О приключениях петербургской шавермы и её кузины шаурмы впору снимать сериал, который окажется не хуже «Игры в кальмара». Родственницы как будто соревнуются, кто из них станет героиней более дикого сюжета.
Руководитель игровой платформы Monstour из Петербурга Микаэл Саакянц захотел отведать знаменитой шавермы, а внутри под лавашом обнаружил нож. Позже оказалось, что это уволенный сотрудник мстил начальству. А шаурма в Перми буквально надругалась над чувствами верующих. Владелица заведения призвала посетителей «не быть ПП-мученицами» и «поддаться искушению без греха для фигуры». Слоганы сопроводили плакатом с обнажённой девушкой с нимбом и крыльями из шаурмы. Представители местной епархии РПЦ в ответ пригрозили заведению полицией и напомнили, что шаурма — мусульманское блюдо. Впрочем, в Москве в долгу не остались. Владельцы местного заведения оскорбили уже чувства верующих в коммунизм, назвав шаурму в честь Сталина и одев персонал в костюмы НКВД.
Петербуржец сломал зуб о шаверму, купленную в бистро на Балтийском вокзале. Сотрудников он решил наказать лично, похитив деньги из кассы. А координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкурматов случайно увидел, как в одном из заведений родной Москвы мясо для шаурмы повесили на вертел прямо в упаковочной пленке. На фото можно было увидеть, как полиэтилен плавится прямо на курятине. И все это инциденты, случившиеся сравнительно недавно.
Продолжать подобное перечисление можно долго, а банальным отравлениям или дракам в заведениях и вовсе нет числа. Но есть в интернете один текст, который стоит особняком. Хотя бы ввиду своей тиражируемости и непреходящей популярности.
Со ссылкой на некоего «Циничного журналиста» сообщается о том, что петербургский Роспотребнадзор готовит срочное постановление о запрете «ларёчных шаверм». По словам некоего источника, уже 130 горожан видели, как по ночам повара занимаются онанизмом и добавляют то, что получилось в результате этого процесса, в соус. Отмечается, что медики забрали на исследование образцы чесночного соуса из 124 заведений и в 38 из них обнаружили следы человеческого семени.
Несмотря на явно пародийный характер текста, большинство читателей обсуждают его на полном серьёзе. Несмотря на все эти ужасы, или благодаря им, популярность петербургской шавермы с годами не падает. В городе работают более 100 заведений, а местные политики требуют внести само слово «шаверма» в академические словари, составители которых пока почему-то отдают предпочтение московской «шаурме».
Кажется, в очередном петербургском скандале на тему шавермы смешались все лучшие находки жанра. В центре внимание снова находится соус. А реклама продукта опять оскорбила чьи-то чувства. На этот раз речь идёт о сексизме, хотя при желании оскорбление верующих тоже можно отыскать, ведь в каждой женщине отразился образ Богородицы. На этом фоне спорят и ругаются бизнесмены, а один требует от другого 6 млн рублей. За то, что не рассказал всю правду о том самом соусе. Если добавить, что одна из сторон обратилась за юридической помощью к знаменитой «форумчаночке» с ПМЭФа Эльнаре Троицкой, прославившейся скандалом с участием Ксении Собчак, то получится идеальное комбо. Примерно как двойная шаверма на тарелке.
Итак, Сергей Шипилов год назад купил франшизу «VЛAVАШE» у другого петербургского предпринимателя Павла Крупина. Бизнес, увы, не задался, а убытки составили 6 млн рублей. Более того, неудачливому предпринимателю пришлось продать квартиру и залезть в кредиты, а теперь он, по словам юриста, вынужден работать в морге. И вообще браться за любой оплачиваемый труд.
Шипилов считает, что виновата не шаверма, а владелец франшизы, утаивший важный секрет. Франшиза — это такой способ бизнеса, когда человек платит компании за право использовать бренд и технологии. Например, по франшизе работают рестораны Burger King и KFC. Взамен покупатель перечисляет владельцу бренда паушальный взнос при заключении договора и процент с доходов от дальнейшей деятельности. Паушальный взнос Шипилов заплатил, а вот секрет производства знаменитой шавермы, по его словам, вопреки условиям договора, так и не получил. Предприниматель предположил, что секрет заключается как раз в соусе, потому что всё остальное «написано под шавермой».
— Я его (секрет — прим. ред.) не знаю. Соус — из чего он делается? Сколько там масла? Я вообще понятия не имею, — рассказал Шипилов корреспонденту 78.ru.
Учитывая, что шаверму целый год готовили прямо под носом у предпринимателя, это выглядит странным, но лишь на первый взгляд. По словам Шипилова, секрет производства шавермы знают лишь повара из Средней Азии, которых присылает сам франчайзер, то есть, компания «VЛАVАШЕ». В закрывшемся заведении, к примеру, работал «Шахурбек», а начальник у него Сардор.
— Если конфликт какой-то с поваром, он сразу говорит: звони Сардору, — рассказывает Шипилов.
В общем, вопрос о загадочном соусе остается открытым. Ещё, по словам бизнесмена, «лаваши приходили распечатанными без маркировок». Впрочем, про лаваши никаких особенно страшных слухов не ходит, так что, наверное, это менее важно.
Впрочем, по словам Эльнары Троицкой, дело не только в соусе. По мнению юриста, её клиенту навязали «кабальные условия договора», да и сам документ «больше напоминает не лицензионный договор, а деятельность управляющей компании» или вообще рабство.
— Фактически по данному договору основатель имеет право всё выполнять, всё забирать и полностью контролировать деятельность данной точки. То есть, фактически он берёт в рабство данное юридическое лицо, — считает юрист.
К примеру, франчайзи, как заявляет Троицкая, не вправе самостоятельно менять поставщиков. Он обязан делать заказы у тех компаний, которые навязал франчайзер. Ещё предприниматель должен был купить специальное программное обеспечение и передать пароли, дающие доступ к информации по расчётному счету, бухгалтеру Крупина. Также договор, по словам Троицкой, предполагает многочисленные крупные штрафы в отношении франчайзи. Например, если он слишком долго подписывает какой-то документ.
Поэтому, по мнению юриста, Шипилову просто пришлось письменно подтвердить, что он получил технологии производства шавермы, дающие конкурентное преимущество, а на самом деле взамен ему прислали «исключительно маркетинговые документы». Более того, сторона Шипилова считает, что никакого секрета, возможно, и нет, так как у Крупина отсутствует соответствующий патент. На тот самый соус и всё остальное.
— Таким образом, моим клиентом не был получен секрет производства. Он не знает, какой непосредственно рецепт секретный должен быть, — подчёркивает Троицкая.
Ещё она считает, что Крупин не имел права продавать франшизу Шипилову, так как на момент сделки ещё не переоформил на своё имя товарный знак. Недоволен предприниматель и тем, что его заставляли втридорога покупать диван и мойку определённых марок.
— Вся деятельность напоминает рейдерский захват. Человек вкладывает денежные средства в ремонт помещения, которое он берёт без отделки, без каких-либо коммуникаций. Также вкладываются денежные средства в оборудование, согласно желанию Крупина. В определённой цветовой палитре. Определённые магазины поставщиков он выбирает. Работают непосредственно аффилированные лица, — утверждает Троицкая.
По словам юриста, с её клиента требовали регулярно перечислять доходы, но ресторан не взлетел, а потом в какой-то момент франчайзер закрыл его в принудительном порядке. При этом вложения обошлись в сумму, почти вдвое превышающую ту, что была заявлена изначально.
30-летний основатель франшизы Павел Крупин видит ситуацию принципиально иначе. По его словам, в городе на таких же условиях у него работают около 25 точек, но заведение Шипилова — первое, которое пришлось закрыть. Предприниматель утверждает, что партнёру помогали, как могли, чтобы «сохранить ноль, как у Хабиба», а теперь он просто «перекладывает с себя ответственность».
— Недобросовестность предпринимателя привела к тому, что точка закрылась. Он с самого начала открылся с кассовым разрывом, ему не хватило денег на открытие, нам пришлось ему помогать, давать продукты в долг, — говорит Крупин.
Он утверждает, что после этого Шипилов начал задерживать платежи персоналу и поставщикам, а тень упала на всю франшизу, а ещё «высовывал деньги с оборота вместо того, чтобы закрывать долги», что и стало последней каплей. При этом Крупин утверждает, что с товарным знаком у компании всё в порядке, и он был зарегистрирован в 2019 году, а вот секретный соус действительно не запатентован, так как конкретные рецепты в принципе не принято патентовать, ибо добавив щепотку соли, можно получить новый вариант рецепта.
— Он говорит, что мы не передали ему ноу-хау, но у нас есть документы с печатью, подписями о том, что мы передаём ноу-хау, — настаивает Крупин.
Удивляет его и сумма ущерба. По его словам, на входе Шипилов заплатил 650 тыс., а все остальные средства он потратил на свою собственную точку. Основатель «VЛАVАШЕ» уверен, что обвинения «высосаны из пальца», а противоположная сторона ударилась в «хайп».
У Крупина есть романтическая история о родном бренде. По собственному признанию, он рос в бедной семье, поход в «Макдональдс» считался редким праздником, а шавермой предприниматель травился трижды и попадал в больницу Боткина. Тогда он решил изменить репутацию доступного, но не всегда самого надёжного продукта.
В общем, кто его знает, может, и правда весь секрет в соусе. Теперь в ситуации разбираются прокуратура, СК, Роспатент и УФАС. Причём, похоже, Троицкой уже удалось открыть счёт в матче. Она пожаловалась в антимонопольное ведомство на «сексистскую рекламу» шавермы на сайте Крупина. По мнению авторов рекламы, эта шаверма обладает «удобным размером», так как «легко помещается в женский рот». Юрист увидела в этом намёк на оральный секс. В УФАС пока не подтвердили её подозрения, но компания «VЛАVАШЕ» поспешила убрать спорный лозунг с сайта. Будем надеяться, что все фотографии на фоне храмов они тоже спрятали, а то мало ли чего.