Прямой эфир

Три интриги первого бюджета нового состава Заксобрания

Александр Саблин
15 октября 2021, 15:34
Человек лучше всего познаётся в минуты опасности, а депутат — во время работы над бюджетом. Это самый рискованный документ, который раз в созыв отправляет одного из парламентариев в тюрьму. Что же там на этот раз?

Будущее депутатской поправки

Работа над законами о бюджете последних лет неизменно проходила под знаменем экономии. Цифры приходилось оптимизировать то по причине очередного кризиса, то ради сокращения долговой нагрузки, то в связи с пандемией COVID-19. Впервые за долгое время депутатам предстоит пройти испытание оптимизмом. В городской парламент практически одновременно поступили из Смольного два документа. Один из них корректирует бюджет текущего года, доходы в нём вырастут в сравнении с ранее утверждёнными показателями на 130,8 млрд рублей. При этом ожидается, что в 2022 году доходная часть даже в сравнении с получившимся результатом увеличится ещё почти на 100 млрд или на 12% и достигнет 874 млрд рублей. Именно такие параметры заложены в бюджет на 2022—2024 годы.

Не является ли такой оптимизм самообманом? В Комитете финансов прибавку объясняют двумя причинами. Во-первых, экономика города быстро восстанавливается после «ковидного» провала. Текущие показатели, связанные с ростом налоговых поступлений, позволяют смотреть в будущее чуть увереннее. Основные источники налоговых поступлений — налог на доходы физических лиц (363,2 млрд) и налог на прибыль организаций (269 млрд). При этом если поступления от НДФЛ в 2022 году предположительно вырастут на 8,6%, то бизнес должен дать на четверть больше. И здесь мы подходим ко второй причине. Это перерегистрация «Газпрома» в Петербурге. По словам главы Комитета финансов Алексея Корабельникова, ежегодная прибавка может составить 40 млрд рублей. Чиновник не раз оговаривался, что это консервативный прогноз, при этом известно, что в московский бюджет в 2019 году компания отправила в два с лишним раза больше указанной суммы.

Фото: пресс-служба комитета финансов Санкт‑Петербурга
Фото: пресс-служба комитета финансов Санкт‑Петербурга

Как гласит одна древняя мудрость, большие деньги несут большие проблемы. Приходится, например, больше думать, куда их потратить. Порой в голову приходят не самые лучшие идеи. Депутат пятого созыва Светлана Нестерова и депутат шестого созыва Роман Коваль не дадут соврать. Неудачные поправки в бюджет обернулись для них потерей свободы.

Расходы в 2022 году оценили в 918 млрд, а за три года они составят 3 трл рублей. Предполагается, что 20% расходов теперь будет направлено на развитие. В основном, речь идёт о строительстве социальных и инфраструктурных объектов. Например, бюджет предполагает появление 71 новой школы, 128 детских садов и 21 офиса врачей общей практики. В целом же адресная инвестиционная программа уже в 2022 году вырастет в полтора раза и достигнет 133 млрд.

Различные комитеты Смольного не оставляют надежд получить дополнительные средства на различные нужды. Общая доппотребность составила 260 млрд. Кому-то, возможно, ещё повезёт, но большинство просящих постигнет разочарование.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Традиционно активное участие в работе над бюджетом принимают и петербургские депутаты. Именно коллективная депутатская поправка и приводила в прошлом парламентариев к проблемам с законом. Годами её критиковали за непрозрачность и анонимность, но в изменённом виде лазейка, чреватая пагубными соблазнами, сохранялась из года в год. После выборов состав петербургского парламента изменился более, чем на половину. В бюджетно-финансовом комитете теперь новый председатель. Приведёт ли это к новым, более прозрачным, безопасным и эффективным подходам к работе над бюджетом, покажет время.

Куда заведёет метро?

Петербург снова займётся развитием метрополитена. Не секрет, что в последнее время работы шли не слишком активно. Виной тому не только пандемия, но и проблемы с основным подрядчиком «Метростроем». Теперь на смену ему придёт новая компания, созданная при помощи ВТБ. В будущее в Смольном смотрят с оптимизмом. Согласно нынешнему тексту закона о бюджете, в 2022 году на метро будет выделено 28 млрд рублей вместо 15, в 2023 будет уже 33,9, а в 2024 — ещё 32. По словам главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрея Левитина, этих средств должно хватить для открытия трёх новых станций — «Горного института» на оранжевой ветке, а также «Путиловской» и «Юго-Западной» на коричневой ветке.

Однако сейчас известно, что это не окончательные цифры. Губернатор Александр Беглов дал поручение увеличить ежегодные расходы на развитие метро до 50 млрд рублей. За три года планируется потратить 150 млрд. К 2032 году в Петербурге должны появиться сразу 10 новых станций. Кроме тех, что были названы, это «Театральная», «Яхтенная», Планерная», «Шуваловский проспект», «Броневая», «Заставская», «Кудрово», «Боровая» и «Каретная».

Фото: пресс-служба Петербургского Метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского Метрополитена

Острые языки шутят, что мэр Москвы Сергей Собянин к тому времени протянет третью кольцевую линию, которая как раз пройдёт через Петербург. Опыт последних лет подталкивает людей к пессимизму. Однако параметры бюджета 2022 года точно существенно уже не изменятся, то есть, основания для лучших надежд тоже есть. При этом любопытно, в какой пропорции «прибавку» распределят между строящимися станциями и прогонами.

Как изменятся тарифы?

Стоимость проезда в 2022 году скорее всего вырастет, однако прибавка должна уложиться в уровень инфляции. Тарифы зависят от размера субсидии, которую город выделяет перевозчикам. За счёт этой суммы они компенсируют потери, связанные с тем, что нынешняя стоимость проезда не позволяет обеспечить все расходы. К примеру, «Петербургский метрополитен» дополнительно получит 21,5 млрд, чуть больше на двоих выделят «Пассажиравтотрансу» и «Горэлектротрансу», отвечающим за автобусы, троллейбусы и трамваи.

Авторы документа исходят из того, что жетоны и проезд в наземном транспорте подорожают на два рубля. Причём вне зависимости от того, идёт ли речь о разовой поездке или использовании «Подорожника». То есть, в процентном отношении нагрузка на обладателей проездных вырастет сильнее, но в целом прибавка должна составить 4%.

Однако цифры эти неокончательные. Точно известно лишь одно — скорее всего они будут меняться только вместе с размером субсидий. Вряд ли мы в ближайшее время столкнемся с резким ростом пассажиропотока.

Фото: пресс-служба Петербургского Метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского Метрополитена

Впрочем, возможно рост тарифов удастся компенсировать за счёт увеличения комфорта. При этом еще 70 млрд за три года «съест» новая транспортная модель. Предполагается, что избавление от маршруток, новые выделенные полосы и замена подвижного состава того стоят.

Известны и предварительные расчёты по поводу тарифов ЖКХ. Предельный рост должен уложиться в 3,5%. В среднем коммунальные услуги на одного человека будут с лета следующего года обходиться дороже примерно на 80 рублей.

При этом вопрос о взносах на капремонт пока остаётся открытым. В ходе нулевых чтений в Жилищном комитете запросили на программу дополнительные 3 млрд. Этих денег должно хватить на то, чтобы сохранить тарифы. Однако в Комитете финансов недовольны тем, как фонд расходует уже имеющиеся средства. На одном из последних заседаний правительства Корабельников подчеркнул, что на балансе фонда сохранились крупные остатки. Однако губернатор Александр Беглов всё-таки поручил увеличить финансирование, призвав разобраться с проблемами в «рабочем порядке». Окончательно вопрос скорее всего также будет решаться в рамках поправки ко второму чтению.

Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга

Новый состав БФК уже успел предварительно одобрить документ, однако в ходе первого чтения ожидаются привычные баталии. Тем более, что в ЗакСе немало новичков, которые наверняка мечтают попробовать свои силы на критике и правке одного из самых значимых документов, принимаемых депутатами. Большинство таких поправок обычно отклоняется, но пищу для размышлений они тоже дают. По словам спикера ЗакСа Александра Бельского, первое чтение назначено на 27 октября.