Нормальные люди идут в переписчики, убогие — в волонтёры, саботажники ждут отчисления. Из-за этой фразы профессора, адресованной студентам, руководство СПбГУ отстранило его от исполнения обязанностей первого замдекана экономического факультета. По понятным причинам такое высказывание вызвало широкий общественный резонанс. Тем не менее, часть студентов и преподавателей считают, что меры, принятые к профессору, слишком суровые, а сама фраза была вырвана из контекста и была связана с желанием администрации вуза в принудительном порядке обязать студентов участвовать в предстоящей переписи населения вместо прохождения профильной практики.
Скандал в университете разгорелся из-за публикации в СМИ частной переписки в социальных сетях. Студенты на контакт в открытую теперь идти не хотят. Руководство старейшего петербургского университета от комментариев тоже отказывается. Там ограничились сообщением, что доцент — автор громкой фразы — уже отстранён от обязанностей первого замдекана экономического факультета.
«Нормальные люди идут в переписчики, убогие — в волонтёры». Эта фраза не предназначалась для широкой аудитории. Как говорят студенты, профессор произнёс её в ответ на недовольство аудитории, якобы администрация вуза в добровольно-принудительном порядке обязывала учащихся третьих курсов вместо профильной практики идти в переписчики.
— Юрий Николаевич — это человек, который всегда работает за идею, поддерживает настроение университета, задачи, которые перед ни ставятся, и на самом деле вот в этой беседе со студентами и в начале, и в середине (я просто присутствовал, он реально пытался донести, что есть как бы задача, которую хотелось бы делать, — отметил один из студентов.
Задача — это соглашение, которое руководство СПбГУ заключило с управлением службы госстатистики по Петербургу и Леноласти, что предоставит ведомству переписчиков для предстоящей переписи. Это студенты третьих курсов множества гуманитарных специальностей.
— На федеральном уровне была обозначена задача, что петербургский университет, очень бы хотелось, чтобы предоставил, если не ошибаюсь, тысячу студентов на проведение переписи, то, естественно, администрация прикладывает усилия, — считает один из студентов.
Участие в переписи будущих журналистов, историков, философов, экономистов вместо профильной практики вызвало волнение в студенческом сообществе.
— Учёбу отменять и переносить не планируется: в видео заседания преподавателей было объявлено, что ученики месяц будут работать после учёбы, в выходные и праздники. Корректировка учебного плана не ставится. Заявления и просьбы перевести данную практику на добровольный режим и позволить ученикам, как и в предыдущих семестрах, выбрать подходящую для обучения на соответствующих факультетах практику были проигнорированы. Никаких чётких ответов и причин получено не было. Только ссылки на приказ, некие призрачные намёки на договорённость с росстатом и т. д., — гласит цитата студента с портала «Живой журнал».
Этот же вопрос — насколько вообще законна такая добровольно-принудительная практика — студенты задавали и на зум-конференции проректору по учебной работе, но однозначного ответа не получили.
— Это обязательно или нет? Да или нет? Для того, чтобы сейчас точно ответить на этот вопрос, я должна видеть, о какой практике какого курса и какой образовательной программы идёт речь. Те, с кем будут заключены договоры — для них это будет обязательно. И они в этой практике будут участвовать и получат зачёт по этой практике, — подчеркнула проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Студентам, кто сразу решился пойти на практику на перепись, в Петростате обещали зарплату в 18-20 тысяч рублей за месяц поквартирных обходов. Вот только, как говорят студенты, администрация вуза не учла льготные категории учащихся: сироты, инвалиды, малоимущие. Им бы пришлось либо отказываться от социальной стипендии, либо работать за бесплатно, побыть волонтёрами. Именно с этим и была связана громкая фраза доцента Юрия Гузова.
— Я хочу сказать, Юра, не говори красиво, а перед тем как говорить, или формулировать эти искусственные фразы — неплохо бы было ещё и подумать, — убеждён председатель президиума Балтийской коллегии адвокатов, выпускник ЛГУ Юрий Новолодский.
Юрий Новолодский — известный адвокат и выпускник петербургского университета. Он считает, что угрожать отчислением тем, кто не хочет добровольно участвовать в переписи населения взамен профильной практики в корне неправильно. А к преподавателю, который позволяет себе такие формулировки стоит присмотреться. Тем не менее, адвокат, которому по долгу службы приходилось больше 4 десятков лет участвовать в сложнейших судебных разбирательствах, призывает досконально разобраться в ситуации.
— Этот момент никого не интересует, что у студентов могут возникнуть проблемы. Они просто боятся, чтобы у них, как у руководителей университета, не возникло проблем. Если требуется энное количество лиц, с помощью которых будет проводиться перепись, надо обеспечить во что бы то ни стало, иначе тебя отнесут к неэффективным управленцам, — пояснил Новолодский.
Саму фразу — источник университетского скандала — все эксперты, конечно, осуждают. На счету волонтёров, например, «Ночлежки» множество историй, когда людей удалось вернуть в социальную среду. У волонтёров организации по поиску людей «Лизы Алерт» — сотни найденных потеряшек. Без добровольной помощи петербуржцев властям во время пандемии жертв ковида было бы больше в разы. Список можно продолжать долго.
— Это наша категория волонтёров — студентов от 18 и до 30 лет, многие учатся в разное время, вклад огромен. Многие студенты — они хоть и сами, так скажем, не богаты, — но они даже во время пандемии опять же целыми группами или волонтёрскими отрядами в вузах собирали продукты для продуктовых наборов, собирали средства для пожертвований, — подчеркнула руководитель благотворительного фонда «Добродомик» Галина Синичкина.
За некорректную фразу доцент факультета ответственность уже понёс. Почему руководители вуза не учли льготников, и действительно ли в ректорате в рамках исполнения соглашения с чиновниками пытались обязать студентов принудительно участвовать в переписи — вопрос открытый. Но эксперты уверяют: раз разговор об этом вышел в публичную плоскость — теперь такого точно произойти не должно.