Современное искусство или попытка исказить историю? Художник Кирилл Миллер представил публике картину о принятии смерти, но многие увидели в ней насмешку над шествием Бессмертного полка. В прокуратуру посыпались обращения с требованием призвать автора скандального изображения к ответу.
Толпа людей с табличками, на которых изображены черепа и полуразложившиеся лица. Таков сюжет картины, выставленной в галерее «Свиное рыло» под названием «Нетленный полк — 2». Полотно тут же вызвало волну возмущения. Петербуржцы увидели в картине отсылку к памятному шествию.
— Пытаются открыть очередное окно Овертона для нас. То есть сначала мы обсуждали Бессмертный полк, потом у нас будет День Победы… не День Победы, а День покаяния и примирения. Потом Сталин = Гитлер и так далее. А потом мы должны будем каяться перед всем мировым сообществом. Не хотелось бы, чтобы забыли подвиг уже наших прадедов, — отмечает член поискового отряда «Журавли» Валентин Никулин.
Автор резонансного полотна — петербургский художник Кирилл Миллер. Своё творение называет лишь размышлением о жизни и смерти. Никакого отношения к войне и политике, а тем более к памятному шествию, по его словам, картина не имеет. Художник уверен — масла в огонь добавило название, которое ей дали кураторы выставки. Сам автор подписал работу совсем не так.
— Там просто небольшая накладка произошла с названием. Конечно, она называется «Живые и мёртвые» у меня. Это одна из форм показывания своей какой-то темы. Там нет ни ветеранов… откуда они это взяли — оскорбление ветеранов, символов? Там нет ни одного символа, она абсолютно абстрактна. Какие-то одни люди несут фотографии людей мёртвых. Живые несут изображения мёртвых, ничего страшного. Это философский контекст, тема жизни и смерти всегда интересовала художников, — отметил Кирилл Миллер.
Организаторы Бессмертного полка отреагировали на картину Миллера с осуждением. Но пока не планируют обращаться в следственные органы — уверены, что автор пояснит свой замысел и реабилитируется в глазах возмущённой общественности, а также рекомендуют художнику внимательнее относиться к площадке, на которой выставляются его работы.
— Она представлена на выставке, которая тоже двусмысленное название носит. Выставка типа Свиной ряд или ещё какая… То есть совпадает вот так получается — и место выставки, и двусмысленное название… То есть говорить о том, что не хотел аналогию эту сделать… Получилось всё равно с его подачей. Поэтому художник должен ответственность нести за свои вызовы, — убеждён председатель межрегиональной общественной организации патриотической деятельности «Бессмертный полк Победы» Сергей Бородулин.
Юристы в картине Миллера явных нарушений закона не видят. На ней нет какой-либо запрещённой символики или конкретных обозначений людей, локаций или событий. Но если суд обнаружит хотя бы косвенные признаки, которые противоречат закону, художник рискует получить наказание вплоть до реального тюремного срока.
— Возможно, будут экспертизы, которые будут устанавливать, есть ли в действиях и изображении вещи, которые оскорбляют память о ветеранах, или оскорбляют конкретно ветеранов войны. И могут ли эти действия изменить результаты, которые закреплены на документах послевоенной истории, — пояснил юрист Кирилл Чернявский.
Искусствоведы оказались не столь категоричными и призвали не оценивать художественное произведение буквально.
— Тогда и на Микеланджелло можно подать в суд, потому что он праведников изобразил такими не совсем привлекательными внешне. Они там тоже возрождаются из земли, из-под земли они поднимаются в образе черепов. И они там тоже не самые привлекательные ребята. То есть у них там и глаза выпучены, кто-то ещё получереп, кто-то уже получеловек. Тут, на самом деле, ко всякому можно привязаться, если захотеть, — говорит искусствовед Сатиник Епремян.
Дальнейшая судьба скандальной картины пока непонятна. Сейчас её убрали с выставки и в ближайшее время «Живые и мёртвые» экспонироваться не будут. Кирилл Миллер признаётся — совсем не ожидал, что его работа вызовет такой резонанс, а он начнёт получать угрозы.
Сам художник приглашён на межрегиональную конференцию по культуре памяти, которая состоится через месяц. Там у автора будет возможность рассказать об истинных мотивах своего творчества.