карл@Фриндрих» и Alpenhaus. Но пока о воплощении таких планов в жизнь ничего не слышно.
На условиях анонимности участники рынка поясняют: говорить, что фудтраки спасут ситуацию и заменят McDonald’s, могут только дилетанты, далёкие от общепита и никогда в нём серьёзно не работавшие. Это разные сценарии поведения потребителей. Фудтрак нацелен на то, чтобы люди быстро купили еду, где-то сели на природе, поели и переместились дальше по своим делам.
— Статичные заведения типа McDonald’s — это места проведения досуга для молодёжи. Давайте и не забывать про климатические условия нашей страны. Сидеть часами на природе зимой вовсе некомфортно, — отмечают собеседники.
Наталья Митчина добавляет, что находятся теперь и те, кто откровенно радуется уходу McDonald’s.
— Все нормальные люди отлично понимают, что это объективно далеко не самая здоровая еда. И в соцсетях уже идёт компания под лозунгом: «ура, наконец-то я избавлюсь от вредной привычки», — делится она.
По словам Виталия Свидовского, едят исключительно в McDonald’s менее 20% горожан.
Генеральный управляющий группы «Рестораны Арама Мнацаканова» Александр Батушанский пессимистично резюмирует: сейчас надо думать не о дженериках американской сети, а о том, в каком виде дальше будет в принципе существовать общепит. Ресторатор прогнозирует, что уже скоро некоторые родители в принципе не смогут давать детям и подросткам деньги на развлечения. Поэтому части молодёжи вообще придётся… остаться дома.