Прямой эфир

Примерили жильё: чем обернутся новостройки в «Ленэкспо» для Петербурга?

Светлана Коваленко
17 января 2022, 16:58
В рамках второй очереди комплекса «Морская резиденция» в «Ленэкспо» возведут жильё и деловой квартал с общественными пространствами. Архитекторы и эксперты признают: территория нуждается в преобразованиях, но к проекту редевелопмента есть вопросы.
Фото: архитектурное бюро «Литейная часть-91»

Градсовет Петербурга рассмотрел архитектурно-градостроительный облик многофункционального жилого комплекса «Морская резиденция» (МФК)на Васильевском острове на территории бывшего выставочного комплекса «Ленэкспо». В рамках первой очереди этого крупного проекта редевелопмента на противоположенной стороне Галерного ковша уже построен бизнес-центр. Теперь вдоль Наличной улицы авторы концепции предлагают возвести жилые дома, на севере разместить апарт-отель, а на юге — гостиницу. Появятся здесь и социальные объекты, торговые площади, медцентр, парк, благоустроенная набережная. Большинство объектов МФК обещают сделать общедоступными для всех петербуржцев, хотя некоторые в этом сильно сомневаются. При этом для проекта отправят на снос существующие выставочные корпуса, в том числе, историческое здание, а «память места», как считают в петербургском отделении ВООПИиК, может быть навсегда утрачена.

По существующим наработкам

Как рассказала главный архитектор проекта Людмила Токарева, изначально концепция проекта готовилась в «Архитектурном бюро «Литейная часть 91» под руководством архитектора Рафаэля Даянова, скончавшегося в 2021 году. Ещё в 2018 году Градсовет дал добро на первую очередь МФК, тогда же предварительно рассматривались и наработки по второй.

Согласно существующему высотному регламенту в Петербурге здесь возможно возведение зданий до 40 метров. Всего на территории в 11,9 га предполагается строительство 41 тыс. «квадратов». Заказчиком проекта выступает ООО «УК «Меркури Кэпитал Траст»».

Жилые дома высотой пять-семь этажей (максимум 27 метров) будут располагаться вдоль Наличной улицы. Квартал рассчитан на население до 2000 человек.

Фото: архитектурное бюро «Литейная часть-91»
Фото: архитектурное бюро «Литейная часть-91»

Трёхзвездочную гостиницу на 250 — 300 номеров с фитнес-центром и бассейном предполагается разместить на юге. Для неё предусмотрена высота в 39 метров. Примерно такой же высоты будет и апарт-отель на севере. В проекте предусмотрено строительство медицинского центра, магазинов, начальной школы на 205 учащихся, детский сад на 210 мест, сооружение благоустроенной набережной параллельно Наличной улице и двухэтажного подземного паркинга.

— Дворы комплекса будут освобождены от движения транспорта, — подчеркнула Людмила Токарева.

Выглядит привлекательным?

Как отметил член Градостроительного совета, рецензент проекта Сергей Орешкин, с учётом двух доминант высотой до 40 метров авторы деликатно использовали разрешённые параметры. Так, из 11,9 га территории под застройку будет использовано только 30%.

— Это хорошие параметры, а расчёты в целом правильные, — заверил он.

По словам Сергея Орешкина, по обеспеченностью местами в соцобъектах и парковками проект превышает городской норматив, при этом авторы не выбрали по тому жилью «всю высоту». Нет претензий у архитектора и к озеленению.

— По городскому законодательству полагается 6 кв. м на человека, здесь же нам обещали ЗНОП на площади почти 4000 «квадратов». Это целый парк, — пояснил Сергей Орешкин.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Вопросы у рецензента возникли только к апарт-отелю, где свыше 10% номеров будут оснащены кухонным оборудованием, что де-факто превращает данный формат в квартиры.

Как заверил Сергей Орешкин, в будущем в проекте не должно возникнуть и проблем с транспортным обслуживанием населения. Здесь уже есть станция метро «Приморская», а ещё должны появиться «Горный институт» и «Морской фасад», так что «всё выглядит пока привлекательным».

Впрочем, отвечая уже на вопросы членов Градсовета, Людмила Токарева честно призналась, что никаких транспортных преобразований и новых магистралей в проекте не предусмотрено, он рассчитан исходя из существующих реалий.

В духе классики с уничтожением имеющегося?

Как добавил Сергей Орешкин, призывая поддержать проект, он был разработан в духе современного подражания неоклассике и выдержан в целом в «тёплых охристых тоннах». Однако доводы рецензента убедили далеко не всех.

Архитектор Вячеслав Ухов обвинил разработчиков в «обескураживающей стилистической монотонности, не характерной для этой части Петербурга и больше применимой к новостройкам на окраинах». Его поддержал коллега Михаил Мамошин, напомнивший, что для административных, гостиничных и жилых зданий в Петербурге всегда применялся различный стиль постройки и отделки. В том же жилье, например, не предусмотрено балконов в принципе.

— Моноэстетика фасадов требует откровенной доработки, — подчеркнул Михаил Мамошин.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов заявил, что авторы представили проект так, как будто он реализуется на пустом месте и никакой застройки здесь по их логике вообще не существует. Он задал вопрос, почему никто не обратил внимания на окружающую архитектуру 40-х годов, не постарался позаботиться в принципе о «памяти места» и зачем нужно сносить исторические корпуса «Ленэкспо».

Как пояснила Людмила Токарева, «у заказчика нет никаких обязательств по сохранению чего-либо».

— Здесь нет памятников. Мы выполняем обычную рядовую застройку в стиле Петербурга, — подчеркнула она.

Архитектор Феликс Буянов отметил, что хотя корпус №9 (строение с приметной башней в стиле сталинского ампира) не является памятником, но его надо сохранить. Это было историческое здание научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ), разрушенного в годы Великой Отечественной войны и перестроенного по проекту известного советского архитектора Бурышкина в 1940-х годах. За сохранение этого объекта выступил и Михаил Мамошин.

— Жаль, если корпус снесут. Было бы хорошо органично вписать его в архитектурный облик «Морской резиденции», — посетовал он.
Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Феликс Буянов обратил внимание также на то, что здание новой гостиницы на юге будет на два этажа выше, чем располагающийся по соседству Морской вокзал, являющейся сейчас доминантой в этой локации и шедевром архитектуры. Таким образом, архитектурный акцент в локации будет смещён в пользу новостроя.

«Знаем мы, как они всё решают…»

Глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина прямым текстом задала вопрос, не получится ли так, что большая часть МФК окажется недоступной для горожан из-за громадных перекрытых внутридворовых территорий, что сплошь и рядом встречается в новостройках.

Людмила Токарева заверила, что такого в принципе не должно случиться, набережная и парк точно будут в доступе, но с домами, «в конце концов, это вопрос ТСЖ или собрания жильцов».

— Знаем мы, как они всё там решают и к чему всё придёт, — со скепсисом прокомментировала ответ Нэлли Вавилина.

Она также обратила внимание, что в проекте вообще не предусмотрены площадки для выгула собак.

— Это, что, будет дог-фри зона, и они все пойдут выгуливать собак в наши дворы? — поинтересовалась Нэлли Вавилина.

Людмила Токарева предложила вернуться к этому вопросу позже, на стадии более детальной проработки проекта.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Архитектор Владимир Линов выразил мнение многих членов Градсовета. Преобразования территории нужны, но к данному их варианту есть много вопросов.

— Неудовлетворённость им позволяет мне выступить критически. С теплоходов и катеров набережная будет хорошо просматриваться. Но в проекте есть откровенные дырки, где чувствуется композиционная незавершённость. Та же проблема и с жилыми домами, вся их дворовая территория будет некомфортной для жизни, если всё оставить так, как есть, — пояснил он.

В тени проекта на миллиарды

Здесь важно отметить, что по соседству с «Ленэкспо» планируется реализовать знаковый и масштабный проект для Петербурга «Гавань 2.0» от ГК «Севкабель». В рамках этой инициативы предполагается организовать пешеходную и рекреационную зоны вдоль линии воды протяженностью более километра. Здесь реконструируют 125 тыс. «квадратов» исторической промышленной застройки и построят около 10 тыс. кв. м новых площадей для деловых, культурных, событийных, торговых, гостиничных и образовательных проектов. Главный вход будет расположен на площади Морской Славы, а сам Морской вокзал переориентирует с работы с лайнерными судами. Предполагается, что в здании на первом этаже останется терминал и таможня с пунктом пропуска. Всю остальную площадь в строении и получит «Севкабель» совместно со своим партнёром компанией «Азимут Хотелс Компани». Здесь организуют гостиницу на 339 номеров, конференц-зал, медиацентр, там также запланированы магазины, кафе и рестораны, организации, обслуживающие туристов. По оценкам экспертов, инвестиции в проект могут составить на начальном этапе до 10 млрд рублей.

Как считают опрошенные автоэксперты, сам по себе МФК «Морская резиденция» колоссальных транспортных проблем Васильевскому острову не добавит, но вместе с проектом «Гавань 2.0» коллапс в районе неизбежен, если не появится новых дорог или тоннелей.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников подчёркивает, что 2000 новых жителей для этой локации это в принципе не так уж и много.

— С учётом существующей старой постройки жилья сейчас это не так много. При этом сам «Ленэкспо» в прошлые годы всегда тоже генерировал мощный транспортный поток. Теперь с входящего он станет исходящим из этой локации. Да, там были пробки, но в целом город как-то справлялся. Для «Гавани 2.0» кстати придётся въезд на ЗСД на Шкиперском протоке. Другое дело, чтоб об этом проекте и его масштабе пока недостаточно информации. При этом надо понимать, что дело не только в Василеостровском районе, но и в стремительно застраивающемся Приморском, из которого горожане тоже будут пытаться как-то выбраться, — поясняет он.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов подчёркивает: дело не в том, что новое жильё не надо строить. Его необходимо заранее обеспечивать дорожной инфраструктурой и возлагать такие обязательства на застройщиков.

— Одного обещанного съезда с ЗСД уже явно недостаточно. Здесь надо думать о новых решениях, например, о тоннелях. Потому что имеющиеся въезды и выезды и так сейчас загружены под завязку, и даже ремонт одного Биржевого моста вызывает коллапс, — подчёркивает Александр Холодов.

Автоэксперт Святослав Данилов настроен наиболее пессимистично. Метро, о котором говорят авторы проекта, вряд ли появится быстрее, чем возведут «квадраты», а пробки и заторы для Васильевского острова — явление привычное, грозящее перерасти из-за таких проектов в перманентный коллапс.

Пока что в «Ленэкспо» продолжается базироваться госпиталь для лечения больных COVID-19.