Прямой эфир

Замена игроков: Петербург прощается с «Метростроем», но не с новыми станциями подземки?

Светлана Коваленко
17 августа 2021, 16:15
Осенью для метро Петербурга начнётся новая эра в развитии. На рынок выйдет крупный игрок вместо банкротящегося «Метростроя». К каким переменам это приведёт для отрасли и горожан, рассказал в интервью 78.ru вице-губернатор Петербурга Максим Соколов.
Фото: пресс-служба администрации Санкт‑Петербурга

— Максим Юрьевич, в какой стадии сейчас находится процесс банкротства «Метростроя» и что будет с компанией дальше?

— Компания «Метрострой», в которой город до недавнего времени не имел контрольного пакета акций по разным объективным причинам, до сих пор находится в состоянии процедуры наблюдения. Она предусмотрена как первый этап конкурсного производства. То есть, говоря простым языком, процедуры банкротства. И в таком состоянии «Метрострой» находится с зимы прошлого года, когда судом был назначен временный управляющий. И, соответственно, все действия руководство компании должно согласовывать со своими кредиторами и временным управляющим в рамках этого процесса. Суду предстоит теперь определиться с дальнейшей судьбой организации. Заседание, на котором может быть принято решение об очередной стадии процедуры наблюдения и конкурсного производства, назначено на 31 августа. Мы в Смольном прекрасно знаем и контролируем ситуацию. Именно поэтому был предпринят ряд шагов ещё более года назад, уложенных в так называемую дорожную карту, подписанную губернатором нашего города Александром Бегловым. Она определяет порядок действий всех сторон, в том числе органов исполнительной власти, по решению этого вопроса. Здесь надо отдать должное нашему стратегическому партнёру, банку ВТБ, который подставил в хорошем смысле финансовое плечо команде правительства города и выказал желание и готовность участвовать в процессе развития метростроения Петербурга. Это важно, так как после этого было соответствующее обращение губернатора и председателя правления банка ВТБ Андрея Костина в адрес президента РФ Владимира Путина. После чего глава государства поручил правительству проработать вопрос о принятии решения по дальнейшему заказу метростроения в Петербурге по единственному исполнителю. То есть, у дочерней структуры, образованной банком ВТБ и правительством города, «Метрострой Северной столицы». Именно в эту организацию в соответствии с дорожной картой должны перейти в спокойном режиме сотрудники, которые сегодня работают в «Метрострое», в случае объявления его банкротом, все производственные площадки, активы, оборудование. И, таким образом, наша задача — это сделать процесс перехода метростроения из старой оболочки «Метростроя» в новую «Метростроя Северной столицы» наиболее безболезненным, насколько это возможно. И сейчас мы находимся на определённой ступени этой дорожной карты и готовимся к тому, что до конца лета, до 31 августа, может быть принято решение о переходе «Метростроя» в стадию банкротства. Тогда и заработает механизм по переходу и сотрудников, и активов непосредственно к «Метрострою Северной столицы», и на него будут переключены все дальнейшие контракты по метростроению в нашем городе.

Фото: vk.com/Максим Соколов
Фото: vk.com/Максим Соколов

— Что дальше будет с «Метростроем» как с организацией?

— «Метрострой», если будет признан банкротом, в соответствии с законом подлежит ликвидации, его имущество распродаётся. Его судьба будет в руках у кредиторов. И сегодня мы совместно с ВТБ уже предприняли ряд шагов, чтобы быть на первой руке в этом процессе. Мы выкупили у ряда банков решающие активы в виде кредитных линий, которые в своё время были переданы «Метрострою». И, таким образом, в рамках действующего законодательства от имени лица кредиторов планируем управлять этим процессом. Здесь надо отдать должное и самому «Метрострою», и его коллективу, потому что за эти полтора года с момента введения конкурсного наблюдения ситуация там серьёзно стабилизировалась. Это связано с тем, что компания смогла расплатиться по долгам почти за 1,5 года по заработной плате с сотрудниками. И сегодня больше года нет задержек по выплатам работникам. Это важно для стабилизации ситуации в коллективе и соответствующему доверию высококвалифицированных кадров к той управленческой команде, которая ведёт метростроение.

— Как коллектив «Метростроя» относится к происходящему?

— С сотрудниками я неоднократно встречался. Настроение у всех рабочее. Коллектив знакомится с теми трудовыми контрактами, которые будут заключены в случае объявления «Метростроя» банкротом. Абсолютно всем работающим сотрудникам предоставят возможность перейти в новую компанию. Их всех готовы принимать, а дальше у каждого человека всегда есть выбор, где и в какой организации работать. Ещё раз подчеркну: самое главное, что «Метрострой Северной столицы» готов к заключению трудовых отношений с каждым из сотрудников в старом «Метрострое». Помимо этого, «Метрострой» вышел на стабильные результаты своей производственной деятельности. Освоение в год составило около 1 млрд рублей, состоялось закрытие производственных планов. Это значит, что есть возможность и выплачивать зарплату, и закупать материалы для того, чтобы потихоньку рассчитываться с долгами. За этот период мы рассчитались с некоторыми нашими кредиторами, что также показывает, по крайне мере, если не эффективность, то способность команды «Метростроя» и его трудового коллектива справляться с поставленными задачами.

Фото: пресс-служба «Метростроя»
Фото: пресс-служба «Метростроя»

— Считается, что у Смольного возник конфликт с бывшим генеральным директором «Метростроя» Иваном Каргиным и его пытались сместить с должности. Так ли это?

— Иван Каргин и был отстранен от исполнения своих обязанностей временно, поскольку в своё время не получил допуска к государственной тайне, что является необходимым для выполнения работ по метростроению. Это совершенно очевидно. С одной стороны, это формальный повод. С другой стороны, надо отметить, что когда имеется такой большой объём задолженности в целом, по мнению многочисленных, в том числе международных аудиторских компаний, дырка, что называется, в финансовой модели метростроя доходит до 20 млрд рублей, то, конечно же, появляются различные элементы, которым выгодно такое нахождение в состоянии турбулентности, когда можно половить рыбку в мутной воде. В связи с этим и с учётом того, что, в любом случае, меньше чем через месяц по решению суда генеральный директор будет отстранён от занимаемой должности, и его место займёт управляющий процессом банкротства, было решено сделать такой упреждающий шаг. И на прошлой неделе уже бывший генеральный директор Иван Каргин написал заявление об увольнении по собственному желанию. В итоге исполняющим обязанности генерального директора компании Алексеем Старковым был подписан соответствующий приказ.

— Вы упомянули сумму в 20 млрд рублей. Как образовался такой «разрыв»?

— В этом придётся разбираться в рамках многочисленных судебных процессов, в том числе, являются ли эти обязательства мнимыми или даже надутыми. В дальнейшем профессиональная команда, которая будет привлечена, в том числе, банком ВТБ, будет разбираться также со всеми активами «Метростроя». И то, что полезно для дальнейшего развития метростроения, предстоит, конечно же, откладывать в копилку и идти вперёд. А то, что не подтверждено какими-то документами, кредитными договорами или обязательствами «Метростроя», эти пассивы будут рассматриваться в судебном порядке вместе с другими кредиторами, претендующими на расчёты по своим обязательствам.


— В отрасли говорят о существовании некоего обращения руководства «Метростроя» в прокуратуру с требованием признать увольнение Ивана Каргина незаконным, как Вы можете прокомментировать это?

— Сам «Метрострой» вряд ли мог написать такую бумагу. Потому что высшим должностным лицом в компании является исполняющий обязанности гендиректора Алексей Старков. Возможно, это было сделано даже уже бывшими сотрудниками «Метростроя», которые, как я уже упоминал, пытались немного «пошатать» ситуацию или проверить на прочность силу команды Смольного, но мы работаем в открытом режиме. И на многочисленных совещаниях всегда присутствуют и сотрудники правоохранительных органов, в том числе, прокуратуры. Поэтому мы всегда готовы предъявить любые документы в обоснование нашей позиции. И здесь никакого риска для нас нет.

— Как будет проходить переход дел от «Метростроя» к «Метрострою Северной столицы»?

— Законодательством на это предусмотрен 40-дневный срок. В этот период будут расторгнуты действующие госконтракты с «Метростроем». И, исходя из этого, мы предполагаем, что по поручению президента правительством РФ будет издан соответствующий акт о наделении статусом единственного поставщика «Метростроя Северной столицы». И у дирекции транспортного строительства, структурного подразделения КРТИ, выполняющего обязанности госзаказчика, появляется возможность с этим единственным исполнителем заключать соответствующие контракты. Поэтому те контракты, которые пока действуют с «Метростроем», будут с определённой индексацией перезаключены с «Метростроем Северной столицы». А все новые контракты на проектирование и строительство будут заключаться уже с этой организацией по решению президента и правительства РФ. Это касается новых веток, реконструкции объектов метрополитена и таких направлений, как строительство депо и станции «Кудрово» на территории Ленинградской области.

Фото: пресс-служба администрации Санкт‑Петербурга
Фото: пресс-служба администрации Санкт‑Петербурга

— То есть, потерь по времени при строительстве не будет?

— Это и было предусмотрено дорожной картой. Возможно, некоторые задержки всё же могут иметь место. Потому что любой процесс имеет некоторую дискретность. Сложно будет сделать описание работ, которые осуществлял старый «Метрострой». Потребуется заполнить формы отчётности, провести взаиморасчёты, предъявить их собраниям кредиторов, которым предстоит получать денежные средства от заказчиков, дирекции транспортного строительства. Необходимо будет также распределить средства пропорционально объёмам задолженности, которая будет существовать на тот момент. Зафиксированный объём невыполненных работ должен войти в составляющие новых контрактов. Мы рассчитываем, что за эти 40 дней мы должны справиться с пересчётом. Но даже если будет небольшая задержка, она кардинально не повлияет на ситуацию. Самое главное это всё-таки забота о трудовом коллективе. И здесь с момента решения о банкротстве, повторю ещё раз, трудовому коллективу всем его членам будет предоставлена возможность заключить новые контракты с «Метростроем Северной столицы» и в спокойном режиме перейти в эту организацию.

— Ведётся ли сейчас работа на объектах «Метростроя»?

— Да, конечно. Это, в основном, две линии. Прежде всего, Красносельско-Калининская. И здесь есть станции, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшие годы в любом случае. Это «Путиловская» и «Красносельская». Также идут работы и на Лахтинско-Правобережной линии: это станция «Горный институт» в направлении через «Театральную». И эти два контракта находятся в активной стадии реализации. Плюс, как мы все знаем, старый «Метрострой» закрывает свои обязательства и по Фрунзенскому радиусу, и по Невско-Василеостровской линии по станциям «Беговая» и «Зенит». Конечно, ресурсов финансовых для этого практически нет. Но те копейки, которые зарабатывает «Метрострой», направляются не только на зарплату, но и на закрытие своих обязательств перед городом и его жителями по ранее введённым станциям.

Фото: vk.com/Максим Соколов
Фото: vk.com/Максим Соколов

— Что будет с финансированием метростроения в Северной столице в ближайшие годы?

— Сегодня объёмы финансирования из бюджета Петербурга не так велики, как этого бы хотелось для достижения высоких темпов в отрасли. Это 10 млрд рублей, а на будущее 15 млрд. Мы рассчитываем, что «Метрострой Северной столицы» сможет претендовать на большие объёмы, и, конечно, было бы неплохо, если бы нам пришла помощь из федерального бюджета. Об этом говорили на совещании у президента РФ. И здесь возможным направлением софинансирования из федеральных средств является станция «Кудрово» и новое депо, которое будет расположено на территории Ленинградской области. Очевидно, что городу не с руки тратить свои бюджетные средства на территории другого субъекта федерации. Поэтому мы совместно с губернатором Ленобласти и говорили о том, что было бы не плохо, если б федеральная казна нам помогла с этими проектами в части развития петербургского метрополитена. В этом случае объём финансирования может исчисляться уже в 30 млрд рублей в год. Но произойдёт это при условии, что «Метрострой Северной столицы» докажет свою дееспособность, а это, безусловно, будет так. Возможны и большие объёмы. Я уверен, что с учётом срока в 40 дней во второй половине октября уже будут перезаключены контракты. По крайней мере, первые. Мы собраны и нацелены на результат. Вся команда правительства города под руководством губернатора в ежедневном режиме работает над исправлением ситуации, в которую ещё несколько лет назад попал «Метрострой». Именно таким он нам достался. И нам потребовалось немало усилий, чтобы без копейки бюджетных денег попытаться решить проблемы, в которые попала организация благодаря той, мягко скажем, неуспешной финансовой политике, проводимой ранее городом.

Фото: пресс-служба «Метростроя»
Фото: пресс-служба «Метростроя»