Реставратор икон из Петербурга Кристина Карнаухова выкладывает в соцсетях ролики о своей работе и собирает миллионы просмотров. Девушка ещё не защитила диплом по специальности, но уже имеет богатое портфолио. Почему реставрация икон вызвала такой интерес, разбирался телеканал «78».
— Можно представить, сколько времени у меня займёт эта реставрация. Я сижу, малюсенький кусочек ковыряю уже минут пять. А икона просто огромная, — рассказывает Кристина Карнаухова.
Работа над этой иконой может стать темой диплома, который Кристине Карнауховой предстоит защищать в скором времени на кафедре живописи и реставрации в академии имени Штиглица. Девушка уже имеет специальность — живописец-педагог — и должна была стать художником, но при выборе профессии чаша весов склонилась к другому, не менее творческому направлению.
— В какой-то момент я поняла — всё, я устала от портретов. И сейчас я даже не берусь. Если и берусь, то очень редко, и какие-то интересные заказы. Сейчас сто процентов отдаю себя реставрации, — рассказала реставратор.
О процессе восстановления икон Кристина рассказывает в соцсетях. Короткие видео о работе реставратора популярны — 70 тысяч подписчиков и до десяти миллионов просмотров.
По мнению автора, интерес вызывает именно формат роликов, на которых иконы преображаются буквально за считанные секунды. В реальности для достижения результата нужно серьёзно потрудиться. Даже на стадии подготовки при выборе расходных материалов.
— Пигменты для красок, потому что, когда я, например, иконописью занимаюсь, приходится самим краски делать. То есть пигмент, связующее вещество, курант, плита. Вот ты их перетираешь вручную, и потом уже икону пишешь. Вот даже такое есть. Мне муж делает опилки постоянно из древесины. Я их смешиваю с клеем. Это, например, если есть утрата основы, то нужны опилки, — пояснила Карнаухова.
Реставрировать иконы Кристина начала ещё на первом курсе академии. Теперь она настоящий мастер. Иконы присылают даже из других городов — Воронежа, Волгограда, Екатеринбурга. Обращаются не только частные владельцы, но и представители епархии.
Икона «Господь Вседержитель» — одна из главных реликвий храма Воскресения Христова на Обводном канале. На реставрации она пробудет четыре месяца и вернётся в свой киот летом — к празднованию Дня Святой троицы.
Но это не значит, что до июня мастер будет заниматься только этой иконой. Специфика реставрации живописных работ позволяет брать несколько заказов сразу. Например, сейчас у Кристины на руках около десяти образов. Срок восстановления может быть разным — от недели до года или даже больше. Всё зависит от состояния иконы.
— Вот подвёл ты новый грунт, а он может не срастись с авторским, и он может начать отваливаться. Поэтому недельку-две нужно за ним посмотреть. Поэтому… ещё часто бывает: вот ты укрепишь икону от вздутий каких-то. Через месяц смотришь — а они опять появились. Значит, методику нужно другую подобрать. Поэтому даже лучше, когда икона у меня долго лежит. У меня есть возможность наблюдать за её поведением, — подчеркнула реставратор.
Собственную мастерскую Кристина открывать пока не собирается — говорит время ещё не пришло. Но допускает, что когда-нибудь наберёт группу учеников и последователей, чтобы передать накопленный опыт.