Прямой эфир

QR-коды преткновения: кинотеатры Петербурга опасаются краха из-за ковидных ограничений

Маргарита Звягинцева
25 декабря 2021, 14:40
Катастрофическое падение выручки, бесконечные отмены сеансов, гнев зрителей без QR-кодов и опасение остаться без новых фильмов в прокате — всё это сегодняшние реалии петербургских кинотеатров. Как же выживает кинотеатральный бизнес в Петербурге?
Фото: Jonas Roosens/globallookpress.com

Проценты тотального падения

Киберпанк ковидной эры набирает обороты: 22 декабря были обнародованы новые ограничения, ожидающие бизнес и петербуржцев со 2 января 2022 года. С этого дня поесть в ресторане или сходить на шоппинг можно будет только при наличии QR-кода. В противном случае придётся сидеть без новых брюк и заказывать еду на дом.

В то же время представители кинотеатрального бизнеса просят отменить QR-коды для посещения киносеансов. 22 декабря на круглом столе, посвящённом проблемам кинотеатров, они рассказали, как целый ряд ограничений уничтожает кинотеатры города, оставляя их без выручки и в долговой яме, а посетителей — без возможности нормально посмотреть кино всей семьёй.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Директор по маркетингу сети кинотеатров «Мираж Синема» Ирина Корнева привела цифры, наглядно демонстрирующие их бедственное положение:

— У нас сейчас на 75% меньше зрителей, и это процент уже при учёте 50% ограничения на посадку в зале! Из-за ограничения на показы до 23 часов у нас на 47% меньше сеансов. Падение выручки в среднем — на 76%. И это сравнение не с благополучным 2019 годом, а с тем периодом, когда кинотеатры ещё не вышли из кризиса!

Корнева привела статистику по различным кинотеатрам сети, и в некоторых из них падение выручки достигло 80%. Эта статистика не включает падение доходов из-за отменённых киносеансов, отметила она. При этом, количество таких сеансов в сети увеличилось на 155%.

— Дальше некуда! Огромное количество сеансов фильма «Вечные» прошли с минимальным количеством зрителей — до пяти человек. Прокатные компании уже думают не отдавать в кинопрокат новые фильмы, а выводить их сразу на стриминговые платформы. Мы не против вакцинации, мы считаем, что это важная часть сохранения здоровья нации, мы против того, чтобы QR-коды становились препятствием для культурного досуга и причиной разделения семьи, когда, например, мамочка не может пойти с детьми в кино, если она не вакцинирована.

По словам Ирины Корневой, администраторы соцсетей «Мираж Синема» получают огромное количество жалоб и гневных комментариев от зрителей, которые рассказывают, что из-за введения QR-кодов не могут прийти в кино всей семьёй — например, когда у мамы медотвод, делать ПЦР-тест каждый раз при посещении кинотеатра слишком накладно.

«Постный режим» кинотеатров

QR-коды не единственная проблема кинотеатров. Но с введением в Петербурге 8 ноября их обязательной проверки при посещении киносеансов количество ограничений для кинотеатров возросло до критического максимума, считают представители бизнеса. На катастрофическое падение выручки и посещаемости повлияли все ограничения вместе, уверен гендиректор сети «Мираж Синема» Виктор Рудман.

— Последние два года с момента начала пандемии в разное время вводили разные ограничения для кинотеатров. Но такого, что происходит сейчас, у нас никогда не было — рассказал Виктор Рудман 78.ru. — Сейчас у нас действует ограничение численности зрителей в зале — 50% от возможной заполняемости зала, плюс к этому действует ограничение по количеству — не более 40 человек в одном зале, плюс ограничение нахождения в пределах кинозала до 23 часов. Это значит, что, поскольку фильмы сейчас все длинные — такая тенденция, снимать длинные фильмы — последний сеанс начинается максимум в 20:00 — 20:30. И люди, которые работают, часто не успевают к началу сеанса и надеются прийти только в выходные дни.
В выходные дни, естественно в связи с этим посещаемость повышается, а будние дни проходят в достаточно «постном» режиме: у нас ни дневных посещений, ни вечерних особо нет. Плюс ко всему к этому ввели ещё вход в зал по QR-коду. Это добивает кинобизнес совсем!

По словам Виктора Рудмана, из озвученных ограничений губительнее всего влияет именно требование предъявлять QR-код. На счёт этого требования гендиректор «Мираж Синема» отнёс 50% из 80% озвученных потерь сети в выручке и посещаемости.

 Хочу отметить, что сейчас постепенно в других регионах это отменяют. В Москве вообще нет QR-кодов в кинотеатрах, есть 20 регионов, которые отменили проверку QR-кодов у зрителей, — поделился Виктор Рудман. — Непонятно, почему Петербург не идёт в этом направлении. При этом Москва, которая не вводила QR-коды (в кинотеатрах — прим. авт.), чувствует себя в плане заболеваемости даже лучше, чем Петербург.

В некоторых из ограничений, введённых властями Петербурга для кинотеатров, и вовсе нет смысла, — а вот вреда они приносят много, уверены представители бизнеса. В первую очередь это относится к требованию заканчивать кинопоказы до 23:00. В двенадцатом часу ни одного зрителя в кинозалах уже быть не должно.

Фото: Daniel Karmann/globallookpress.com
Фото: Daniel Karmann/globallookpress.com
— Во временных ограничениях нет никакого смысла, — уверен гендиректор «Мираж Синема». — Когда зритель приходит в зал, он садится на своё место, поворачивается к экрану и смотрит кино. Он не бузит, не танцует, не обнимается, он смотрит кино, потом просто встаёт и уходит по окончании фильма. Я не понимаю этого ограничения именно в кинотеатре. Это не бар, не ресторан, где происходит гуляние и веселье… Что здесь можно ограничивать?..

«Опасное место»

О «сегрегации кинотеатрального бизнеса» на круглом столе, посвящённом злосчастным QR-кодам, говорили не раз. Само это словосочетание озвучил на мероприятии Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров России:

— Мы видим сегрегацию бизнеса: в метро у нас QR-коды не нужны, потому что там вирусов нет, а в кинотеатрах какие-то специальные вирусы, по всей видимости. Всё это наводит на мысль, нет ли здесь какого-то тайного смысла. Понятно, что в этой ситуации заинтересованы онлайн-платформы и другие бизнесы, которые борются за свободное время наших граждан.

Виктор Рудман отметил, что кинотеатр не опаснее торгового центра или ресторана — напротив, в баре или ресторане люди могут общаться значительно ближе. Есть и другой опасный для кинотеатрального бизнеса момент, напомнил директор сети «Мираж Синема»:

— Наносится вред имиджу кинотеатров. Люди думают: здесь введены пропуска, здесь опасно, не пойдём в кино, дождёмся времени, когда QR-коды отменят. Такой подход — не про защиту от заболевания.
Фото: Juan Carlos Rojas/globallookpress.com
Фото: Juan Carlos Rojas/globallookpress.com

В ответ на это единственный представитель власти, явившийся на беседу с предпринимателями, — врио председателя Комитета по культуре Петербурга Фёдор Болтин — заявил, что дела обстоят совсем иначе:

— Мы исходим не из тезиса, что кинотеатры — это опасные учреждения, а из того, что они самые безопасные, подчёркиваем этот тезис во всех своих обращениях, при согласовании всех событий. Не соглашусь, что кинотеатры в каком-то особом положении. Крупные концертные площадки, «Сибур Арена» и другие, тоже не проводят концерты — там максимальная заполняемость ограничена сейчас 1500 человек, им не рентабельно проводить концерты.

Болтин отметил, что дискуссии между властью и бизнесом здесь не получится, так как уступок в рамках пандемии быть не может:

— Мы всё понимаем, но смотрим на всё это с другой точки зрения — точки зрения безопасных условий для жителей города. Наши учреждения стали первыми вступившими в историю работы с QR-кодами в период нерабочих дней. Мы тоже сталкивались с недопониманием, у нас были случаи, когда люди приходили с QR-кодами, и это был QR-код не о вакцинации, а ПЦР-тест, и ещё положительный, сделанный вчера! А если бы не было этой системы кодов? А в зале 600 человек. Люди продолжают болеть, никто не гарантирует нам возможности свободно себя чувствовать до фиксации иммунитета.

Представитель Комитета по культуре отметил также, что с 1 января 2022 года, согласно последним обновлениям «ковидного» постановления городского правительства №121, максимальная заполняемость кинозалов вырастет до 75%:

— Это позволяет фактически выйти на полный объем работы — мы вряд ли вспомним, чтобы в кинозалах была стопроцентная заполняемость. Временные ограничения — это тоже очень важный вопрос, мы сейчас находимся в состоянии определения юридической модели того, как дать возможность проводить более поздние сеансы, не нарушая федеральные требования. Будем писать метод-рекомендации по временным ограничениям на сеансы.
Фото: Pedro Rances Mattey/globallookpress.com
Фото: Pedro Rances Mattey/globallookpress.com

Без поддержки и определённости

В интервью 78.ru Олег Березин подчеркнул, что в 2021 году кинотеатры оказались в особенно тяжёлом положении — когда количество ограничений существенно выросло, а помощи ждать не приходится:

— У нас нет никакой поддержки от государства — я имею в виду, действенной поддержки, потому что все меры, которые сейчас декларирует правительство, в виде кредитов на кредиты или каких-то льгот по использованию государственного имущества, которым государство не пользуется, это, конечно, в реальной жизни кинотеатру никак не помогает.
Очень тяжело кинотеатрам как бизнесу. Мы видим давление и торговых центров, и банков, которые отказывают кинотеатрам в каких-то финансовых инструментах, потому что кинотеатры находятся в списке пострадавших, и банки говорят: «Вы слишком рискованный бизнес, мы не хотим вам давать (кредиты)».
И самое главное — мы не можем планировать свою жизнь, мы не понимаем, что будет в январе, в феврале, какие ещё ограничительные меры будут приняты на уровне регионов и так далее. Поэтому кинотеатрам очень тяжело. Но они работают, зрители приходят, кино есть, и я надеюсь, что здравый смысл всё-таки возобладает и ограничения будут сниматься.

Увеличение наполняемости кинозалов до 75%, по мнению председателя Ассоциации владельцев кинотеатров России, ощутимо ситуацию сейчас не изменит. Но плюс в этом, разумеется, есть:

— Это психологически изменит ситуацию. Если зритель чувствует, что убираются какие-то ограничения, это даёт ему позитивную эмоцию. А нам очень важны позитивные эмоции. Мы не продаём билеты, мы продаём эмоции!
Фото: Cecilia Fabiano/LaPresse/globallookpress.com
Фото: Cecilia Fabiano/LaPresse/globallookpress.com

Виктор Рудман солидарен с коллегой — по его мнению, эта мера поможет увеличить выручку в новогодние праздники, однако в первую очередь кинотеатры ждут отмены временных ограничений (на показы до 23:00) и ограничений по QR-кодам.

Агрессия, конфликты и поп-корн

Бесконечные ограничения, действительно, психологически давят на посетителей — и порой даже вызывают агрессию. Ирина Корнева рассказала, что с момента введения QR-кодов в сети было не менее двух десятков случаев, когда зрители отказывались предъявлять код и документы и просто прорывались в зал, отталкивая администратора:

— Зрители не хотели показывать паспорт, потому что мы не властный орган. Мы вызывали полицию, человека выводили из зала, проводили беседу, и он снова шёл в зал досматривать фильм.

Как поступать в данной ситуации дальше не понятно, отметила директор по маркетингу «Мираж Синема», ведь персонал кинотеатра руководствуется лишь рекомендациями властей.

— Дайте нам инструментарий для взаимодействия со зрителями! — обратилась Ирина Корнева к представителям власти. — Нам бы хотелось понимать инструментарий, на каком основании мы просим документы, что делать с теми, кто проходит в зал, несмотря ни на что.

Тот факт, что в наличии ограничений не виноваты кинотеатры, простые люди обычно не рассматривают, отметила Корнева. Ведь с проблемой они сталкиваются в конкретном кинотеатре — и его сотрудники сами не могут обосновать, почему имеют право увидеть паспорт зрителя.

Фото: Pedro Rances Mattey/globallookpress.com
Фото: Pedro Rances Mattey/globallookpress.com

Но это — уже открытая агрессия, а есть ещё и скрытая агрессия зрителей по отношению к кинотеатрам, отметил в интервью Олег Березин, и она владельцев кинотеатров беспокоит даже больше:

— Кто-то просто говорит: «Я специально не пойду в кинотеатр, потому что там проверяют», даже если у этого человека есть код. Люди разные, и некоторые люди, у которых есть QR-код, считают, что его проверка их унижает. Для нас это очень тревожная ситуация. Люди испытывают негатив по отношению к кинотеатрам, считают, что это придумали кинотеатры, забывая о том, что мы руководствуемся распоряжением губернатора города и это не наша фантазия — QR-коды, шахматная рассадка, ограничение заполняемости зала и так далее. Кинотеатры в этом не виноваты!

Впрочем, есть и немного позитивных тенденций, связанных с работой в условиях пандемии.

— Как ни парадоксально, количество продаваемого поп-корна увеличилось, — рассказал Березин. — И на это есть две причины: во-первых, сейчас в кино ходит самая лояльная киноманская аудитория, которая очень любит поп-корн, а во-вторых, поп-корн же позволяет ходить без маски, когда мы употребляем пищу, по закону мы можем не носить маску. Поэтому многие покупают поп-корн, чтобы законно не носить маску.

О стриминговых платформах, новогодних фильмах и надежде

Готовы ли во всей этой сложной ситуации идти на уступки кинотеатрам правообладатели фильмов — например, соглашаться на меньший процент от сборов? Как рассказал Олег Березин, обычно кинотеатр отчисляет правообладателю 50% выручки.

— Но, когда, например, «Кинопоиск» выпускал в прошлом году в прокат «Фею», всю выручку получили кинотеатры. (Есть) разные схемы, но, в основном, конечно, все хотят заработать, все говорят: «Мы вас понимаем, но мы тоже кушать хотим». Поэтому я не могу сказать, что правообладатели со слезами на глазах помогают кинотеатрам выстоять.
Для нас не столько важны те проценты, которые мы отчисляем правообладателю — конечно, при условии, что сохраняется окно до выхода онлайн — для нас важнее, чтобы российские продюсеры производили кино для кинотеатров. Увлечение онлайн-сервисами актёров, режиссёров, продюсеров ведёт к тому, что у нас всё меньше российских фильмов, которые можно смотреть именно в кинотеатрах, на большом экране. Вот это нас тревожит. Актёры привыкают играть крупным планом, это другая композиция кадра, можно какие-то мелочи скрыть, потому что экран маленький, а на большом это всё заметно. Вот в этом я вижу угрозу для кинотеатров, что у нас будет очень мало российских фильмов, сделанных для просмотра в кинотеатре.
Фото: Fabian Sommer/globallookpress.com
Фото: Fabian Sommer/globallookpress.com

В самих стриминговых сервисах, признался Олег Березин, угрозы для кинотеатров он на самом деле не видит:

— Мы не считаем онлайн-площадки конкурентом кинотеатров, потому что это разные способы времяпрепровождения. Безусловно, есть масса фильмов, которые мы смотрим дома с удовольствием, но есть и фильмы, которые мы хотим смотреть в кинотеатрах, с друзьями, в компании, на большом экране.

Что же касается конфликтов — по мнению Березина, они касаются только конкретных фильмов:

— Вот, например, недавняя ситуация с фильмом «Ёлки 8», который и снят онлайн-платформой явно под маленький экран, и выходит на онлайн-платформах через две недели после планируемого показа в кинотеатрах, многие кинотеатры просто отказались его взять — не в качестве бойкота, а просто не договорились по условиям. Это нормально.

На такие масштабные картины, как «Человек-паук», который собрал в прокате миллиард за уик-энд, люди будут продолжать ходить в кино, уверен представитель кинотеатрального бизнеса. Сейчас кинотеатры ждут новогодних праздников и надеются хотя бы частично выбраться из кризисной ямы за счёт праздничных посещений.

Фото: Jonas Roosens/globallookpress.com
Фото: Jonas Roosens/globallookpress.com
— Мы очень рассчитываем на фильмы, которые выходят на следующей неделе, — отметил Олег Березин. — Это и «Последний богатырь», известное продолжение франшизы «Диснея», и фильм про шахматы («Чемпион мира» — прим. авт.), и я надеюсь, зрители пойдут в кино и получат хорошее настроение. Новый год — это вообще очень важное время для нас, часто это существенная часть доходов кинотеатров вообще, особенно сейчас, когда по итогам года мы видим такое падение. Мы очень рассчитываем, что нам Новый год позволит собрать хорошую кассу.

Виктор Рудман также надеется на новогодние сборы, но признаётся, что в отношении улучшения общей ситуации с кинотеатрами столь позитивных эмоций он не испытывает:

— Человеку вообще свойственно надеяться. Мы до последнего думаем, что не может быть так плохо, должны же они подумать и принять, в последний момент подставить локоть… Но пока что кризис настолько затянулся, что надежда уже начинает таять.