В Петербурге со 2 января ввели обязательную проверку QR-кодов в заведениях общественного питания и непродовольственных магазинах. Не секрет, что мера эта не самая популярная. Об этом еще неделю назад можно было судить даже по странице губернатора Александра Беглова в соцсети «ВКонтакте». Порядка дюжины комментариев с самым большим количеством лайков под новогодним поздравлением градоначальника касались QR-кодов. Жители либо возмущались ситуацией в целом, либо жаловались на конкретную абсурдную с их точки зрения ситуацию вроде проверок на предмет вакцинации в детских магазинах. Мол, как тогда пособие с детской карты использовать, если родители не привиты? Еще меньше горожане стесняются в выражениях в популярных неофициальных группах вроде «ДТП и ЧП в Санкт-Петербурге». При этом довольно часто повторяется одна мысль: «Нет желания ходить в те места, где нужен код, если честно». А заодно и обсуждаются варианты того, как можно жить, не замечая нововведений.
А коль скоро есть спрос, то возникнет и предложение, пусть и за рамками закона. Не секрет, что и ограничения по поводу торговли алкоголем в ночное время в Петербурге нарушают в каждом районе, только, учитывая специфичную аудиторию, такие заведения обычно избегают дерзкой и наглой рекламы. Сарафанное радио надежнее, а лишние штрафы и проблемы никому не нужны. На этот же раз портрет потенциальных клиентов выглядит несколько иначе, а потому и средства другие. Практически одновременно с появлением новых ограничений десятки петербургских организаций заявили о том, что не собираются проверять QR-коды у «любимых клиентов». А некоторые из них даже демонстративно вешают на входе плакат с надписью «Без QR-кода». В списке рестораны, магазины, йога-центры, учебные заведения по обучению языкам, бильярдная и даже баня.
Восстание возглавил ресторатор Александр Коновалов, ставший одновременно и голосом сопротивления. По его подсчетам, к инициативе присоединились уже 106 «адресов». О своих расчетах предприниматель заявляет прямо, предлагая единомышленникам завоевать лояльность клиентов, отказывающихся делать прививки. Несмотря на успехи вакцинации, это все еще не меньше трети населения города. И если они не привились до сих пор, то это явно сознательная позиция. Эти люди могут заблуждаться и выбирать не лучшую стратегию с точки зрения сохранения здоровья, как, к примеру, и регулярные потребители фастфуда, но для бизнеса – это солидная масса, обеспечивающая платежеспособный рост. Конечно, кто-то из них заразиться, но ведь не все же умрут, а выжившие обязательно принесут свои деньги.
- Кто не боится и хочет привлечь благодарных клиентов, не желающих ходить в «законопослушные» рестораны и магазины по аусвайсу, напишите мне в личку адрес и название. Я добавлю Вас в список! - призывает Коновалов на своей страничке в Instagram.
В какой-то момент ответственные чиновники Смольного все-таки проснулись от новогодней праздничной спячки и обратили внимание на появление фронды. Некоторые критичные комментарии под новогодним поздравлением губернатора канули в небытие, а на первое место по лайкам вдруг вышло нечто прямо противоположное: «Господи, люди, что с вами не так? Вам 2 месяца назад сказали, что будут введены коды, дали время сделать прививку, а сейчас вы «неожиданно» в магазин попасть не можете. Ну, ведь это даже смешно». При этом на содержательные жалобы и вопросы появились ответы от аккаунтов городских комитетов.
- Большинство магазинов, реализующих товары по детским картам, должны относиться к торговым предприятиям с ассортиментом товаров первой необходимости. Таким образом, в такие магазины можно пройти без QR-кода. По ссылке размещен полный перечень магазинов, возможно, вы сможете найти вариант, который подойдет вам, - так, к примеру, в Комитете по социальной политике ответили на вопрос о детских картах.
Изменился и тон регулярных отчетов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, который регулярно сообщает о результатах проверки соблюдения новых ограничений. Еще недавно там просто публиковали сухие цифры и подчеркивали, что большинство заведений отнеслось к новым требованиям «с пониманием». Нарушителям грозили штрафами. Однако в последнем тексте прямо признается существование принципиальных бизнес-COVID-диссидентов, которых не ждет ничего хорошего.
- Тем не менее, не все предприниматели проявляют заботу о здоровье петербуржцев и гостей города. За отказ проверки QR-кодов посетителей нескольким заведениям грозит закрытие, - говорится на сайте заведения.
А в конце отмечается, что адреса проверок определяются по обращениям горожан в соцсетях и в соответствии со списком нарушителей, который «модерирует социально ответственный предприниматель».
- Большинство нарушителей удалось привлечь к ответственности благодаря этим данным, - уточнили в комитете.
Поскольку самый известный список нарушителей сформировал как раз Коновалов, выложив его в Instagram и на специально созданный сайт, релиз выглядит как откровенный троллинг, даже если таковым не является.
Еще более грозно выглядит выложенное на сайте Смольного разъяснение прокуратуры по поводу проверки законности новых ограничений. Ведомство пришло к выводу о том, что проверки абсолютно законны, а вот диссиденты нарушают КоАП, и, потенциально, Уголовный кодекс. Причем штрафами и приостановкой деятельности на 90 дней дело может не ограничиться.
- Кроме того, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа от 500 до 700 тыс. рублей. В случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности смерть людей, предусмотрено лишение свободы на срок от трёх до семи лет, - напомнили в прокуратуре.
История с бизнес-фрондой уже получила федеральный резонанс. Теперь за разрешением ситуации будет следить вся страна. И сайт со списком нарушителей откровенно выглядит красной тряпкой на корриде. В такой ситуации Смольный вряд ли может позволить себе спустить дело на тормозах, погрозив пальцем, и в ближайшее время последует жесткий ответ. Стоит ли рисковать и нагнетать обстановку – вопрос риторический. Если абстрагироваться от эпидемиологической обстановки и статистики заражений коронавирусом, то для бизнеса это баланс рисков и потенциальной выгоды. И, кажется, он постепенно смещается явно не в самую удачную сторону. Тем более что и Коновалов, мягко говоря, не проявляет склонности к компромиссу, публикуя вслед за призывами и списками оскорбительные карикатуры на губернатора. Уже совсем скоро, с 1 февраля, QR-коды начнут действовать на федеральном уровне. Означает ли это, что в Instagram появятся и карикатуры на президента? И готовы ли рестораны и йога-центры разделить и ответственность за такой поворот и его последствия?
В этой связи любопытна фигура самого лидера протеста. Год назад он уже организовывал нечто подобное. Тогда это называлось «Картой сопротивления». Все закончилось после появления сотрудников Росгвардии в одном из «сопротивляющихся» заведений, с нарушителями они, мягко говоря, не церемонились. Вскоре карта пропала из интернета, словоохотливый бизнесмен перестал отвечать на звонки журналистов, а его «партнеры» объявили победу. Мол, цель состояла в том, чтобы добиться диалога с властью, и он уже идет, а лидер слишком эмоционален и не всегда говорит то, что думает.
На этот раз «съехать с темы» таким способом не получится. Просто потому, что пока заболеваемость остается высокой, прирост больных в Петербурге максимальный за 10 дней, темпы вакцинации снова замедлились, а ограничения будут введены на федеральном уровне. Да и «законопослушным» заведениям может стать очень обидно, если нарушители избегут показательной порки. Потому что падение выручки, мягко говоря, сильно бьет по рознице, общепиту и сфере услуг, а деньги постепенно перетекают в гипермаркеты, где можно купить все, и e-commerce, где можно заказать все, включая готовые ресторанные блюда.
Впрочем, пострадавшие представители отрасли наверняка получат новые меры поддержки. И это тоже можно будет объявить победой. К слову, в 2022-м году, несмотря на все проблемы, в Петербурге открылось в полтора раза больше ресторанов, чем закрылось. Это немой ответ бизнеса на вопрос о реальных перспективах. В конце концов, пандемия когда-нибудь закончится, а вот разбитую чашку любви с проверяющими ведомствами уже не склеишь.
Сам Коновалов из публикаций в СМИ предстает довольно эксцентричной личностью. Как будто из книг о «Бандитском Петербурге» 90-х. Бывший полицейский, имеющий судимости. Бизнес его описывается как «решение проблем». Мол, платишь тысячу рублей в день с заведения, а он договаривается с представителями власти. Или просто регистрируется по нужному адресу от имени своего ИП и потом самостоятельно разбирается со штрафами, которые получает десятками. Мутные схемы описываются по-разному. То намекается на связи, то говорится о неких консалтинговых и юридических услугах. При этом Коновалова то называют совладельцем 200 ресторанов, то вдруг оказывается, что официально доли в заведениях ему не принадлежат, и все держится на неких устных договоренностях. Также Коновалова ассоциируют с нелегальной уличной торговлей. А сам он рассуждает о своем бескорыстии, радении на благо страны, а заодно прямо говорит, что, мол, по-честному и, соблюдая все ограничения, бизнес работать не сможет. Любопытно, считают ли также владельцы тех заведений, которые решили подключиться к протесту? В конце концов, таким аргументом можно оправдать все что угодно, вплоть до торговли наркотиками, человеческими органами и огнестрельным оружием. Так что становится любопытно, какие еще законы, помимо «ковидного» постановления, фрондеры считают допустимым игнорировать.