Вызвать сантехника ЖЭКа через приложение или отследить вывоз мусора с контейнерной площадки удалённо — это не сценарий фантастического фильма, а недалёкое будущее. Новая реальность уже наступила в некоторых регионах (например, в Московской области или на Сахалине). Предоставление услуг через цифровые сервисы — основной мотив стратегии, а внедрение новых технологий не станет проблемой для пользователей.
— Простыми словами: история автоматизации деятельности чиновников нас, как представителей IT-отрасли, нынче не интересует. Мы хотим качественно изменить жизнь наших горожан. И все проекты, которые мы упаковываем так или иначе в стратегию цифрового развития нашего региона, они направлены именно на это, — подчеркнул заместитель председателя комитета по информатизации и связи Сергей Поляков.
Сфера ЖКХ давно нуждается в обновлении. Как в материальном плане, так и в технологиях управления. Менять что-то одно, по словам экспертов, не выйдет.
— С точки зрения ресурсоснабжающих организаций, это должно позволить снизить их расходы и направить дельту, которую они получают, именно уже на саму инфраструктуру. Потому что понятно, наверное, что очень странно будет ставить датчики и счётчики на дырявые трубы. Это, к сожалению, не поможет избежать аварий и не поможет качественно предоставлять услуги гражданам, — убеждена координатор ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» Елена Семёнова.
От граждан тоже ждут активного участия в трансформации коммунального хозяйства.
— Сегодня отсталость области ЖКХ во многом связана, в том числе, с пассивностью самого населения. Большое количество вопросов можно решить на уровне управляющей компании. Это частная коммерческая организация, которая в договорных отношениях непосредственно с жителями того или иного жилого комплекса. Чем активнее их позиция, тем быстрее меняется управляющая компания, — объясняет вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин.
От авторов проектов цифровой трансформации в правительстве ждут креативных решений. Финансирование получат только самые амбициозные предложения и решения, которые направлены на создание новой системы управления и взаимодействия с жителями. Согласно стратегии, новые сервисы должны появиться в 2023-м году. По мнению специалистов, для бесперебойной работы системы потребуется не меньше пяти лет.
— Практически в любой отрасли, связанной с ЖКХ, будь то коммунальное предприятие или жилищного фонда, следует сначала изменить культуру вообще. А изменение культуры — это работа с людьми. Очень долгая история. Информационные решения это уже следствие, это инструмент. Надо научить людей использовать этот инструмент, и сделать чтобы это было нормой, а не какой-то странной деятельностью, как это часто воспринимается сейчас, — считает директор по цифровому ресурсообеспечению проектного офиса «Цифровое ресурсоснабжение» Игорь Чернов.
Пакет проектов цифровой трансформации строительства, городского хозяйства и ЖКХ соберут в конце второго рабочего дня сессии. Туда войдут новые идеи и предложения по модернизации существующих систем управления. Общую концепцию цифровой прокачки региона представят до 1-го сентября.