Экономика
13:1926 января 2022

Со 100% занятостью: куда придут платные парковки в Петербурге в 2022 году?

Чиновники Петербурга заверяют: существующая в центре города зона платной парковки востребована у горожан и почти всегда забита автомобилями с девяти утра до шести часов вечера. А уже с 2022 года парковаться за плату придётся и в Петроградском районе.
Фото: Matthias Bein/globallookpress.com

Разговоры о том, чтобы сделать въезд в центр Северной столицы платным по примеру многих мировых мегаполисов — Лондона, Стокгольма, Нью-Йорка, ведутся в городе ещё с «нулевых». Недавно вице-спикер ЗакСа Александр Бельский снова предложил вернуться к этой дискуссии, но затем выяснилось, что его слова не совсем верно преподнесли городские СМИ и речь шла всё же о новых платных парковочных местах. 78.ru решил разобраться, сколько Петербург зарабатывает на зоне платной парковки, на какое время приходится её пиковая нагрузка и где ещё ждать её появления в 2022-м году.

Львиная доля почасовиков

Напомним, с 1 декабря 2021 года зона платной парковки в центре уже была расширена на 71 улицу (до почти сотни магистралей), а тариф впервые с 2015 года (момента создания первой такой стоянки) вырос с 60 до 100 рублей в час для автомобилистов. 78.ru подробно об этом рассказывал.

Как сообщили в пресс-службе СПБ ГКУ «Городской центр управления парковками Петербурга» (ГЦУП), с 1 декабря прошлого года по настоящее время с учётом новых тарифов уже собрано свыше 73 млн рублей. То есть, примерно, 36,5 млн рублей за месяц.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга"

Так, больше всего казна Северной столицы заработала на оплате водителями почасовой стоянки. Доходы от неё составили за неполные два месяца почти 60 млн рублей. За парковочные месячные и годовые разрешения в бюджет города потупило почти 8 млн рублей. Причём, здесь речь идёт не о льготных категориях населения: местных жителях, многодетных, ветеранов ВОВ и т. д. Только местные жители выкупили разрешений на 5,5 млн рублей.

На вопрос о том, какие доходы в целом в 2022 году должны пусть от парковок, в Комитете по транспорту Смольного предпочитают не отвечать, ссылаясь на то, что для Петербурга важны не деньги, а правильное администрирование самого процесса и разгрузка центра от транспортного потока. Но не трудно грубо подсчитать, что с учётом имеющейся динамики доходы только от платы могут составить почти полмиллиарда рублей.

Примечательно, что мэр Москвы Сергей Собянин объявил в понедельник, 24 января, и о появлении новой возможности оплаты парковочных мест в Петербурге через приложение «Парковки Москвы». Деньги будут поступать именно в казну Северной столицы. Этот эксперимент проводился ещё с конца декабря на добровольцах, уже оплативших 2000 парковочных сессий.

Привлекли мошенников

Взимает Петербург и штрафы с недобросовестных водителей, не считающих своей обязанностью платить за парковку. Возможность наказывать автолюбителей рублём появилась у Смольного с марта 2020-года. Штраф за единичное нарушение составляет 3000 рублей.

Этот «бизнес» также приносит сотни миллионов рублей и уже привлёк внимание к себе со стороны мошенников. В середине января 2022 года центр управления парковками даже вынужден был предупредить на своем официальном сайте горожан, как не стать жертвами злоумышленников.

Фото: Daniel Schaofer/globallookpress.com
Фото: Daniel Schaofer/globallookpress.com
— На «горячую линию» ГЦУП стали поступать обращения от граждан, обеспокоенных сомнительными уведомлениями о штрафах. Петербуржцы отмечают, что под дворниками их автомобилей неизвестные оставляют листовки, в которых сообщается о нарушении правил парковки. Оплатить штраф злоумышленники просят в течение нескольких дней через QIWI-кошелек, — отмечалось в сообщении организации.

Там также напоминали, что данные о месте, дате и времени нарушения в зоне платной парковки, а также материалы фотофиксации содержатся в постановлении об административном правонарушении. Документ направляется адресату только по почте заказным почтовым отправлением или через портал Госуслуг.

Администрирование рублём

Как заверяют в ГЦУП, сейчас практически все имеющиеся парковки в центре крайне востребованы у горожан.

— Эксплуатация пилотной зоны платной парковки в целом показала большую востребованность. Запаркованность почти всех улиц приближалась к 100%. Поскольку одна из ключевых целей создания платного парковочного пространства — это повышение оборачиваемости мест в центре для удобства жителей и тех, кто оставляет авто на непродолжительный срок, было принято решение об увеличении стоимости стоянки, — настаивают в организации и поясняют, что чаще всего практически на всех улицах в Петербурге паркуются с 09:00 до 18:00.

Примечательно, что согласно данным московского пилота, у гостей Северной столицы наибольшей популярностью пользуются локации вблизи Литейного и Невского проспектов.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга"

В 2022 году ГЦУП обещает расширение зоны платной парковки на 153 улицы в Адмиралтейском районе и 112 улиц в Центральном районе.

— Кроме того, ведётся проектирование платной зоны на 141 улице в Петроградском районе. Планируется, что здесь будут созданы порядка 13 тыс. парковочных мест. Реализация проекта запланирована на 2022—2023 годы, — отмечают в организации.

Разные цели

Как отмечает эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников, платные парковочные места логично создавать там, где есть их дефицит.

— На Петроградской стороне такая ситуация характерна в целом для всего района. Потому, логично было бы делать единую зону на весь район. Не исключаю, что так в итоге и произойдёт. Другой вопрос, как поступать с открытыми дворами. Очевидно, что все автомобилисты после введения платы за парковку отправятся именно туда, и неизбежно возникнет острый конфликт с местными жителями. С другой стороны, на Петроградке много и закрытых дворов, которые уже используются под парковки, — поясняет Илья Резников.

По его словам, важно понимать, что платные парковки и платный въезд в центр преследуют разные цели. Так, первые призваны создать места, там, где они востребованы, и разгрузить территории, где находится больше всего транспорта в той или иной локации.

— Платный въезд в центр ставит под собой задачу избавить его вообще от транзита автомобилей. Но для этого у мегаполиса должны быть хорошо развиты обходные магистрали. А этим Петербург в отличие от других зарубежных мегаполисов похвастаться не может. Возьмём в пример тот же Васильевский остров. Там есть только платный ЗСД с его пока ещё не введённой в эксплуатацию развязкой, — поясняет эксперт.
Илья Резников/ Фото: vk.com
Илья Резников/ Фото: vk.com

Директор Института дизайна и урбанистики ИТМО Сергей Митягин отмечает, что наиболее плотная застройка на Петроградской стороне имеется в её центральной и восточной части, здесь же сосредоточены основные процессы деятельности.

— Где конкретно размещать парковочные места, должны посчитать специалисты, но логично платным сделать весь район за исключением набережных. Но там вообще не место парковкам в принципе. Это должны быть благоустроенные зоны для прогулок в идеале, — подчёркивает он.

По словам Сергея Митягина, к платному въезду Петербург всё-таки больше готов, чем к новым парковкам.

— У многих горожан уже сформировались паттерны использования периферии с её КАД и ЗСД. Когда, например, люди едут из Приморского района в Невский, мало кто рискует добираться центром, — уверен он.

Работать с населением

Архитектурный критик Мария Элькина считает создание платных парковок логичным шагом, который на несколько лет позволит решить проблемы с загруженностью автомобилей в центре. Она напоминает, что сейчас там пробки встречаются достаточно редко в основном во время крупных мероприятий в городе, либо перекрытий мостов на время ремонта.

— Гораздо больше пробок на окраинах Петербурга, в отдалённых районах и на въездах в Ленобласть. У нас есть печальная история с Мурино, где в семь часов вечера водителям не пробиться. Эту проблему надо решать. Что касается платных парковок, то нашим чиновникам надо больше работать с населением и объяснять, куда конкретно деваются деньги, собранные за места. Пояснять, в частности, что поступили такие-то средства и их потратили на благоустройство и т. д. В северных странах такие деньги, например, направляют на строительство подземных паркингов, и все об этом знают. У нас, я уверена, подобные объекты в центре также имеют право на существование, и подобрать современные технологии вполне можно, если заниматься этим вопросом, — отмечает Мария Элькина.
Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга"

По её словам, платный въезд в центр — это утопия, технологически и логически далёкая от Северной столицы, которую иногда сравнивают по объёмам населения с Лондоном.

— Но там имеется старейшая и отлично развития система метрополитена, плюс отлично налажена работа общественного транспорта, что в плюс Петербургу поставить никак нельзя, — подчёркивает она.

В Комитете по транспорту перспективы платного въезда комментируют кратко: если будет соответствующий городской закон, то все готовы его исполнять.

Транспорт АвтомобилиДеньгиПарковки
Новости партнеров