Прямой эфир

Углеродный налог в ЕС: забота об экологии или прессинг российских производителей?

Маргарита Звягинцева
31 января 2022, 16:35
Торговля с Европой становится всё сложнее для России. С 2026 года Евросоюз вводит трансграничный углеродный налог на импортные товары. Подробнее об этом налоге, последствиях его введения для бюджета РФ, а также об альтернативах – в нашем материале.
Фото: P. Schuetz/globallookpress.com

Трансграничный углеродный налог – что это и для чего он нужен?

Пока мы сопереживаем белым мишкам и нерпам, которым негде размножаться из-за глобального потепления и отсутствия льда, Евросоюз предлагает бороться с изменениями климата с помощью, очевидно, самого действенного средства – налога. Уже в следующем, 2023 году на территории ЕС в тестовом режиме начнёт действовать так называемый трансграничный углеродный налог на ввозимые товары. Что он представляет из себя? Давайте разберёмся.

При производстве любого товара в атмосферу выбрасывается определённое количество CO2 – углекислого газа, который экологи и обвиняют в глобальном потеплении, возникновении парникового эффекта и таянии ледников. Причём углекислый газ выделяется практически на каждом этапе создания товара: от добычи сырья, собственно производства и упаковки до транспортировки. Позже углекислый газ может также выделяться при утилизации и переработке, но это уже совсем другая история.

Разумеется, на разных производствах выбросы CO2 серьёзно различаются. Особенно длинный «углеродный след» оставляет добыча, переработка и использование ископаемого топлива – в первую очередь, нефти и угля. А Россия, как известно, является одним из мировых лидеров по добыче и продаже углеродного топлива.

Фото: Malte Ossowski/SVEN SIMON/globallookpress.com
Фото: Malte Ossowski/SVEN SIMON/globallookpress.com

Цементная промышленность, переработка железной руды, производство стали и удобрений также оставляют крайне ощутимый углеродный след. Дабы заставить производителей, поставляющих в ЕС товары, снизить количество выбрасываемого в атмосферу CO2, Евросоюз вводит так называемый трансграничный углеродный налог. Он предполагает оценку всех видов ввозимых в страны ЕС товаров по уровню эмиссии CO2. Чем больше было выбросов припроизводстве – тем выше налог.

Так ЕС планирует стимулировать производителей переходить на более экологичные виды производства, обновлять оборудование и не пренебрегать системами очистки выбросов. Трансграничный углеродный налог – один из инструментов, принятых ЕС для ликвидации «углеродной утечки» в рамках программы «Зелёный курс», предполагающей общемировую декарбонизацию.

«Зелёный курс» был принят ЕС в 2019 году. Основная его цель – снизить к 2050 году количество выбросов CO2 до уровня 1990 года и привести Евросоюз к так называемой «климатической нейтральности». К 2030 году выбросы парниковых газов планируется сократить как минимум на 55% (к уровню 1990 г.).

Впереди – миллиарды издержек

Всё кажется логичным: хочешь торговать со странами, стремящимися к улучшению климата, – соответствуй требованиям. Но требования эти оказываются довольно драконовскими, когда речь заходит о странах, поставляющих нефть и продукты её переработки всему миру. Налог может составить до 60 евро за тонну углекислого газа, выброшенного в атмосферу при производстве.

По последним оценкам консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), средние потери российских производителей, поставляющих товары в ЕС, могут составить из-за введения ТУН в среднем 4,9 миллиарда долларов в год. При этом, издержки могут быть и выше – до 6,3 миллиарда долларов ежегодно. Эксперты Минэкономразвития и вовсе называют сумму в 7-7,6 миллиарда.

Стоимость производства некоторых видов товаров в России с введением этого налога вырастет в два раза. К примеру, по оценке экспертов, стоимость тонны цемента на бирже вырастет с 5000 рублей до более чем 9000 рублей.

Фото: Marc Vorwerk/globallookpress.com
Фото: Marc Vorwerk/globallookpress.com

В тестовом режиме механизм ТУН начнёт действовать уже в 2023 году. Со следующего года компании, ввозящие в ЕС свои товары, обязаны будут подсчитывать свой углеродный след и предоставлять отчёты в конце каждого квартала. До 2026 года производители и поставщики должны будут адаптироваться к новому налогу, а через 4 года придётся уже не только вести отчётность, но и платить реальные деньги.

Правда, сначала налог будет взиматься не со всех ввозимых товаров, а только с алюминия, стали, удобрений и цемента, а также электроэнергии. Именно их производство, как мы уже упоминали, является самым углеродоёмким. Но со временем количество товаров, подпадающих под трансграничное углеродное регулирование, будет расти. А вместе с ним – и налоговая нагрузка на российских производителей.

Уже в 2026 году, по данным многих экспертов, российские экспортёры должны будут заплатить ЕС более 1 миллиард евро налогов на углеродный след. В период до 2030 года эта сумма может составить, при самом позитивном сценарии, около 6 миллиардов евро. В худшем случае налоговые издержки из-за углеродного налога могут достичь 50,6 миллиарда евро. При этом, о введении аналогичного налога задумался уже и Китай, а также США. Так что менять рынки в данном случае – тоже не выход.

Самый сильный удар углеродный налог нанесёт именно России, а также Китаю, Украине, Турции и Великобритании. Именно эти страны экспортируют в ЕС больше всего стали, алюминия, чугуна и удобрений. К слову, Россия поставляет Евросоюзу 31% всех минеральных удобрений и 15% железа и стали.

Национальная альтернатива

Данные об углеродоёмкости (то есть уровне оставляемого углеродного следа) продукции поставщики товаров будут обязаны предоставлять ЕС с 2026 года. Цифры эти должны будут подтверждаться верифицирующими органами. Если же отчётность предоставляться не будет, налог будет взиматься максимально негуманный – по уровню углеродного следа 10% худших производителей в Европе.

Российские производители уже не раз заявляли, что в основе ТУН лежит не столько забота об экологии, сколько протекционистские намерения ЕС в отношении европейских компаний. В Европе налог на углерод действует уже много лет. Emissions Trading System, ETS, то есть система торговли квотами на выбросы CO2, работает в ЕС с 2005 года. Функционирует она по принципу «cap-and-trade» (ограничения и торговли): правительство устанавливает ограничения на выбросы в каждом секторе экономики и предоставляет компаниям квоты на выбросы.

Фото: Фото: Rupert Oberhäuser/globallookpress.com
Фото: Фото: Rupert Oberhäuser/globallookpress.com

Чем больше CO2 выбрасывает в атмосферу производство, тем больше ему требуется квот. Если же компания оставляет совсем небольшой углеродный след, она может продать неиспользованные квоты на бирже. И производства с большими объёмами выбросов будут их покупать – деваться им некуда…

Сейчас в ЕС налог на одну тонну выбросов CO2 составляет примерно 60 евро. Такие налоги стимулируют фабрики обновлять производства в соответствии с требованиями экологичности, обращаться к системам улавливания углекислого газа и т. д. Однако Россия как один из основных поставщиков углеродного сырья может потерять огромные суммы, трансформируя производство.

После того, как трансграничный углеродный налог вступит в силу, российские производители будут вынуждены покупать специальные CBAM-сертификаты (то есть сертификаты Carbon Border Adjustment Mechanism – пограничного углеродного механизма регулирования), которые затем можно будет обменять на право ввезти в ЕС определённое количество продукции. Однако продавцы могут быть избавлены от необходимости платить этот налог, если он уже был уплачен в стране производителя.

Предотвратить утечку миллиардов евро из страны поможет введение национальной системы по углеродному налогообложению. Об этом в РФ задумались уже давно. Национальная система в нашей стране может быть основана, как и в ЕС, на торговле квотами на выбросы CO2, либо может представлять собой прямой налог на углеродный след. К слову, в некоторых странах эти системы действуют параллельно – например, в Швеции, Норвегии, Дании или Мексике. Так что в нашей стране вполне может быть введён и комбинированный вариант.

Время обновляться

В сентябре 2021 года стало известно, что в российском правительстве приступили к разработке отечественного варианта национального углеродного налога. Об этом сообщило, ссылаясь на свои источники среди чиновников, издание «Ведомости». Предполагается, что отечественный аналог европейского налога будет более комфортным для российского бизнеса. Но главное – он позволит средствам остаться в российском бюджете.

Фото: Bodo Marks/globallookpress.com
Фото: Bodo Marks/globallookpress.com

Необходимость снижения выбросов CO2 в наши дни очевидна правительствам всех передовых стран. Механизм декарбонизации производства во всём мире запущен, и Россия не может остаться за бортом этой лодки. Однако решить, где останутся средства, собранные с помощью углеродного налога, могут сейчас и сами производители.

Среди самых эффективных мер снижения выбросов CO2 для добывающих компаний можно назвать технологии улавливания и захоронения углекислого газа. Как посчитали эксперты независимой консалтинговой компании VYGON Consulting, предприятия только Урала и Поволжья, вложившись в системы улавливания CO2, смогут сэкономить за 25 лет около 40 миллиардов долларов.

Ответственный российский бизнес поддерживает курс на снижение выбросов углекислого газа и создание национального варианта углеродного налога в России. Среди компаний, выступающих за создание российского углеродного налога, числится и один из крупнейших поставщиков электроэнергии в России – энергосбытовая компания РУСЭНЕРГОСБЫТ. Национальный углеродный налог позволит не только оставить средства в стране, но и значительно трансформировать разные ниши производства в соответствии с самыми современными требованиями.