Почти полгода назад в Петербурге состоялось крупнейшее очное деловое событие мирового масштаба со времён начала пандемии – Международный экономический форум-2021. Мероприятие завершилось с огромным успехом: было подписано 890 различных деловых соглашений, общая сумма которых превысила 4 триллиона рублей.
При этом Петербург оказался на втором месте в рейтинге регионов, отметившихся высокими финансовыми результатами на ПМЭФ-2021: сумма инвестиционных и прочих соглашений нашего города составила более 600 миллиардов рублей. Большего достигла только Ленобласть – она смогла похвастаться поистине астрономической суммой 1 триллион 32 миллиарда рублей. Третье место заняла республика Карели, за ней следуют Краснодарский Край и Тульская область.
Следующий Петербургский экономический форум станет юбилейным – в 2022 году, если позволит эпидемиологическая обстановка, он состоится в 25 раз. В начале октября были объявлены даты проведения юбилейного ПМЭФ: 15-18 июня 2022 года. Сейчас же в Петербурге продолжают последовательно воплощаться в жизнь планы и стратегии соглашений, подписанных на форуме в июне 2021 г.
Среди этих планов – строительство нового терминала в аэропорту Пулково. Соглашение о строительстве второй очереди петербургского аэропорта было заключено на ПМЭФ, предполагается, что новый терминал увеличит пропускную способность Пулково до 40 миллионов пассажиров в год. В 2019 году, до начала ограничений, связанных с пандемией, пассажиропоток нашего аэропорта составлял 20 миллионов человек в год. Как видим, обновление ожидается весьма масштабное.
1 сентября стало известно о подписании договора на строительство нового автобусного парка на 400 электробусов в Петербурге. Современный парк будет построен к 2024 году по примеру новейших парков электробусов Европы и станет уникальным для страны транспортным проектом. Впервые же макет парка был представлен именно на ПМЭФ-2021.
Наконец, в августе текущего года на волю отпустили краба Юру – неофициальный символ стенда Мурманской области на Петербургском экономическом форуме. После ПМЭФ метровый краб Юра успел побывать на международном арктическом фестивале «Териберка», где приветствовал гостей из аквариума, а позже был торжественно отпущен в море.
На экономическом форуме поднимались важные вопросы из самых разных сфер, от культуры и туризма до экономики. И, конечно, именно экономическим проблемам и их решениям было уделено особо пристальное внимание. Пандемия коронавируса в 2020 году нанесла экономике России серьёзный ущерб: малый и средний бизнес понёс огромные убытки, закрылось большое количество ресторанов, салонов красоты и магазинов, многие люди остались без работы. Однако Петербургский экономический форум 2021 года стал для нашей страны символом возрождения экономики после ощутимого спада.
Именно на ПМЭФ заключаются самые серьёзные сделки и подписываются самые важные договоры. А суммы соглашений, подписанных на ПМЭФ-2021, мы уже озвучили выше – и они по-настоящему впечатляют. Конечно, давать экономические прогнозы – дело опасное и неблагодарное, но уже сейчас можно сказать, что экономические показатели в нашей стране по итогам текущего года будут однозначно лучше показателей 2020. А может быть, даже превзойдут цифры предпандемийного 2019.
Предполагаемый рост ВВП России в текущем году, по оценкам Минэкономразвития и Банка России, может достичь 4,5%. И это подтверждает, что российская экономика справилась с испытаниями коронавирусной эпохи достойно. Одним из важных показателей этого успеха, без сомнения, является бесперебойная работа энергетического сектора. Отечественная энергетика справилась со всеми сложностями коронавирусной эпохи, обеспечив людей светом и другими благами электроэнергии на должном уровне.
Конечно, не всё было идеально гладко – так в реальной жизни, а, тем более, в условиях глобального изменения условий жизни и работы, не бывает. За 2020 год потребление электроэнергии в России немного сократилось – на 2,3%. Тем не менее, уже в первом полугодии 2021 года оно ощутимо выросло даже по сравнению с последним годом допандемийной эпохи – 2019. Рост составил 2,2%.
Вопросы энергетики в наше время неразрывно связаны с проблемами экологии. Строительство того же инновационного парка для электробусов, макет которого был представлен на ПМЭФ, станет ещё одним шагом к увеличению экологичности транспортной сети в городе. За счёт чего? Конечно, за счёт замены бензина и дизеля электричеством.
Вектор на такую замену, на замещение традиционного топлива более экологически чистыми источниками энергии давно взят во всём цивилизованном мире. К примеру, Норвегия уже давно проводит активную политику замещения личного транспорта с двигателями внутреннего сгорания на электрокары.
На данный момент в Норвегии почти 80% продаж новых авто приходится на электрокары. А в 2020 году Норвегия стала первой в мире страной, которая продала больше электромобилей, чем авто на ДВС. В прошлом году в стране было продано более 76 тысяч электромобилей. Планы у правительства этой страны поистине масштабные: уже к 2025 году здесь планируется запретить продажи автомобилей на углеродном топливе и полностью перейти на электрический транспорт.
В России такой вариант в столь сжатые сроки, конечно, вряд ли возможен – как минимум ввиду масштабов нашей страны. Построить столько станций подзарядки у нас достаточно трудно. Да и стоимость электрокаров для отечественного покупателя пока, мягко говоря, кусается. Тем не менее, продажи электромобилей растут год от года и у нас. Так, за первые пять месяцев 2021 года в России было продано 650 электрокаров, что в семь раз больше, чем за тот же период 2020 года, и в 5,5 раза больше, чем за январь-май 2019 г.
Если же говорить о мировых тенденциях, то они совершенно аналогичные: за первые полгода 2021 г. продажи электрокаров в мире увеличились на 168%. По прогнозам экспертов, продажи электрокаров на всей планете за текущий год составят 6,4 миллиона штук.
Увеличение популярности электромобилей – лишь один из заметных обычному человеку маркеров глобальной мировой тенденции замены углеродного топлива электричеством и другими, более экологически чистыми источниками энергии. Для России, где важнейшей статьёй экономики является торговля нефтью, следование этой тенденции является довольно сложным и болезненным. Тем не менее, игнорировать эти тренды в энергетике невозможно.
Население планеты растёт невероятными темпами. Если всего 60 лет назад, в 1960 году людей на Земле насчитывалось всего 3 миллиарда, то 10 лет назад, в 2011 году эта цифра достигла 7 миллиардов. Сейчас же она вплотную приблизилась к 8 миллиардам. Эксперты по-разному оценивают потенциальный рост населения Земли в будущем: одни предполагают, что к началу XXII века нас будет уже 12,3 миллиарда, другие считают, что численность людей начнёт снижаться, достигнув отметки 9,7 миллиарда.
В любом случае, в ближайшие десятилетия нас ждёт продолжение роста количества землян. А это значит, что с каждым годом увеличивается и нагрузка на экономику, в том числе – энергетику. Ведь каждому человеку необходимы свет в доме и доступ к прочим благам цивилизации. Помимо этого, растёт и нагрузка на сельское хозяйство – чем больше людей нужно прокормить, тем больше необходимо затратить на это энергии.
При этом растёт и количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Помимо того CO2, что выделяет сам человек, речь идёт и о побочных эффектах животноводства: коровы, в конце концов, тоже дышат, а также выделяют метан. Одно животное выделяет в день до 500 литров метана, который является побочным эффектом ее пищеварительных процессов. В Новой Зеландии 90 % метана образуется именно в результате жизнедеятельности скота. И всё это приводит к усилению парникового эффекта.
В таком контексте забота об окружающей среде и замена ископаемых источников топлива возобновляемыми и экологически чистыми становятся особенно важными пунктами современной повестки дня. Экологические требования растут сейчас во всём мире. К примеру, в США на данный момент просто невозможно прокатиться на автомобиле, выпущенном полвека назад, не произведя его серьёзный апгрейд, ведь старые авто выделяют намного больше вредных выхлопов, чем современные.
Глобальная тенденция по смене углеродных видов топлива экологически чистыми – это мировой энергетический переход. Ранее человечество перешло от использования дров к каменному углю, затем на смену последнему пришли нефть и, частично, газ. Мировой энергопереход – разумеется, мероприятие крайне непростое и очень длительное, но нет сомнений, что он уже давно идёт и однажды осуществится полностью.
Крупнейшие поставщики электроэнергии, такие, как РУСЭНЕРГОСБЫТ, находятся в авангарде этих изменений. Российская энергосбытовая компания активно продвигает механизмы, позволяющие сделать потребление электричества максимально рациональным. Среди них, например, разработка накопителей энергии – своеобразных «батареек», способных сохранять электричество в промышленных масштабах.
До появления технологии накопителей энергии вся неиспользованная сразу электроэнергия просто пропадала зря. Это приводило к серьёзным лишним тратам ресурсов. Теперь же излишки можно сохранять и использовать позже – тогда, когда это действительно нужно.
Энергопереход в XXI веке включает в себя четыре основных элемента: цифровизацию, децентрализацию, увеличение энергетической эффективности и декарбонизацию, то есть курс на уменьшение выбросов углерода. И декарбонизация должна учитываться в том числе и владельцами бизнеса. Эта тема также затрагивалась на ПМЭФ.
Для бизнеса во всём мире вводятся критерии ESG – то есть критерии экологического, социального и корпоративного управления (от английского Environmental, Social, and Corporate Governance). Это характеристики, которые отражают вовлечённость компании в решение проблем экологического и социального характера, а также проблем управления.
На данный момент в мире существуют ESG-рейтинги и ESG-агентства, которые присваивают эти рейтинги компаниям. Бизнес с высоким ESG-рейтингом, то есть более ориентированный на сохранение экологии и социальную помощь людям, в западных странах может рассчитывать на более масштабные инвестиции и прочие серьёзные преференции. Россия сегодня также двигается по пути внедрения ESG-критериев. В середине октября Независимое европейское рейтинговое Агентство RAEX-Europe обновило ESG рэнкинг российских компаний, который охватывает 150 российских компаний. В первую пятерку вошли: ОАО «Полиметалл», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Энел Россия» и ОАО «РЖД».
Помимо прочих инноваций, компания «РУСЭНЕРГОСБЫТ» активно занимается внедрением такой новой технологии в энергетике, как управление спросом на электроэнергию. Это ещё один из механизмов, позволяющих уменьшить потери в энергетическом секторе и увеличить эффективность производства электричества.
Суть этого механизма довольно проста: в периоды, когда нагрузка на энергетическую систему особенно велика, компания-агрегатор (в данном случае – именно «РУСЭНЕРГОСБЫТ») уведомляет потребителя о необходимости снизить количество используемой электроэнергии. За это потребитель получает от агрегатора вознаграждение, а вся сеть работает без перебоев и других проблем.
В таком крупном городе, как Петербург, где располагается большое количество крупных производств, возможности по управлению спросом открываются действительно огромные. «Обкатанные» в нашем городе новые механизмы затем можно внедрять и в других регионах страны, в том числе на крупнейших промышленных предприятиях.
Управление спросом – одна из тех инноваций, что позволяют всей стране двигаться по пути энергоперехода и других современных экономических тенденций. Поэтому не удивительно, что в первую очередь она применяется в Петербурге – городе, уже много лет принимающем гостей со всего мира на Международном экономическом форуме.