– Попенченко никогда так не падал, ребята, это бред!
В зале петербургского кинотеатра, где в понедельник, 21 февраля состоялся предпремьерный показ картины «Мистер Нокаут», возмущаются профессионалы бокса. Спортсменов Федерации бокса Санкт-Петербурга, принимавших участие в съёмках фильма, пригласили в первую очередь – ведь они и консультировали съёмочную группу, и сами снимались во многих моментах ленты.
Что же так возмутило профессионалов? Апофеозом картины является напряжённый и очень динамичный бой советского боксёра Валерия Попенченко с пятикратным чемпионом ФРГ Эмилем Шульцем на Олимпиаде в Токио 1964 года. Бой действительно затягивает, заставляет переживать за героя, не дышать и нервничать вместе с мамой и девушкой главного персонажа.
Вот героя зажали в угол, вот ему рассекли бровь, а вот он лежит на полу ринга, и рефери отсчитывает секунды – за которые, по всем правилам драмы, у боксёра успевает пронестись перед глазами вся жизнь. Вот только в реальности всей этой напряжённой битвы не было. На самом деле бой в Токио длился около 30 секунд: настоящий Валерий Попенченко отправил противника в нокаут первым ударом.
Артём Михалков, режиссёр картины «Мистер Нокаут», подчеркнул в интервью 78.ru:
– У нас не документальное кино, а всё-таки художественное произведение. Естественно, есть художественные допуски, но мы были вдохновлены реальной историей Валерия Попенченко. Есть много моментов, которые были додуманы, и есть реальные факты из его жизни. И этот симбиоз реальных фактов и придуманной истории, мне кажется, дополняет это художественное произведение, делает его интересней, краше.
Режиссёр отметил, что фильм – не энциклопедия жизни великого спортсмена, поэтому в нём довольно много событий и моментов, никогда не происходивших: драка в польском Гданьске, события юности героя в Узбекистане и, конечно, бой на Олимпиаде-64, принесший Виктору Попенченко не только золотую медаль, но и Кубок Вэла Баркера.
Этот кубок вручается самому техничному боксёру Олимпиады и считается, как отметил главный герой картины, «Нобелевкой в боксе». И реальный Валерий Попенченко – единственный советский боксёр, завоевавший эту награду.
– Молодое поколение должно помнить таких великих спортсменов, как Валерий Попенченко, потому что это человек-легенда, – заявил в интервью 78.ru режиссёр Артём Михалков.
И это чистая правда: будущий чемпион родился в 1937 году в Москве, но вырос в Ташкенте, без отца, который погиб на фронте. По легенде, в 12 лет он увидел отечественный фильм о боксе «Первая перчатка», после чего загорелся этим видом спорта. В боксёрской секции удивлялись его нестандартной технике, но тренер Юрий Матулевич не стал загонять юное дарование в рамки.
В 18 лет Валерий Попенченко переехал в Ленинград и, на правах золотого медалиста Ташкентского суворовского училища, без экзаменов поступил в Ленинградское высшее пограничное военно-морское училище. Там его заметил тренер спортивного общества «Динамо» Григорий Кусикьянц. Именно он и сделал из Попенченко шестикратного чемпиона СССР, двукратного чемпиона Европы и золотого призёра Олимпийских игр. Правда, это было непросто. Но тренер и ученик стоили друг друга: у обоих были очень нестандартные подходы к спорту.
Если у Попенченко была нетривиальная техника боя, то Кусикьянц заставлял учеников не только боксировать на ринге, но также колоть дрова, водил их на балет, чтобы показать, как владеют телом танцоры, и учил играть в шахматы – ведь интеллект и стратегическое мышление также очень важны для боксёра. Позже методику преподавания тренера Григория Кусикьянца заимствует Сталлоне для фильма «Рокки».
Режиссёр Артём Михалков признаётся, что сцены боксёрских боёв поставить было нелегко:
– Нереально сложно, это оказалось тяжелейшей задачей. Два человека друг против друга, и тебе некуда деться! И в реальности там всего несколько ударов, которые понятны только профессиональным спортсменам. А зрителям они, может, и интересны, но…
Но выглядят они, конечно, не так красочно, как в кино. Валерий Попенченко из 213 боёв за свою короткую карьеру выиграл 200. Уже в 27 лет он отошёл от профессионального спорта, чтобы заняться наукой. В МВТУ имени Баумана он защитил диссертацию кандидата технических наук. Попенченко работал над докторской диссертацией, которая, по слухам, была связана с космическими технологиями, и даже готовился вступить в отряд космонавтов. И это довольно символично, ведь Попенченко называли Юрием Гагариным в боксе.
Вот только защитить докторскую и слетать в космос он не успел. В феврале 1975 года, незадолго до защиты диссертации, Попенченко трагически погиб, упав в лестничный пролёт недостроенного корпуса МГТУ. По одной из версий, его неожиданно настиг микроинсульт, что не редкость для бывших боксёров. Но многие друзья и близкие боксёра уверены, что ленинградский спортсмен и учёный Валерий Попенченко просто очень кому-то мешал.
Работа над картиной «Мистер Нокаут», включая съёмки и постпродакшен, длилась очень долго – три с половиной года. И дело не только в пандемии, которая спутала карты многим режиссёрам и киностудиям.
– Это не просто съёмочный период, это был цикл – с момента написания сценария по сегодняшний день, – рассказал режиссёр Артём Михалков. – Когда мы вошли в съёмочный период, я понимал, что главные артисты заняты также в других фильмах, причём в главных ролях. В связи с этим нам приходилось останавливаться и ждать, когда освободится артист. Я понимал, на что я иду, но я очень хотел, чтобы они у нас снимались.
Когда у нас были остановки, получалось так, что часть группы разбегалась, они брали другие проекты, потом приходилось заново брать других людей. Возникало ощущение, что ты каждый раз начинаешь новый проект. Ты новых людей вводишь в курс дела, и это всегда очень сложно. Потом была и пандемия, кто-то заболевал, было непонятно, как это всё могло развернуться дальше. Эти остановки и растянули весь проект.
Помимо сложного съёмочного периода, немало времени и сил «съел» и постпродакшен.
– У нас очень много графики в кино, и эту графику делали очень долго, – поделился режиссёр. – Всего у нас где-то 900 шотов (кадров – прим. авт.), в принципе, для исторического кино это много. Она прямо штучная, она очень точно сделана, и это сложный процесс. Мне всегда казалось, что нам нужно не так много кадров, это же не «Аватар», а всё-таки, когда стали считать количество кадров, поняли, что это о-очень много. То есть мы только полгода делали только графику.
Помимо прочего, самая лирическая часть работы над картиной съела тоже приличную часть времени:
– Мы ещё писали вживую музыку, у нас был симфонический оркестр, Иван Бурляев, наш композитор, замахнулся на полотно, – рассказал автор картины. – Все эти очень долгие этапы, поиск творческий решений, всё это сказалось на постпродакшене. И вот, наконец, спустя три с половиной года мы снова приехали к вам в Петербург!
В фильме «Мистер Нокаут» на первом плане не один главный герой – здесь вся история строится вокруг дуэта тренера и ученика, Попенченко и Кусикьянца. В своё время в советской прессе их окрестили «драчун и психопат»: Кусикьянц запомнился современникам не только нетрадиционным подходом к тренировкам, но и высокой эмоциональностью. Наставника и чемпиона в фильме Михалкова сыграли актёры Виктор Хориняк и Сергей Безруков.
Виктор Хориняк известен всей стране по забавной роли Ивана в картине «Последний богатырь» и её сиквелах, а также по множеству комедийных сериалов. Но не манера игры, а именно внешность заставила режиссёра сделать выбор в пользу Виктора.
– Я увидел одну фотографию Виктора Хориняка или в журнале, или ещё где-то, уже не помню, – вспоминает Артём Михалков. – И его внешние данные очень совпали с моим внутренним ощущением Валерия Попенченко. А когда мы с ним встретились, я увидел его вживую и понял, что да, у него есть какая-то внутренняя энергия, этот человек может сыграть главного героя.
У нас были видеопробы вместе с Сергеем Витальевичем Безруковым, у них получился замечательный дуэт. Есть и горящие глаза, есть и конфликт, есть и желание тренера привести своего спортсмена к высотам, это всё чувствуется, это видно – и вот, мы остановились на этом дуэте.
А вот о сотрудничестве с Сергеем Безруковым у режиссёра остались только самые светлые воспоминания:
– У нас не было недопониманий. Мне кажется, с Сергеем Витальевичем это невозможно в принципе в кино. Потому что он талантливый человек, он чувствует – это важно! Он слышит, и ты как бы с ним вместе работаешь над ролью. Он дополняет, вносит свои предложения по роли, и они принимаются режиссёром. Или не принимаются… Но мы всегда находили общее понимание тех или иных сцен. Он живой, это важно! Несмотря на то, что он заслуженный, народный, такого уровня человек, и у нас условия для съёмок были не очень, но он всегда легко к этому относился, с пониманием. Я благодарен ему за то, что он снялся и был с нами на протяжении всего съёмочного периода!
Помимо дуэта главных героев и окружавших их женщин в фильме «Мистер Нокаут» можно увидеть и настоящих петербургских спортсменов. Картина создавалась при участии Федерации бокса Санкт-Петербурга. Пожилые спортсмены, тренировавшиеся на одном ринге с Попенченко, рассказывали о нём авторам картины, делились опытом и консультировали актёров и съёмочную группу, а молодые сами сыграли в массовых сценах.
– Я благодарен Федерации бокса России, Федерации бокса Санкт-Петербурга за то, что они поддержали проект, что они с нами. Когда мы приехали в первый раз в Санкт-Петербург, мы стали искать локации, где снимать, и одной из локаций было общество «Динамо», как раз тот зал, в котором тренировался Валерий Попенченко. Этот зал остался с того времени. И я даже сказал, когда презентовал фильм, чтобы они оставили этот зал, чтобы не делали там ремонт, потому что дух Валерия Попенченко и других советских спортсменов там чувствуется.
И художники, когда делали внутри декорации, чуть-чуть поправляли, но фактически они ничего там не поменяли. Это ощущение того времени – оно очень важно. Я благодарен Федерации бокса Санкт-Петербурга, потому что откликнулись, и много ребят- спортсменов, боксёров пришли на съёмочную площадку. Действительно было ощущение, что это 1956 год. Все с удовольствием снимались, и боксёры абсолютно разных возрастов, и тренеры. У меня было ощущение, что я реально попал в то время и там идёт тренировка!
Помимо зала спортивного общества «Динамо» съёмки велись и на улицах Петербурга, и в музеях, и в госучреждениях. Правда, отыскать нужные локации в современном городе оказалось не так просто, отметил режиссёр:
– Мы много раз приезжали в Петербург, долго искали объекты. То нам не нравится, как выглядит улица, то мы понимаем, что там какое-то современное здание, то современная вывеска… Но, в итоге, мы всё-таки нашли объекты, которые абсолютно из того времени. В Санкт-Петербурге ещё есть части города, в которых исторически можно снимать и 1940-е, и 1950-60-е. И это очень важно, потому что иначе их придётся рисовать – а это определенная затратная часть.
Мы отбирали объекты и зимой, и осенью, и весной, а летом снимали. На это было столько затрачено сил, энергии! Но самое важное, что люди, даже госучреждения, они охотно идут навстречу, разрешают съёмки.
Правда, не все – режиссёр пожаловался, что в разрешении на съёмку отказал Эрмитаж:
– В Эрмитаже сказали, что кино там больше снимать не будут. После, я так понимаю, каких-то определённых съёмок. Мы хотели туда попасть, но у нас не получилось, и мы пришли в другие музеи.
Артём Михалков отметил, что дух пятидесятых наполнил кино именно благодаря Петербургу, его архитектуре и атмосферности. Впрочем, это не документальное кино – и в «Мистере Нокауте», как и в каких-нибудь «Стилягах», вы не увидите реального Ленинграда середины 20 века. Ведь это художественное произведение по мотивам жизни легендарного спортсмена.