Культура
12:213 ноября 2021

Сериальный бум: в Петербурге прошла премьера «Седьмой симфонии» с Гуськовым и Боярской

Пока кинотеатры закрывают на время локдауна, новый «расцвет» начинается в мире сериалов. На экраны выходит многосерийная драма «Седьмая симфония», о съёмках которой 78.ru рассказали её создатели.
Фото: kinopoisk.ru

Возвращение советских традиций

Мини-сериалы или многосерийные фильмы были популярны в нашей стране ещё во времена СССР. Шедевры советского кино — такие, как оскароносная «Москва слезам не верит» или «Вокзал для двоих» снимали в формате коротких сериалов, что вызывало восторг у киноманов во всём мире. Традицию многосерийности в кино решили возродить режиссёр Александр Котт, а также продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов драмой «Седьмая симфония».

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Фильм расскажет всем известную историю исполнения «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, так сказать, «в лицах». В ленте речь пойдёт о музыкантах, которые хоть и трудились в тылу, но стали не менее значимыми героями в истории Второй мировой, чем фронтовики. В центре сюжета — дирижёр Карл Элиасберг, собравший своих артистов 9 августа в 1942-м в Ленинградской филармонии, чтобы сыграть легендарную композицию Шостаковича. Этому безмолвному «концерту» предшествовала огромная работа, начатая по поручению руководства страны. Ведь собрать талантливых музыкантов, способных сыграть столь сложное произведение в осаждённом городе было крайне непросто: кто-то умер от голода, а кто-то продолжал сражение на передовой. Об этом 78.ru рассказал режиссёр Александр Котт во время премьеры картины на «Ленфильме».

— Меня, прежде всего, поразил главный герой — Карл Элиасберг. Мы все знаем «Седьмую симфонию», знаем Шостаковича, но никто не знает человека, который исполнил эту симфонию в блокадном Ленинграде. Мне показалось, что важно об этом рассказать. Мне был интересен не герой, а те, кто рядом. Элиасберг он как бы рядом, незаметный герой, без него бы в городе не прозвучала эта симфония, и о ней бы так не говорили, — поделился Котт.

Меломан Гуськов и флейтистка Боярская

Идейным вдохновителем мини-сериала стал актёр и исполнитель главной роли Алексей Гуськов. Артист оказался самым настоящий меломаном, прекрасно разбирающимся в истории музыки — именно он поведал режиссёру Котту интересные подробности о Шостаковиче и легендарном исполнении «Седьмой симфонии» в тылу военных действий.

— Сам факт исполнения 9 августа 1942 года известен во всём мире, но вряд ли кто на улице назовёт оркестр, который её исполнил, имя дирижёра, имя первой скрипки, флейты и вообще расскажет путь, который прошли эти люди, и нам хотелось вернуть эту память. Я работаю и с Башметом, и с Федосеевым, участвую в их концертах как чтец. И я Сашу Котта позвал на один из концертов и посадил внутрь оркестра, сказал: посиди внутри, посмотри, для чего режиссёр нужен, какой это баланс и огромный труд, — рассказал Алексей Гуськов.

Съёмки картины проходили в исторических местах Петербурга — в центре города, старинных усадьбах и вблизи крупнейших соборов. Несмотря на то, что пандемия практически на год отложила съёмочный процесс, картину удалось создать довольно быстро, а подготовительный «коронавирусный» период создатели фильма потратили на поиск удачных локаций, а актёры — на шлифовку своих музыкальных способностей.

Кстати, все актёры, исполнившие роли, по условиям отбора должны были хотя бы немного владеть навыками игры на какой-либо инструменте. Сыгравший Всеволода Маночкина актёр Дмитрий Лукичёв семь лет учился в музыкальной школе игре на скрипке, однако успешно пройдя кастинг, выяснил, что должен сыграть виолончелиста. Артисту пришлось переучиваться игре на виолончели с помощью педагога из петербургской консерватории. Борис Смолкин, чтобы убедительно выглядеть в образе слепого ударника Валентина Чуркина, не только брал уроки музыки, но и практиковался быть незрячим.

— Я смотрел на больших артистов, как они играют слепых, а таких примеров в кинематографе, к счастью, много, я пытался учиться у них. И потом я не в первый раз в своей кинематографической жизни играю слепого, у меня был уже такой опыт, я не уверен, что удачный, в одной картине в Украине, когда я играл слепого лесника в военной истории. Что касается «Седьмой симфонии», большое спасибо великой музыке, которая мне лично очень помогла вжиться в роль. Когда я слушаю большую музыку, у меня начинает что-то в организме трепеть, колыхаться, у меня ощущение, что дальше уже ничего делать не надо, оно само как-то сделается, — поделился Смолкин.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Подготовленной к съёмкам оказалась и Елизавета Боярская, сыгравшая роль флейтистки Веры Преображенской: ведь ей помогло обучение на курсе театрального режиссёра Льва Додина и индивидуальные уроки знаменитого отца — Михаила Боярского.

— На курсе Додина оркестр — это обязательная дисциплина, и мы все играли на духовых инструментах, и мне досталась флейта. Я четыре года училась, поэтому для меня это было несложно. Конечно, была большая подготовка — у нас были коучи, музыкальные руководители, которые помогали нам разбирать партитуры. Я не могу сказать, что я сейчас раз — и сыграла всю «Седьмую симфонию», всё-таки я непрофессиональный музыкант, но в тех сценах, где это было возможно, я максимально играла сама, кроме четвёртой части — она совершенно виртуозна и в быстром темпе. Также я много репетировала и, честно говоря, замучила всю семью, потому что все бесконечно слушали «Седьмую симфонию», и папу подключала к работе — мне нужно было, чтобы кто-то показывал партитуру на фортепиано. Папа ставил ноты, показывал всё это на фортепиано, а я потом повторяла на флейте, старалась поймать ритм и учесть все нюансы. В общем, работа кипела и дома, и на площадке, — вспоминает Боярская.

И снова о войне

Жанр военной драмы стал практически родным для всего российского кино. Фильмы «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики» и другие стали подлинными образцами киноискусства 20-го века, реалистично отразившими события Великой Отечественной и честно рассказавшими о трагических судьбах людей. По мнению продюсера фильма Александра Роднянского, военная тематика всегда будет актуальна для нашего кино и всегда будет «трогать» сердца зрителей.

— Всё, что связано с войной — это основа нынешнего состояния общества и культурного кода народа. Это чрезвычайно важная система кодовых сигналов, которая объединяет людей разных политических, культурных и религиозных взглядов. К войне будут обращаться всегда и при разных обстоятельствах. Другое дело — мне кажется, что «Седьмая симфония» отличается от аналогичных военных драм, потому что главный герой — здесь оркестр и музыка. Мне кажется, что военные драмы до недавнего времени были связаны прежде всего с замечательными характерами людей, которые сражались. А здесь главные характеры — люди, которые не сражаются, но побеждают музыкой, потому что музыка позволяет победить — внутренне победить, — считает продюсер.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Дорога в Голливуд

Ориентация на зарубежный рынок в последние годы стала ключевой задачей для всех современных сериалов. Продажи на американские стриминговые платформы и популярные за рубежом телеканалы — фактически главная продюсерская задача. Роднянскому уже не раз удавалось продвигать свои фильмы и сериалы за границу — так, спродюсированные им фильмы Андрея Звягинцева получали награды крупнейших фестивалей, «Чернобыль» Данилы Козловского приобрёл Netflix, а драму Киры Коваленко «Разжимая кулаки» выдвинули на «Оскар» этого года. Продюсер уверен: похожая судьба ждёт и «Седьмую симфонию».

— Я убеждён, что у «Седьмой симфонии» абсолютно очевидный международный потенциал по одной причине: это — очень понятная, универсальная история. Это история о музыке, о преодолении, о людях, которые не сражаются на фронте, а сражаются в силе воли, в духе. Это победа духа, победа музыки над обстоятельствами, над врагом, над войной, над самой смертью. В этом смысле сериал не нужно переводить, расшифровывать, не надо объяснять, он понятен любому человеку в любой стране мира. Шостакович — поразительней композитор, его музыку знают во всем мире и, мне кажется, что сериал «Седьмая симфония» обречён быть показанным везде — надеюсь, что и быть популярным, — считает Роднянский.

Показ сериала пройдёт на телеканале «Россия», точная дата премьеры ещё не известна, но шоураннеры обещают представить «Седьмую симфонию» публике в самое ближайшее время.

КиноКультура ЗвездыМузыка
Новости партнеров