Команда Центра подводных исследований РГО накануне дня археолога приступила к изучению шведского боевого корабля, затонувшего в окрестностях современного Приморска. Это участник Выборгского сражения 1790-го года — канонерский баркас, который в составе флота короля Густава Третьего должен был захватить Выборг и Петербург, но остался лежать на дне моря.
— Дно Балтийского моря устлано остатками былого величия. Лежат они рядом друг с другом, иногда даже друг на друге. Мы множество раз выходили в пролив Бьёркезунд, к Берёзовым островам. Потому что там лежит чудо из чудес — судно германских контрабандистов «Архангел Рафаил», которое три века хранило для нашего поколения ценнейшие артефакты. Место это для мореходов весьма популярное. И неудивительно, что по соседству был обнаружен «Канонбаркас номер 8», участник Выборского сражения 1790-го года, — рассказывает автор проекта «Подводный роман» Роман Кирюхин.
Этот борт был обнаружен несколько лет назад. Отмеченных точек на дне Финского залива множество и команда Центра подводных исследований РГО словно смакует находки — приступает к изучению следующего объекта, не торопясь. Торговый «Архангел Рафаил» законсервирован — время переходить к боевому «Канонбаркасу». Примерно та же эпоха — швед затонул на 66 лет позже немца. И абсолютно тот же принцип подводной археологии — поднимай только то, что точно сможешь сохранить.
Об этом баркасе известно многое. Историки знают дату битвы, а значит и гибели корабля — ночь на 23 июня 1790 года. Баркас можно назвать наиболее сохранившимся участником Выборгского сражения — его 19-тиметровый корпус ещё не сложился под действием времени, он гордо стоит на грунте на глубине 22 метра. И судя по характеру повреждений и месту, где он находится, можно сделать вывод о том, что на борту произошёл взрыв, баркас сорвался с якорей, его отнесло к выходу из пролива, где он и погрузился на дно.
Унеся с собой не только пушки, пистолеты, фузеи и мушкетоны, но и чайные блюдца, столовые приборы тонкой работы, и прочие предметы обихода явно не простых матросов. Эти бесценные ныне предметы, а также пистолеты с явно индивидуальной отделкой позволяют выдвинуть версию, что под нами командирское судно, возможно — «Ройтерхольм» капитана Бруммера — о потере которого упоминают шведские архивы. Но утверждать это голословно исследователи не спешат. Пусть новые найденные артефакты говорят за себя.
Таких пушечных баркасов шведы построили всего 15, они входили в состав Финской эскадры и базировались в Свеаборге. Покорять Выборг отравились 10 из них. Как минимум один — сейчас под нами. Стоит особо отметить, что Выборгское сражение 1790-го года каждая сторона зачислила себе в актив. Екатерина Вторая была горда, что адмирал Чичагов запер шведов в заливе и вместо похода на Петербург они уносили ноги и во время прорыва потеряли чуть ли не треть своего тяжёлого парусного флота. Шведские историки поспешили протрубить на всю Европу, что победил Густав Третий — хотя бы потому, что прорыв удался и завоеватели вернулись домой, хоть и оставив огромное поле для работы исследователям 21-го века.