Экономика
15:2118 января 2022

Авось: когда мусорная реформа в Петербурге встанет с головы на ноги?

Чиновники Смольного обещают до конца января навести порядок в мусорной реформе, погрузившей улицы города в хаос отходов, и признают, что к новой схеме надо было готовиться лучше. Между тем, в ситуации уже разбираются правоохранительные органы.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Снежный ком

На портале «Наш Санкт-Петербург» жители Северной столицы продолжают оставлять сообщения о свалках мусора на контейнерных площадках и около них, хотя, как заверяют чиновники Смольного, пик срывов вывоза отходов в городе уже в целом пройден. При этом серьёзные проблемы по-прежнему есть в четырёх северных районах (Приморском, Калининском, Выборгском и правобережной части Невского). Там в рамках мусорной реформы, стартовавшей с 1 января, на работу вышел новый перевозчик родом из Ленобласти «Эко Лэнд». Компания обошла на конкурсе в прошлом году такого маститого петербургского игрока с многолетним опытом, как ОАО «Автопарк №6 Спецтранс», перенёсшего свою деятельность, наоборот, в 47-й регион.

По версии чиновников, «Эко Лэнд» с началом фактической деятельности совершенно неожиданно столкнулась с нехваткой малогабаритной техники, способной проехать в забитых автомобилями городских кварталах, незнанием водителями маршрутов, неразберихой с контейнерами и неубранным «мусорным наследством» от предыдущего перевозчика, пытающегося саботировать действия новичка. Хотя и «Эко Лэнд», и единый региональный оператор мусорной реформы тренировались ещё с декабря.

У руководства «Автопарк №6 Спецтранс» есть своя версия развития событий.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Теперь в Смольном гарантируют, что наведут порядок в скором времени, крайний срок — до конца января. Кроме того, во всём ещё предстоит разбираться городской прокуратуре.

Но даже если чиновники выполнят свои обещания, Северной столице ещё долго придется «отмываться» от похабной песни петербуржца Сергея Шнурова, додумавшегося не просто применить свои ресурсы для решения очевидной проблемы, а совместить в композиции нецензурные выражения и гимн города ради просмотров в Интернете.

Тяжёлое время

Как рассказал вице-губернатор Валерий Пикалёв, проблемы начались с того момента, когда победителем конкурса на вывоз мусора в северных районах была признана компания «Эко Лэнд», имеющая меньше ресурсов и мощностей, чем другие крупные игроки. «Невский экологический оператор» (НЭО — оператор реформы) взялся поддержать компанию. Но уже с первого 1 января НЭО был вынужден докладывать о проблемах в районах, где работает перевозчик. А 5 января пресс-служба Смольного сообщила, что Жилинспекция оштрафовала оператора.

При этом имеется и фотофиксация, что уже 26 декабря часть контейнерных площадок в городе перестала освобождаться от мусора. Запомним этот важный момент.

Как выяснилось, у «Эко Лэнд» не только не хватило спецтехники, которая бы могла работать в захламлённых машинами дворах, но и даже возникли проблемы с мусорными баками, так как новичок и старый игрок не договорились, как пройдёт обмен такого оборудования. Хотя официальный перевозчик и закупил 20 тыс. контейнеров, выставить все их на улицы не удалось.

Фото: пресс-служба АО «Невский экологический оператор»
Фото: пресс-служба АО «Невский экологический оператор»

На старте реформы сказались и новогодние праздники, в которые не хватало специалистов, которые могли бы грамотно наладить коммуникацию с ЖКС и ТСЖ. Кроме того, маршруты четырёх районов, откуда надо было вывозить отходы, были не достаточно изучены водителями. Всё это привело к тому, что процессом пришлось управлять вручную, отчасти, в прямом смысле этого слова, и вывозить отходы на «Газелях». Как заверил Валерий Пикалёв, сейчас количество бригад в городе существенно увеличилось, и скоро всё должно стабилизироваться.

Председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Смольного Александр Герман также уверен, что тяжёлое время для города осталось в прошлом.

— Самое тяжёлое время, скажем так, наиболее критичную ситуацию, мы прошли 5 — 7 января. Уже к 10 января срывов по вывозу мусора в ряде районов практически не было. Есть небольшие срывы по центральным районам, но это не больше 5%, — подчеркнул он.

Однако в пресловутых северных районах, по признанию чиновника, ситуация пока складывается не самая лучшая. Там срывы достигают 40%.

— Мы прекрасно понимаем, что есть просчёты и у перевозчика, и у НЭО, — констатировал Александр Герман.
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Вместе с тем, как не исключил на заседании комиссии по городскому хозяйству ЗакСа заместитель генерального директора АО «Невский экологический оператор» Илья Гудков, в городе есть территории, где ещё ни разу не проводилась уборка с 1 января. Речь может пойти об пригородах и садоводствах.

Теория и практика

Как поясняет генеральный директор АО «Невский экологический оператор» Екатерина Горшкова, та же проблема с техникой всплыла в последний момент, хотя все готовились к 1 января, пусть теперь как выяснилось и недостаточно и только, судя по всему, в теории.

Так, например, для северных районов НЭО и перевозчик просто рассчитал необходимое количество машин, исходя именно из объёма производимого горожанами мусора.

— Мы рассчитывали эту кубатуру, которая образовывается в городе. Мы рассчитывали машины именно по кубатуре. И техники было достаточно, даже с лихвой в два раза. Но затем мы столкнулись с историей неподъезда (в кварталы — прим. редакции), невозможностью войти в поворот. И, одно дело, когда мы считаем в теории и кубах, но другое — когда сталкиваемся с практикой, сталкиваемся с труднодоступностью, когда техника не подходит. Такие нюансы не были до конца просчитаны, — пожаловалась Екатерина Горшкова.

В итоге большие мусоровозы просто катались по магистралям, пытаясь пробиться во дворы, пока горы мусора росли на контейнерных площадках.

Фото: vk.com/spb_today
Фото: vk.com/spb_today

Водитель–оператор мусоровоза Роман Ермолаев готов вспомнить, что в начале январских праздников по тому же Приморскому району приходилось «крутиться» по 16 — 20 часов.

— Не забрали, получается, мусор там копится. А как нам заехать? Выгнали одного, позвонили нам, мы пока ехали, поставился другой. Опять не заехать. И вот так и бегаешь. Где успел, там заехал. А бывает и такое, что заехал и не выехать. У меня лично такое было. Уже думали вызывать такси и ехать домой, — иронично рассказывает Роман Ермолаев.

Как подчёркивают в НЭО, теперь перевозчик арендовал транспорт меньших габаритов и закупил новую технику, которая придёт ко второй декаде января.

На фоне таких откровенных признаний Валерия Пикалёва и Екатерины Горшковой странно выглядят слова главы администрации Фрунзенского района Константина Серова, заверяющего, что все необходимые репетиции, по крайней мере, на его территории были проведены.

— Нового оператора, новых водителей надо было провезти по маршруту, чтобы они чётко понимали, сколько у них уходит время на подъезд, каким путём лучше поехать, кому позвонить, если стоят припаркованные машины. Всё это отрабатывалось ещё в декабре месяце, — настаивает он.
Константин Серов/ Фото: пресс-служба администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Константин Серов/ Фото: пресс-служба администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Но во Фрунзенском районе и проблем с вывозом отходов меньше, чем в северной части города. При этом сложно предположить, чтобы ситуация с парковой автомобилей во дворах и незнанием водителями маршрутов как-то кардинально отличалась от района к району.

Сложные взаимоотношения …

О том, что новые перевозчики не справятся с уборкой мусора, руководство АО «Автопарк №6 «Спецтранс» трубило ещё в конце ноября прошлого месяца на сайте компании. Тогда же генеральный директор предприятия Сергей Глухов грозился даже оспорить итоги конкурса в УФАС по Петербургу. Уже тогда отношения между компанией и НЭО были крайне напряжёнными. Но о разбирательстве такого дела ничего до сих пор неизвестно.

Чиновники Смольного проигрыш в конкурсе крупного игрока, имеющего полувековой стаж, до 200 единиц техники и 1500 работников, готовы объяснить в русских терминах.

— Отсутствовал один из документов. Это согласие на одобрение крупной сделки акционерами. Это и привело к отклонению заявки. Либо это ошибка юристов, готовивших пакет документов, либо это простите, по-русски «лопухнулись», — эмоционально пояснил Александр Герман.

В НЭО заверяют, что всё же рассчитывали на сотрудничество с бывшим игроком, теперь перебазировавшим свою деятельность в 47-й регион, и хотели договориться о графике смены контейнеров, чтобы процесс прошёл безболезненно.

— Мы написали письмо о том, что просим согласовать с нами график увоза контейнеров. Сейчас это для нас выглядит так, что где-то контейнеры забрали. Нам дальше УК звонит и говорит, что вот там забрали контейнеры. От нас теперь требуют: будьте добры, поставьте контейнеры, — подчёркивает Екатерина Горшкова.
Фото: пресс-служба АО «Невский экологический оператор»
Фото: пресс-служба АО «Невский экологический оператор»

Первый заместитель генерального директора ОАО «Автопарк №6 Спецтранс» Владимир Куксин готов представить иную версию развития событий. По его словам, в письме предписывалось именно очистить до 31 декабря 24:00 контейнерные площадки от оборудования компании.

— Для нас это письмо стало некоей неожиданностью, потому что на территории Петербурга стояло порядка 20 тыс. контейнеров, — заверяет он и добавляет, что последний раз мусор вывозился их предприятием 31 декабря в 18 — 19 часов вечера.

В НЭО намекают: в городе есть некие компании, которым не понравилась реформа. Они принципиально не хотели продолжать сотрудничество.

— Раньше они работали в своей какой-то логике. Допустим, у предпринимателя было две машины, он забирал один жилой дом и три магазина. И всё у него было прекрасно по той цене, которая его устраивала. Вывозил тоже туда, куда считал нужным. Никаких отчётов в виде фиксации каждого выезда, в виде накладных, в виде взвешивания, куда приехал, ничего этого не делалось, — поясняют там.

…и история с артподготовкой?

Как стало известно 78.ru, в саботаже деятельности НЭО чиновники как раз и подозревают, в том числе, ОАО «Автопарк №6 Спецтранс», которым со второй половины ноября прошлого года стал фактически руководить Владимир Куксин. По информации участников рынка, он также руководит основным подрядчиком по транспортировке отходов в Ленобласти «Спецтранс 47». А доля ОАО «Автопарк №6 Спецтранс» могла быть, в свою очередь, продана лицам, афиллированным с Алексеем Пименовым, бывшим главой Комитета по обращению с отходами 47-го региона и председателем совета директоров областного регионального оператора АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».

Фото: megapolisonline.ru
Фото: megapolisonline.ru

О том, что Ленобласть и Северная столица годами не могут договориться о единой концепции по мусорной реформе, 78.ru рассказывал. Чиновники не исключают, что «чернить» НЭО структуры лиц, аффилированных с перевозчиком и Алексеем Пименовым, начали ещё даже до старта реформы. Называется и некая сумма в 100 млн рублей.

При этом, кроме агитации населения, по утверждениям ряда участников рынка, ОАО «Автопарк №6 Спецтранс» якобы уже с конца декабря перестало вывозить мусор, например, на Парнасе. Здесь необходимо вернуться к словам Валерия Пикалёва о факте фотофиксации, согласно которой на части площадок отходы действительно начали накапливаться с этой даты.

В пользу данной версии говорит и то, что жалобы на деятельность НЭО посыпались буквально в первые часы 1 января.

— Первая жалоба нам поступила 1 января в час ночи. А к восьми утра всё информационное поле пестрело, что город весь в мусоре завален. Хотя на тот момент региональный оператор работал всего лишь восемь часов, — официально заявил 78.ru Александр Герман.

Депутат Госдумы Сергей Боярский считает, что Петербург столкнулся с саботажем и войной нескольких коммерческих структур, заложниками действий которых стала вся система обращения с отходами. При этом, по его словам, ситуация в некоторых районах продолжает оставаться напряжённой.

Сергей Боярский/ Фото: vk.com
Сергей Боярский/ Фото: vk.com
— Огромное количество жалоб поступает всем депутатам и по официальным каналам, и через социальные сети. Мы отрабатываем обращения совместно с администрациями районов, но ситуация в некоторых из них остаётся напряжённой. Нам, конечно, предстоит тщательно проанализировать причины произошедшего, чтобы не допустить такого впредь, — заявил, в частности, Сергей Боярский.

Промежуточные итоги и стыд навсегда

Подвести промежуточные итоги в Смольном планируют 25—26 января, а до конца месяца чиновники обещают наладить нормальную уборку мусора в Петербурге.

Как заверяет Екатерина Горшкова, как только появилась возможность, оператор открыл дополнительный колл-центр, куда можно жаловать на неубранный мусор. На сайте организации указан номер: +7(812) 213-07-10.

— Количество заявлений хоть немного, но снижается: в пик было 1300 заявлений — это только каналы оператора, то сейчас снизилось до 350—400 за один день, — отмечает Екатерина Горшкова и заверяет, что все заявки в работе, а время на устранение нарушений составляет одни сутки.

Валерий Пикалёв предлагает жаловаться сразу по трём площадкам: в НЭО, в Комитет по природопользованию и к нему в приёмную, но только в крайних случаях, «когда проблема нерешаемая, иначе вы взорвёте мой телефон».

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
— Мы ситуацию знаем и доложим, что делается для приведения в штатное положение. Все события будут тщательно изучены правоохранительными органами, прокуратура даст свою оценку, и информация обязательно будет доведена до горожан, — обещает вице-губернатор петербуржцам.

Александр Герман успокаивает: региональный оператор от своей ответственности не уйдёт.

— У нас всё прописано. Штраф в размере 50 тыс. рублей за каждый факт невывоза. Но оговорка: график может быть нарушен не больше 20 раз, и штрафы только после 20 раз. Сейчас нами разработан график, мы фиксируем нарушения. Если НЭО не будет выполнять условия соглашения, то будем рассматривать вопрос о смене оператора, — заверяет он.

Между тем, на фоне очевидных проблем с уборкой города от мусора, в Северной столице продолжает разгораться скандал с песней и клипом музыканта Сергея Шнурова, решившего дополнительно заработать очки на проблемах и мучениях горожан. В композиции исполнитель в нецензурной форме описывает происходящее в Петербурге ради просмотров в Интернете, а не поиска выхода из ситуации. В музыкальном ряде цинично появляются мотивы из неофициального гимна Северной столицы «Город над вольной Невой». Это произведение исполняется на знакомых для горожан мероприятиях и событиях. Об аморальности поступка Шнурова уже успели высказаться многие известные петербуржцы. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал клип «оскорблением города». Валерий Пикалёв посчитал композицию «неприемлемой» и «примитивным хайпом».

Фото: vk.com/Валерий Пикалёв
Фото: vk.com/Валерий Пикалёв
— Меня лично возмущает форма, выбранная автором. Всё же смешивать мелодию гимна города с нецензурной бранью, на мой взгляд, непозволительно. Ощущение схоже с переполненными помоями. Не хочется наблюдать ни одно, ни второе, если честно. Но если с помойками мы точно справимся, в городе станет чисто, как и прежде, то похабная и оскорбительная песенка навсегда останется на просторах интернета. И за неё нам всем будет стыдно, — констатировал Сергей Боярский.

Ради справедливости стоит также добавить, что в большинстве регионов, где в прошлые годы запускалась мусорная реформа, старт давался с большим трудом, и тоже требовался примерно месяц для отладки процесса. Ленобласть «лихорадило» практически несколько месяцев.

ЖКХМусорЧиновники
Новости партнеров