Потом уже выяснилось. И, что не уволили… И, что не за стихи… Но обо всём по порядку.
Началось всё с поста пользователя Серафимы Сапрыкиной в Facebook. Там много букв, вы сами почитайте, если автор не потрёт. Ну, а если потрёт… Во-первых, интернет всё помнит, скрины гуглятся на раз. Во-вторых, тогда и споры смысла не имеют. Честному человеку скрывать нечего…
Если коротко, то, мол, молодого и современного педагога всякие другие педагоги — ретроградные и репрессивные — принудили уволиться. Повод — изучение с детьми стихов Хармса и Введенского. Дескать, враги народа они.
И от чтения такого поста, конечно, хочется преисполниться праведным гневом к народному образованию, всплеснуть руками и возопить: «Граждане! Что ж это делается?» Ну, все и возопили.
И вы знаете, это хорошо! Вот правда! Это же очень круто, что много разных-разных СМИ и блогеров, с очень разной направленностью и тематикой, из совсем разных холдингов и кругов кинулись вступаться за обиженную женщину!
Но… Журналистика — штука такая. Начинаешь за ниточку тянуть, а там выясняется. Именно поэтому блогеры в соцсетях ограничиваются лайком, репостом и комментом, а СМИ, по старинке, едут на место, общаются со всеми сторонами конфликта, собирают бэкграунд, анализируют, шлют запросы, выясняют… Ну, вот и понавыяснялось тут.
Во-первых, сразу литературный мини-ликбез про Хармса и Введенского. Что с ними может быть не так? В Санкт-Петербурге даже улица имени Хармса есть. А дело всё в том, что Хармс и Введенский в далёком, тяжёлом и военном 1941 году были арестованы за «клеветнические и пораженческие настроения» и «контрреволюционную агитацию», соответственно. В 1960-х годах обоих реабилитировали. Но самого факта это не отменяет.
Можно любить или не любить Хармса как поэта. Можно по-разному оценивать значимость советского исторического наследия. Трактовкам Гражданской войны несть числа. Но, когда речь идёт о военном вторжении в твою страну иностранного государства (если кто не понял, о Великой Отечественной речь), двух мнений быть не может. Какой бы ты из себя ни был пацифист, изволь по повестке явиться в военкомат. Ибо пацифизм это здорово лишь до тех пор, пока твоя семья не умирает от голода в Блокаде. Пока твои друзья и братья не гибнут под пулями и бомбами. Пока детей, женщин и стариков не начинают сжигать заживо. А то, что будет именно так, было ясно с самого начала войны. И, если ты допускаешь вот это всё, независимо от твоего отношения к власти, ты — трус и предатель. Ну, или сумасшедший.
А так уж неприятно совпало, что для изучения Хармса и Введенского, Сапрыкина опрометчиво выбрала дату годовщины битвы под Москвой и затем ещё День героев Отечества. Историческая память — штука важная. Про войну нужно помнить, чтобы не пришло в голову её повторить. Это, если кто забыл, «со слезами на глазах» всё. А педагогическим форм-фактором для изучения материала был выбран флэш-моб. Это здорово, что молодые педагоги в геймификацию и современные тенденции умеют. Но всему своё время и место. И вот они как раз были выбраны не верно. Это и послужило причиной для разговора директора с педагогом. И исторической памяти о репрессиях никто тоже не умаляет. Для этой памяти тоже время есть. День памяти жертв политических репрессий называется.
Во-вторых, ликбез юридический. Как сама же пишет автор поста, её не уволили, а предложили уйти самой, иначе, мол, уволят по статье. Всё равно как-то не очень звучит. Но, давайте будем честны, мы же все хотим, чтоб государство было правовое, чтоб не было коррупции, чтоб в трамвае не хамили… Только вот делать для этого ничего не хотим. Нужно, чтобы кто-то… Так вот, между нами, если вам предлагают «уволиться самому, а иначе…», но вы-то правы на все сто, истина за вами, то ответ «здорового человека» тут только один: «Увольняйте по статье!» А потом в суд. Ну, а что? Вы ж правы! Лень? Так это не сложно! Вон, даже суды уже цифровизовали!
Но… Ведь суд же можно и проиграть. Особенно, если ты, ну, не очень прав. То ли дело пост в соцсети! А и правда! Вот кто из вас до вчерашнего дня знал Серафиму Сапрыкину? А сегодня, шутка ли, сам Дмитрий Песков её тяготы комментирует! Хорошо комментирует, кстати. Говорит, разобраться нужно. Ну, то есть, сначала всё выяснить, а потом уже «лайк, шер, репост» и вот это вот всё.
В-третьих, и главных. Давайте абстрагируемся от самих событий. Посмотрим на них как бы не изнутри, а извне. И сфокусируем взгляд на самой Серафиме Сапрыкиной.
Резюмируя всё это, получается несколько неоднозначная картина. Всё это попахивает попыткой создания образа мученика из самого себя. Мол, смотрите, я и Хармс. Разные века, но такие похожие судьбы. «Ну, Ок, а у меня бакенбарды, я как Пушкин!» Попытка проведения параллелей и по линии поэзии, и по линии гонений хоть и выглядит притянутой, но для многих сработает. Отсрочка во времени между событием и постом потенциально показывает, что это скорее не импульсивный порыв, а шаг более рассудочный, взвешенный, холодный. А иначе получается что-то типа: «Ой! Я тут вспомнила! Я ж оскорблена до глубины души!» Оперативная поддержка единомышленниками в комментах поднимает всю эту историю в поисковой выдаче и как бы «подсвечивает» в выгодном ключе. Ещё вчера, если вбить в поисковике Хармс, там был только Хармс. Сегодня — Сапрыкина. Как говорят в детективах, — «Ищи, кому выгодно!»
Исключать, что «педагоги старой школы» дали маху и закостенели — тоже рано, конечно. Есть ощущение, что у этой истории может быть вторая серия.
Но давайте закончим на мажорной ноте. Помимо того, что СМИ у нас социально активные и по первому зову «Педагога притесняют!» кидаются выяснять, что же случилось (не факт, что на радость «педагогу»), есть и ещё плюс. Сегодня вечером очень много людей погуглят, кто такие Хармс и Введенский, о репрессиях конца 1930-х годов, о битве за Москву… А может и ещё пару статей зацепят. Знание — сила.