Западные кинокомпании Disney, Sony и Warner Bros из-за спецоперации на Украине отменили прокат своих новинок в российских кинотеатрах. За день до премьеры из сеток уберут долгожданного с точки зрения прибыли «Бэтмена», «Морбиуса» и не менее ожидаемый мультфильм Pixar «Я краснею».
Владелец киноцентра «Великан Парк» Эдуард Пичугин в беседе с 78.ru отметил, что наибольший удар понесёт сеть как раз от «Бэтмена» — его очень ждала молодёжь и всё расписание было составлено с учётом наличия этого контента.
— Никто не ставил сильных фильмов рядом с таким блокбастером, поэтому резко редактировать расписание вряд ли получится. Это не первый раз такие упражнения делают букеры — специалисты, которые занимаются составлением расписания. Потери существенные будут, потому что смотреть в это время больше особо нечего, а ретроспектива много не приносит, — говорит Пичугин.
Продолжая рассуждения о ретроспективах, эксперт не питает надежд: на старое кино мало кто ходит, не будет заполняемость залов, которая обеспечит точку безубыточности. Меж тем для кинозала всё равно, показываешь ты на тысячу зрителей или на пять — всё равно выходит смена, работает вентиляция, электричество, лампы, всё обслуживается одинаково. Поэтому точка безубыточности проваливается.
Ещё можно какое-то время продержаться на «Анчартед» и «Смерть на Ниле», добавил Пичугин, но они в прокате уже две-три недели, а значит, больше зрителей особо не придут. Специалисты смотрят расписание чуть ли не на год, расставляя сильные картины, которые, заявил собеседник «должны были отработать», замену найти сложно. Остаётся смириться: в кинотеатрах не будет тех сборов, которые должны были быть.
— Отрасль пострадала от санкций, так как на неопределённое количество времени наш зритель не увидит этого контента, а российское кинопроизводство не обеспечивает заполняемость в шесть сеансов на каждый день проката релиза. Мы видим, что будет вакуум, — считает Эдуард Пичугин.
Виктор Рудман, региональный представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Петербурге, также сообщил о высокой ставке на «Бэтмена».
— Заполнить сетку нечем. Этот фильм все ждали. Понятное дело, что кинотеатры ждёт коллапс, потому что все студии практически написали, что будут снимать свои релизы, — говорит Рудман.
И даже более того: сейчас идёт вопрос о существовании кинотеатров как института.
— Учитывая, что зарубежный прокат занимает порядка 80%, — вы сами понимаете, насколько это жестокий удар, — пояснил собеседник.
Кинокритик, продюсер и режиссёр Владислав Пастернак упомянул о тех же 80%, потерянных для российских кинотеатров из-за санкций западных киностудий. Даже с развитием российского кино прибыли, уточняет он, несравнимы. Когда у зрителей была возможность выбора, они выбирали фильм, который им был больше по сердцу, в некоторых случаях это были и русские картины — «Холоп» и «Ночной дозор», к примеру. Но при прочих равных зрителю хотелось посмотреть Голливуд — он выбирал Голливуд. И даже дружественная России Азия не выручит, на одном Пон Чжун-хо прокат не построишь.
— Была конкуренция смыслов, качества, эстетики и многих других параметров. Без Голливуда российских кинопоказ почти обречён, потому что заменить стабильный поток качественного кино будет просто нечем. Разговоры о том, чтобы переориентироваться на азиатские блокбастеры, на мой взгляд, преждевременны. Потому что эти блокбастеры производятся уже много лет и делаются многочисленные попытки зрителей ими заинтересовать, но кроме «Паразитов», которые собрали не самые большие деньги, — для корейского кино это было много, но по сравнению со сборами «Человека-Паука» это ни о чём. Поэтому азиатским заменить голливудское кино не получится, — уверен Пастернак.
Важен и экономический вопрос, ведь иностранное кино покупается всё равно за доллары, реже — за евро, а не юани. У каждого мирового фильма есть мировой дистрибьютор, агент, который может находиться необязательно в той стране, где сделан фильм, сообщил эксперт. Часто этим занимаются французские, немецкие, испанские и американские компании, поэтому не всё кино будет доступно в России.
Следующий вопрос после трансграничных переводов и расчётов — технологический. Весь российский кинопрокат на протяжении более чем десяти лет — цифровой, и оборудование — проекторы, сервера для них, — оказались под санкциями. Несмотря на то, что многое производится в Китае, будет сложно не тем странам, которые ввели санкции, а компаниям, которые попытаются поставлять это оборудование в РФ.
Владислав Пастернак придерживается пессимистичной точки зрения на будущее, если ничего не изменится. Кинотеатры потеряют доход, заменить это русским кино не получится — оно занимало на рынке ровно такую долю, которую могло предложить зрителю. При прочих равных зритель не идёт в кино, он занимается чем-то другим. Кинотеатры без зарубежных фильмов продержатся максимум несколько месяцев, говорит он, и никто не будет снижать им арендную плату, как этого не было и в период пандемии. Максимум, что они могут предложить, это отреставрированные классические фильмы или повторный прокат фильмов последних десяти лет и новинки российского проката.
Впрочем, 78.ru готов напомнить о российских фильмах последних лет, оценённых в том числе критиками на международной арене, которые можно смотреть и пересматривать не раз. Это, в частности, «Дылда» Кантемира Балагова; фильм из венецианской секции «Горизонты» «Мама, я дома»; получившая награду Works in progress на кинорынке Industry@Tallin& Baltic Event драма якутского режиссёра «Нуучча»; победивший на фестивале «Окно в Европу» фильм «Продление жизни»; нашедший поклонников по всему миру российский кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор»; завоевавший ряд наград в Европе фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»; драма про чекиста в кожаном пальто и красных шароварах, который решил спасти свою душу накануне нового 1938 года «Капитан Волконогов сбежал»; «Серебряные коньки», получившие «Золотого орла»; номинированный на «Сезар» фильм финского режиссёра Юхо Куосманена «Купе номер шесть», снятый при поддержке Минкультуры России. И конечно, нельзя забывать о столпах отечественного кино: можно пересмотреть оскароносные российские фильмы «Война и мир», «Утомлённые солнцем» и «Москва слезам не верит» или привести настроение в гармонию под картины Алексея Балабанова.