Прямой эфир

Итоги ПМЭФ-2021 спустя пять месяцев: воплощение в жизнь июньских соглашений в Петербурге

Маргарита Звягинцева
27 октября 2021, 13:08
Петербургский международный экономический форум 2021 года стал для Петербурга, да и для всего мира, знаковым событием. Несмотря на пандемию, было подписано множество важных соглашений, которые уже несколько месяцев последовательно воплощаются в жизнь
Фото: пресс-служба РОСКОНГРЕСС

Новости ПМЭФ к октябрю: от электробусов до судьбы краба Юры

Почти полгода назад в Петербурге состоялось крупнейшее очное деловое событие мирового масштаба со времён начала пандемии – Международный экономический форум-2021. Мероприятие завершилось с огромным успехом: было подписано 890 различных деловых соглашений, общая сумма которых превысила 4 триллиона рублей.

При этом Петербург оказался на втором месте в рейтинге регионов, отметившихся высокими финансовыми результатами на ПМЭФ-2021: сумма инвестиционных и прочих соглашений нашего города составила более 600 миллиардов рублей. Большего достигла только Ленобласть – она смогла похвастаться поистине астрономической суммой 1 триллион 32 миллиарда рублей. Третье место заняла республика Карели, за ней следуют Краснодарский Край и Тульская область.

Следующий Петербургский экономический форум станет юбилейным – в 2022 году, если позволит эпидемиологическая обстановка, он состоится в 25 раз. В начале октября были объявлены даты проведения юбилейного ПМЭФ: 15-18 июня 2022 года. Сейчас же в Петербурге продолжают последовательно воплощаться в жизнь планы и стратегии соглашений, подписанных на форуме в июне 2021 г.

Среди этих планов – строительство нового терминала в аэропорту Пулково. Соглашение о строительстве второй очереди петербургского аэропорта было заключено на ПМЭФ, предполагается, что новый терминал увеличит пропускную способность Пулково до 40 миллионов пассажиров в год. В 2019 году, до начала ограничений, связанных с пандемией, пассажиропоток нашего аэропорта составлял 20 миллионов человек в год. Как видим, обновление ожидается весьма масштабное.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

1 сентября стало известно о подписании договора на строительство нового автобусного парка на 400 электробусов в Петербурге. Современный парк будет построен к 2024 году по примеру новейших парков электробусов Европы и станет уникальным для страны транспортным проектом. Впервые же макет парка был представлен именно на ПМЭФ-2021.

Наконец, в августе текущего года на волю отпустили краба Юру – неофициальный символ стенда Мурманской области на Петербургском экономическом форуме. После ПМЭФ метровый краб Юра успел побывать на международном арктическом фестивале «Териберка», где приветствовал гостей из аквариума, а позже был торжественно отпущен в море.

Отечественная экономика против пандемии

На экономическом форуме поднимались важные вопросы из самых разных сфер, от культуры и туризма до экономики. И, конечно, именно экономическим проблемам и их решениям было уделено особо пристальное внимание. Пандемия коронавируса в 2020 году нанесла экономике России серьёзный ущерб: малый и средний бизнес понёс огромные убытки, закрылось большое количество ресторанов, салонов красоты и магазинов, многие люди остались без работы. Однако Петербургский экономический форум 2021 года стал для нашей страны символом возрождения экономики после ощутимого спада.

Именно на ПМЭФ заключаются самые серьёзные сделки и подписываются самые важные договоры. А суммы соглашений, подписанных на ПМЭФ-2021, мы уже озвучили выше – и они по-настоящему впечатляют. Конечно, давать экономические прогнозы – дело опасное и неблагодарное, но уже сейчас можно сказать, что экономические показатели в нашей стране по итогам текущего года будут однозначно лучше показателей 2020. А может быть, даже превзойдут цифры предпандемийного 2019.

Фото: пресс-служба Петербургского международного экономического форума
Фото: пресс-служба Петербургского международного экономического форума

Предполагаемый рост ВВП России в текущем году, по оценкам Минэкономразвития и Банка России, может достичь 4,5%. И это подтверждает, что российская экономика справилась с испытаниями коронавирусной эпохи достойно. Одним из важных показателей этого успеха, без сомнения, является бесперебойная работа энергетического сектора. Отечественная энергетика справилась со всеми сложностями коронавирусной эпохи, обеспечив людей светом и другими благами электроэнергии на должном уровне.

Конечно, не всё было идеально гладко – так в реальной жизни, а, тем более, в условиях глобального изменения условий жизни и работы, не бывает. За 2020 год потребление электроэнергии в России немного сократилось – на 2,3%. Тем не менее, уже в первом полугодии 2021 года оно ощутимо выросло даже по сравнению с последним годом допандемийной эпохи – 2019. Рост составил 2,2%.

Энергетика и экология: тренды XXI века

Вопросы энергетики в наше время неразрывно связаны с проблемами экологии. Строительство того же инновационного парка для электробусов, макет которого был представлен на ПМЭФ, станет ещё одним шагом к увеличению экологичности транспортной сети в городе. За счёт чего? Конечно, за счёт замены бензина и дизеля электричеством.

Вектор на такую замену, на замещение традиционного топлива более экологически чистыми источниками энергии давно взят во всём цивилизованном мире. К примеру, Норвегия уже давно проводит активную политику замещения личного транспорта с двигателями внутреннего сгорания на электрокары.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

На данный момент в Норвегии почти 80% продаж новых авто приходится на электрокары. А в 2020 году Норвегия стала первой в мире страной, которая продала больше электромобилей, чем авто на ДВС. В прошлом году в стране было продано более 76 тысяч электромобилей. Планы у правительства этой страны поистине масштабные: уже к 2025 году здесь планируется запретить продажи автомобилей на углеродном топливе и полностью перейти на электрический транспорт.

В России такой вариант в столь сжатые сроки, конечно, вряд ли возможен – как минимум ввиду масштабов нашей страны. Построить столько станций подзарядки у нас достаточно трудно. Да и стоимость электрокаров для отечественного покупателя пока, мягко говоря, кусается. Тем не менее, продажи электромобилей растут год от года и у нас. Так, за первые пять месяцев 2021 года в России было продано 650 электрокаров, что в семь раз больше, чем за тот же период 2020 года, и в 5,5 раза больше, чем за январь-май 2019 г.

Если же говорить о мировых тенденциях, то они совершенно аналогичные: за первые полгода 2021 г. продажи электрокаров в мире увеличились на 168%. По прогнозам экспертов, продажи электрокаров на всей планете за текущий год составят 6,4 миллиона штук.

Человечество против окружающей среды: как выжить всем и не уничтожить планету?

Увеличение популярности электромобилей – лишь один из заметных обычному человеку маркеров глобальной мировой тенденции замены углеродного топлива электричеством и другими, более экологически чистыми источниками энергии. Для России, где важнейшей статьёй экономики является торговля нефтью, следование этой тенденции является довольно сложным и болезненным. Тем не менее, игнорировать эти тренды в энергетике невозможно.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Население планеты растёт невероятными темпами. Если всего 60 лет назад, в 1960 году людей на Земле насчитывалось всего 3 миллиарда, то 10 лет назад, в 2011 году эта цифра достигла 7 миллиардов. Сейчас же она вплотную приблизилась к 8 миллиардам. Эксперты по-разному оценивают потенциальный рост населения Земли в будущем: одни предполагают, что к началу XXII века нас будет уже 12,3 миллиарда, другие считают, что численность людей начнёт снижаться, достигнув отметки 9,7 миллиарда.

В любом случае, в ближайшие десятилетия нас ждёт продолжение роста количества землян. А это значит, что с каждым годом увеличивается и нагрузка на экономику, в том числе – энергетику. Ведь каждому человеку необходимы свет в доме и доступ к прочим благам цивилизации. Помимо этого, растёт и нагрузка на сельское хозяйство – чем больше людей нужно прокормить, тем больше необходимо затратить на это энергии.

При этом растёт и количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Помимо того CO2, что выделяет сам человек, речь идёт и о побочных эффектах животноводства: коровы, в конце концов, тоже дышат, а также выделяют метан. Одно животное выделяет в день до 500 литров метана, который является побочным эффектом ее пищеварительных процессов. В Новой Зеландии 90 % метана образуется именно в результате жизнедеятельности скота. И всё это приводит к усилению парникового эффекта.

В таком контексте забота об окружающей среде и замена ископаемых источников топлива возобновляемыми и экологически чистыми становятся особенно важными пунктами современной повестки дня. Экологические требования растут сейчас во всём мире. К примеру, в США на данный момент просто невозможно прокатиться на автомобиле, выпущенном полвека назад, не произведя его серьёзный апгрейд, ведь старые авто выделяют намного больше вредных выхлопов, чем современные.

Механизмы экономного и экологичного использования электроэнергии

Глобальная тенденция по смене углеродных видов топлива экологически чистыми – это мировой энергетический переход. Ранее человечество перешло от использования дров к каменному углю, затем на смену последнему пришли нефть и, частично, газ. Мировой энергопереход – разумеется, мероприятие крайне непростое и очень длительное, но нет сомнений, что он уже давно идёт и однажды осуществится полностью.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Крупнейшие поставщики электроэнергии, такие, как РУСЭНЕРГОСБЫТ, находятся в авангарде этих изменений. Российская энергосбытовая компания активно продвигает механизмы, позволяющие сделать потребление электричества максимально рациональным. Среди них, например, разработка накопителей энергии – своеобразных «батареек», способных сохранять электричество в промышленных масштабах.

До появления технологии накопителей энергии вся неиспользованная сразу электроэнергия просто пропадала зря. Это приводило к серьёзным лишним тратам ресурсов. Теперь же излишки можно сохранять и использовать позже – тогда, когда это действительно нужно.

Энергопереход в XXI веке включает в себя четыре основных элемента: цифровизацию, децентрализацию, увеличение энергетической эффективности и декарбонизацию, то есть курс на уменьшение выбросов углерода. И декарбонизация должна учитываться в том числе и владельцами бизнеса. Эта тема также затрагивалась на ПМЭФ.

Для бизнеса во всём мире вводятся критерии ESG – то есть критерии экологического, социального и корпоративного управления (от английского Environmental, Social, and Corporate Governance). Это характеристики, которые отражают вовлечённость компании в решение проблем экологического и социального характера, а также проблем управления.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

На данный момент в мире существуют ESG-рейтинги и ESG-агентства, которые присваивают эти рейтинги компаниям. Бизнес с высоким ESG-рейтингом, то есть более ориентированный на сохранение экологии и социальную помощь людям, в западных странах может рассчитывать на более масштабные инвестиции и прочие серьёзные преференции. Россия сегодня также двигается по пути внедрения ESG-критериев. В середине октября Независимое европейское рейтинговое Агентство RAEX-Europe обновило ESG рэнкинг российских компаний, который охватывает 150 российских компаний. В первую пятерку вошли: ОАО «Полиметалл», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Энел Россия» и ОАО «РЖД».

Управление спросом – ещё один инновационный механизм в энергетике

Помимо прочих инноваций, компания «РУСЭНЕРГОСБЫТ» активно занимается внедрением такой новой технологии в энергетике, как управление спросом на электроэнергию. Это ещё один из механизмов, позволяющих уменьшить потери в энергетическом секторе и увеличить эффективность производства электричества.

Суть этого механизма довольно проста: в периоды, когда нагрузка на энергетическую систему особенно велика, компания-агрегатор (в данном случае – именно «РУСЭНЕРГОСБЫТ») уведомляет потребителя о необходимости снизить количество используемой электроэнергии. За это потребитель получает от агрегатора вознаграждение, а вся сеть работает без перебоев и других проблем.

В таком крупном городе, как Петербург, где располагается большое количество крупных производств, возможности по управлению спросом открываются действительно огромные. «Обкатанные» в нашем городе новые механизмы затем можно внедрять и в других регионах страны, в том числе на крупнейших промышленных предприятиях.

Фото: пресс-служба Петербургского международного экономического форума
Фото: пресс-служба Петербургского международного экономического форума

Управление спросом – одна из тех инноваций, что позволяют всей стране двигаться по пути энергоперехода и других современных экономических тенденций. Поэтому не удивительно, что в первую очередь она применяется в Петербурге – городе, уже много лет принимающем гостей со всего мира на Международном экономическом форуме.