Общество
12:4730 ноября 2021

Секретный соус для женского рта: как петербургская шаверма угодила в секс-скандал

Шаверма — предмет городских легенд и мифов. А теперь в секретах её приготовления разбираются прокуратура и даже УФАС.
Фото: pexels.com

Шаверма, не щадящая чувств

О приключениях петербургской шавермы и её кузины шаурмы впору снимать сериал, который окажется не хуже «Игры в кальмара». Родственницы как будто соревнуются, кто из них станет героиней более дикого сюжета.

Руководитель игровой платформы Monstour из Петербурга Микаэл Саакянц захотел отведать знаменитой шавермы, а внутри под лавашом обнаружил нож. Позже оказалось, что это уволенный сотрудник мстил начальству. А шаурма в Перми буквально надругалась над чувствами верующих. Владелица заведения призвала посетителей «не быть ПП-мученицами» и «поддаться искушению без греха для фигуры». Слоганы сопроводили плакатом с обнажённой девушкой с нимбом и крыльями из шаурмы. Представители местной епархии РПЦ в ответ пригрозили заведению полицией и напомнили, что шаурма — мусульманское блюдо. Впрочем, в Москве в долгу не остались. Владельцы местного заведения оскорбили уже чувства верующих в коммунизм, назвав шаурму в честь Сталина и одев персонал в костюмы НКВД.

Петербуржец сломал зуб о шаверму, купленную в бистро на Балтийском вокзале. Сотрудников он решил наказать лично, похитив деньги из кассы. А координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкурматов случайно увидел, как в одном из заведений родной Москвы мясо для шаурмы повесили на вертел прямо в упаковочной пленке. На фото можно было увидеть, как полиэтилен плавится прямо на курятине. И все это инциденты, случившиеся сравнительно недавно.

Фото: Pavlo Gonchar/globallookpress.com
Фото: Pavlo Gonchar/globallookpress.com

Продолжать подобное перечисление можно долго, а банальным отравлениям или дракам в заведениях и вовсе нет числа. Но есть в интернете один текст, который стоит особняком. Хотя бы ввиду своей тиражируемости и непреходящей популярности.

Со ссылкой на некоего «Циничного журналиста» сообщается о том, что петербургский Роспотребнадзор готовит срочное постановление о запрете «ларёчных шаверм». По словам некоего источника, уже 130 горожан видели, как по ночам повара занимаются онанизмом и добавляют то, что получилось в результате этого процесса, в соус. Отмечается, что медики забрали на исследование образцы чесночного соуса из 124 заведений и в 38 из них обнаружили следы человеческого семени.

Несмотря на явно пародийный характер текста, большинство читателей обсуждают его на полном серьёзе. Несмотря на все эти ужасы, или благодаря им, популярность петербургской шавермы с годами не падает. В городе работают более 100 заведений, а местные политики требуют внести само слово «шаверма» в академические словари, составители которых пока почему-то отдают предпочтение московской «шаурме».

Ноу-хау ценой в 6 млн

Кажется, в очередном петербургском скандале на тему шавермы смешались все лучшие находки жанра. В центре внимание снова находится соус. А реклама продукта опять оскорбила чьи-то чувства. На этот раз речь идёт о сексизме, хотя при желании оскорбление верующих тоже можно отыскать, ведь в каждой женщине отразился образ Богородицы. На этом фоне спорят и ругаются бизнесмены, а один требует от другого 6 млн рублей. За то, что не рассказал всю правду о том самом соусе. Если добавить, что одна из сторон обратилась за юридической помощью к знаменитой «форумчаночке» с ПМЭФа Эльнаре Троицкой, прославившейся скандалом с участием Ксении Собчак, то получится идеальное комбо. Примерно как двойная шаверма на тарелке.

Фото: vlavasheinvest.ru
Фото: vlavasheinvest.ru

Итак, Сергей Шипилов год назад купил франшизу «VЛAVАШE» у другого петербургского предпринимателя Павла Крупина. Бизнес, увы, не задался, а убытки составили 6 млн рублей. Более того, неудачливому предпринимателю пришлось продать квартиру и залезть в кредиты, а теперь он, по словам юриста, вынужден работать в морге. И вообще браться за любой оплачиваемый труд.

Шипилов считает, что виновата не шаверма, а владелец франшизы, утаивший важный секрет. Франшиза — это такой способ бизнеса, когда человек платит компании за право использовать бренд и технологии. Например, по франшизе работают рестораны Burger King и KFC. Взамен покупатель перечисляет владельцу бренда паушальный взнос при заключении договора и процент с доходов от дальнейшей деятельности. Паушальный взнос Шипилов заплатил, а вот секрет производства знаменитой шавермы, по его словам, вопреки условиям договора, так и не получил. Предприниматель предположил, что секрет заключается как раз в соусе, потому что всё остальное «написано под шавермой».

— Я его (секрет — прим. ред.) не знаю. Соус — из чего он делается? Сколько там масла? Я вообще понятия не имею, — рассказал Шипилов корреспонденту 78.ru.
Сергей Шипилов/ Фото: 78.ru
Сергей Шипилов/ Фото: 78.ru

Учитывая, что шаверму целый год готовили прямо под носом у предпринимателя, это выглядит странным, но лишь на первый взгляд. По словам Шипилова, секрет производства шавермы знают лишь повара из Средней Азии, которых присылает сам франчайзер, то есть, компания «VЛАVАШЕ». В закрывшемся заведении, к примеру, работал «Шахурбек», а начальник у него Сардор.

— Если конфликт какой-то с поваром, он сразу говорит: звони Сардору, — рассказывает Шипилов.

В общем, вопрос о загадочном соусе остается открытым. Ещё, по словам бизнесмена, «лаваши приходили распечатанными без маркировок». Впрочем, про лаваши никаких особенно страшных слухов не ходит, так что, наверное, это менее важно.

Как обратить в рабство юрлицо

Впрочем, по словам Эльнары Троицкой, дело не только в соусе. По мнению юриста, её клиенту навязали «кабальные условия договора», да и сам документ «больше напоминает не лицензионный договор, а деятельность управляющей компании» или вообще рабство.

— Фактически по данному договору основатель имеет право всё выполнять, всё забирать и полностью контролировать деятельность данной точки. То есть, фактически он берёт в рабство данное юридическое лицо, — считает юрист.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

К примеру, франчайзи, как заявляет Троицкая, не вправе самостоятельно менять поставщиков. Он обязан делать заказы у тех компаний, которые навязал франчайзер. Ещё предприниматель должен был купить специальное программное обеспечение и передать пароли, дающие доступ к информации по расчётному счету, бухгалтеру Крупина. Также договор, по словам Троицкой, предполагает многочисленные крупные штрафы в отношении франчайзи. Например, если он слишком долго подписывает какой-то документ.

Поэтому, по мнению юриста, Шипилову просто пришлось письменно подтвердить, что он получил технологии производства шавермы, дающие конкурентное преимущество, а на самом деле взамен ему прислали «исключительно маркетинговые документы». Более того, сторона Шипилова считает, что никакого секрета, возможно, и нет, так как у Крупина отсутствует соответствующий патент. На тот самый соус и всё остальное.

— Таким образом, моим клиентом не был получен секрет производства. Он не знает, какой непосредственно рецепт секретный должен быть, — подчёркивает Троицкая.
 Эльнара Троицкая/ Фото: instagram.com/elnaratroitskaya
Эльнара Троицкая/ Фото: instagram.com/elnaratroitskaya

Ещё она считает, что Крупин не имел права продавать франшизу Шипилову, так как на момент сделки ещё не переоформил на своё имя товарный знак. Недоволен предприниматель и тем, что его заставляли втридорога покупать диван и мойку определённых марок.

— Вся деятельность напоминает рейдерский захват. Человек вкладывает денежные средства в ремонт помещения, которое он берёт без отделки, без каких-либо коммуникаций. Также вкладываются денежные средства в оборудование, согласно желанию Крупина. В определённой цветовой палитре. Определённые магазины поставщиков он выбирает. Работают непосредственно аффилированные лица, — утверждает Троицкая.

По словам юриста, с её клиента требовали регулярно перечислять доходы, но ресторан не взлетел, а потом в какой-то момент франчайзер закрыл его в принудительном порядке. При этом вложения обошлись в сумму, почти вдвое превышающую ту, что была заявлена изначально.

Работать, как Хабиб

30-летний основатель франшизы Павел Крупин видит ситуацию принципиально иначе. По его словам, в городе на таких же условиях у него работают около 25 точек, но заведение Шипилова — первое, которое пришлось закрыть. Предприниматель утверждает, что партнёру помогали, как могли, чтобы «сохранить ноль, как у Хабиба», а теперь он просто «перекладывает с себя ответственность».

— Недобросовестность предпринимателя привела к тому, что точка закрылась. Он с самого начала открылся с кассовым разрывом, ему не хватило денег на открытие, нам пришлось ему помогать, давать продукты в долг, — говорит Крупин.
Павел Крупин/ Фото: instagram.com/krupinpavel
Павел Крупин/ Фото: instagram.com/krupinpavel

Он утверждает, что после этого Шипилов начал задерживать платежи персоналу и поставщикам, а тень упала на всю франшизу, а ещё «высовывал деньги с оборота вместо того, чтобы закрывать долги», что и стало последней каплей. При этом Крупин утверждает, что с товарным знаком у компании всё в порядке, и он был зарегистрирован в 2019 году, а вот секретный соус действительно не запатентован, так как конкретные рецепты в принципе не принято патентовать, ибо добавив щепотку соли, можно получить новый вариант рецепта.

— Он говорит, что мы не передали ему ноу-хау, но у нас есть документы с печатью, подписями о том, что мы передаём ноу-хау, — настаивает Крупин.

Удивляет его и сумма ущерба. По его словам, на входе Шипилов заплатил 650 тыс., а все остальные средства он потратил на свою собственную точку. Основатель «VЛАVАШЕ» уверен, что обвинения «высосаны из пальца», а противоположная сторона ударилась в «хайп».

У Крупина есть романтическая история о родном бренде. По собственному признанию, он рос в бедной семье, поход в «Макдональдс» считался редким праздником, а шавермой предприниматель травился трижды и попадал в больницу Боткина. Тогда он решил изменить репутацию доступного, но не всегда самого надёжного продукта.

Павел Крупин/ Фото: instagram.com/krupinpavel
Павел Крупин/ Фото: instagram.com/krupinpavel

В общем, кто его знает, может, и правда весь секрет в соусе. Теперь в ситуации разбираются прокуратура, СК, Роспатент и УФАС. Причём, похоже, Троицкой уже удалось открыть счёт в матче. Она пожаловалась в антимонопольное ведомство на «сексистскую рекламу» шавермы на сайте Крупина. По мнению авторов рекламы, эта шаверма обладает «удобным размером», так как «легко помещается в женский рот». Юрист увидела в этом намёк на оральный секс. В УФАС пока не подтвердили её подозрения, но компания «VЛАVАШЕ» поспешила убрать спорный лозунг с сайта. Будем надеяться, что все фотографии на фоне храмов они тоже спрятали, а то мало ли чего.

БизнесСудЕдаРестораны
Новости партнеров