О введении QR-кодов для посещения торговых центров в Северной столице заговорили ещё осенью 2021 года. Введение таких жёстких мер для населения и бизнеса в городе несколько раз переносили. Так, начать требовать QR-коды хотели ещё с 1 декабря, потом срок сдвинулся на 2 января. В итоге они просуществовали в Петербурге чуть более двух месяцев и были отменены 4 марта. К этому событию ещё в начале февраля бизнесмены готовились с радостью и собирались «наконец-то зажить» как в допандемийные времени. Затем произошли всем известные события в мире, а западные компании и бренды с политическими заявлениями начали громко хлопать дверями, потом возвращаться и снова уходить, но теперь уже всё объяснять проблемами с поставками.
Практически все участники рынка заявляют: отмены QR-кодов все ждали с нетерпением. Больше всего грядущий «праздник» на своей улице ждали собственники ТЦ, фуд-кортов и фуд-холлов в комплексах.
Как пояснил генеральный директор ТРЦ «Галерея» Дмитрий Зубков, кроме куаров, бизнес делал ставку и на снятия ограничений с общепита в части рассадки, социальной дистанции и возращения к работе детских комнат, из-за закрытия которых поток объективно снизился. Текущая ситуация внесла свои коррективы.
— Да, сейчас посещаемость растёт во всех торговых центрах, это фиксируют и наши коллеги. Люди охотно и много покупают. Но что будет дальше, не знает никто. Что касается закрытия западных магазинов, но фактически работа приостановлена не более, чем в 15% объектов. Подчеркну, именно приостановлена. Никто не говорит прямым текстом, что уходит. Многие ссылаются на проблемы с поставками, из-за которых и приостанавливают работу, — констатирует он.
В ТЦ «Питерлэнд» также подчёркивают: навсегда никто никуда не уходит. При этом там добавляют: в компании мониторили статистику по посещаемости и до снятия ограничений. Дела обстояли неплохо, так как многие горожане всё-таки вакцинировались.
— Сейчас с отменой QR-кодов объективно есть всплеск посещаемости по зонам развлечений. Сюда и потянулись отчасти те, кто всё-таки вакцинацию не прошёл. При этом весной люди в принципе начинают больше гулять и выбираться на улицу. А все знают, что мы находимся у парка 300-летия Петербурга, и это популярное у горожан направление для отдыха и релаксации. В целом мы оцениваем увеличение посещаемости в 10—15%, несмотря на всем известные события и надеемся, что такие цифры сохранятся по итогам месяца, — рассказывают там.
В ТЦ напоминают, молл выгодно отличает обширная зона развлечений. Кроме того, на территории комплекса располагается двухэтажный магазин российского ритейлера DIY Hoff, в который горожане активно потянулись на фоне закрытия IKEA.
— Да, есть бренды, которые вынуждены были приостановить свою деятельность, они уведомили нас об этом, в том числе по причинам проблем с поставками. В целом мы в плюсе, хотя объективно есть моменты, которые все бы хотели избежать, — констатируют там.
По словам гендиректора торгового дома «Пассаж», партнёра Jensen Group Дмитрия Абрамова, делать выводы о том, какой есть эффект от отмены QR-кодов, пока рано, так как наслоились другие многочисленные факторы.
— Мы видим, что поток несколько увеличился, но пока не понимаем, какими факторами этот тренд можно объяснить. Очевидно и то, что некоторые совершают покупки из-за расчёта: товаров, особенно импортных, потом можно будет не найти. У нас много отечественных брендов, потому и нет массовых закрытий. Что касается 8 Марта, то конкретно в этот день рестораны в нашем комплексе были полностью заполнены. Сейчас всё зависит от качества заведения. Успешные объекты по-прежнему востребованы. Всё это мы уже проходили не раз, сильные игроки кризисы переживают. Остальным надо задуматься о качестве своей работы, — констатирует он.
Между тем, на условиях анонимности участники рынка рассказывают и о новом тренде в свете последних событий. Городские рестораторы уже устали перепечатывать меню в свете стремительно дорожающих продуктов и ставят на прайсах отметки «+15%» или «+20%».
Совладелец сети пиццерий «22 см» Эльдар Кабиров готов признать: ещё только в начале февраля в ресторанном бизнесе думали: «всё скоро будет классно, и наконец-то весной заживём».
— Мы наблюдали, как в Европе снимаются антиковидные ограничения, и понимали, что по логике этот тренд на снятие запретов должен прийти с месячным лагом и к нам. И да, мы радовались, что власти Петербурга пошли на отмену QR-кодов. Но теперь мы живём в новых реалиях, и никто не может сказать, к чему они приведут и чем обернутся, — подчеркнул он.
По словам Эльдара Кабирова, есть три сценария развития событий. Первый вариант заключается в том, что западный общепит просто продолжит работать, но с новыми ценами из-за удорожания продуктов и обвала рубля.
— Да многие заявили: мы уходим, но мало кто назвал даже просто конкретные даты, — отметил он.
Как считает ресторатор, второй сценарий подразумевает возвращение иностранного общепита через два-три месяца.
— В это время аудитория того же McDonald’s перетечёт частично в «Теремок» и другие отечественные сети фаст-фуда с примерно аналогичными блюдами. При этом важно понимать и то, что есть такие компании, как американские Sbarro и KFS. Они работают в России в основном по франшизе, речь идёт о закрытии только немногочисленных собственных, — поясняет Эльдар Кабиров.
В рамках третьего сценария уже обсуждается национализация того же McDonald’s,. Это значит, что его при таком возможном раскладе переименуют и вновь запустят.
— Здесь вопрос не в том, что сможет ли отечественный общепит и фастфуд заменить иностранный, а будут ли люди в принципе туда ходить. Не секрет, что в McDonald’s ходят те студенты, которым на карты родители подкидывали по 10—15 тыс. рублей. И готовы ли такие молодые люди теперь тратить эти средства на общепит вообще? — рассуждает Эльдар Кабиров.
Совладелец сети casual бистро «Бюро» Пётр Лобавнов согласен с тем, что «Теремок» в Петербурге может перенять часть клиентов McDonald’s.
— Но вот к нашей конкретно сети это не относится. С этой компанией нас роднит только одно: мы продаём бургеры. На этом всё заканчивается. У нас другой более дорогой состав продуктов, другие рецепты. Мы рассчитаны на компании в два-три человека со средним ценником в 700 рублей. Да, продукты сейчас дорожают, это признают все. Есть и те участники рынка, кто поднял стоимость и на 20%. Со своей стороны мы пересчитали прайсы на 7%. Каких-то резких спадов и скачков в посещаемости мы не отмечаем, хотя в первые дни после отмены кодов поток действительно сильно вырос, — констатирует он.
Как поясняет Эльдар Кабиров, в сфере заведений, специализирующихся на пицце, сезон пока не начался, её начинают больше потреблять весной и летом.
— Потому по себе мы не можем сделать выводы об изменениях потребительского потока. При этом у нас молодёжная целевая аудитория, она в основном не вникает детально и пристально в вопросы геополитики, как среднее и старшее поколение. Это произойдёт только через какое-то время. Но по другим участникам рынка видим, что пока есть только падение. Люди не вышли из состояния стресса и ещё не пришли к пониманию, что жизнь продолжается, — отмечает он.
Игорь Пращенко, управляющий партнёр White group (рестораны Ferma, «Чайка», «Деда Хинкали») настроен пессимистично: в отрасли назревает серьёзный спад.
— У нас падение по потоку клиентов оценивается в —15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и только нарастает. Да, праздник мы отработали, но что будет дальше, не знает никто. Поставщики уже выкатили новые цены, по некоторым позициям это +50%. А мы можем поднять расценки, максимум, на 10%. Потому что никто в здравом уме и твёрдой памяти не будет покупать тот же картофель-фри по цене в 1000 рублей за порции. Сами продукты всё больше будут заменяться отечественными, которые также будут только дорожать. А это означает, что дальше мы рискуем столкнуться с банкротствами, потому что непонятно теперь, как платить ту же зарплату персонала, ЖКУ, аренду. Всё это логично ведёт к сокращению сотрудников. Мы как бизнес просим обязательно поддержать нас дотациями по зарплате для сотрудников, — взывает ресторатор.
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва отмечает: кандидаты на место зарубежных брендов есть, но им ещё надо расти, а для этого нужные немалые инвестиции. Если мировые лидеры уйдут, у российского бизнеса точно появится «окно возможностей» и пропадет аргумент, который регулярно приводится: «Нам не встать в сети, там все полки выкуплены».
— Уход зарубежных брендов или продолжение работы на российском — это в первую очередь история про деньги. Все они умеют считать. Не только прибыли и убытки, но и риски от принимаемых решений. Не только в нашей стране, но и в масштабах своих транснациональных бизнесов. Кто-то просто уходит. Кто-то заявляет об уходе, но быстро меняет своё решение. Кто-то отрицает слухи об уходе, потом всё-таки уходит. Кто-то говорит о приостановке деятельности, называя разные причины. Кто-то пока подвешивает ситуацию и ждёт развития: что будет, если уйти, и что будет, если остаться? — констатирует Елена Пономарёва.
Так, например, все помнят некрасивую историю с Uniqlo, представленную в той же «Галереи». 7 марта генеральный директор группы компаний Тадаси Янаи заявлял, что компания останется в России.
— Одежда — это жизненная необходимость, и «народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы, — цитировали его федеральные СМИ.
В четверг, 10 марта, стало известно, что компания всё-таки приостанавливает деятельность в РФ.