Несмотря на то, что работа фуд-кортов и островных павильонов разрешена в городе уже с понедельника, 2 августа, многие объекты всё ещё простаивают закрытыми. Прийти в себя бизнес рассчитывает до середины августа. Не «проснулись» ещё и горожане. На восстановление потока посетителей участники рынка рассчитывают не раньше начала осени.
Как рассказал 78.ru первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного Александр Ситов, открытие фуд-кортов и островных павильонов стало возможным после того, как сам бизнес предложил идею с вакцинацией персонала, а чиновники инициативу поддержали.
— Считаю, что 100% вакцинация персонала хотя бы первым компонентом выглядит достаточно реалистично, во многих компаниях, которые начинают открываться, это уже сделано, — подчеркнул Александр Ситов.
Он напомнил, что для участников рынка есть ряд технических моментов: установка дополнительных экранов, маршрутизация входов — выходов, использование одноразовой посуды в фуд-кортах, обеспеченность бактерицидными лампами-циркуляторами, которые могут работать в присутствии людей, воздухообменом.
Как добавил Александр Ситов, в первую очередь следить за соблюдением требований будет собственник ТЦ, такая ответственность предусмотрена, как соглашением с бизнесом, так и закреплена в 121-м постановлении правительства Петербурга.
—Также будут выборочные проверки по таким объектам. Нам предоставлен доступ по камерам видеонаблюдения. Мы уже сейчас видим, какая активность проходит в каких торговых центрах. Мы их выборочно посещаем и проверяем персонал, который там работает, на сертификаты о первой прививке, либо QR-кода о том, что человек переболел в течение прошлых шести месяцев, либо вакцинировался двумя компонентами, — предупредил бизнес чиновник.
По словам Александра Ситова, в случае выявления нарушений штрафы могут составить от 100 до 300 тыс. рублей. Также может быть изъят QR-код.
— Но у нас основанная договорённость с ТЦ, что они в первую очередь регулируют эти условия. Они не допускают арендатора до торговой деятельности, если условия не выполнены, и проверяют на ежедневной основе, — пояснил Александр Ситов.
Он также добавил, что до 1 октября этого года 80% вакцинация должна быть выполнена на тех же условиях для всей сферы общественного питания. Это также салоны красоты, парикмахерские. До 15 октября сюда добавят работников транспорта и розничной торговли.
Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский рассказал, что в их сети открыта лишь половина точек в ТЦ.
— Этому есть три важных причины. Во-первых, нам не удалось пока вакцинировать нужный процент персонала. Сейчас сделать прививку — это по-прежнему дело добровольное, а не обязательное. Мы стараемся мотивировать персонал, как можем. Но только по официальной статистике 50% россиян выступают против вакцинации по различным причинам, а кому-то просто нельзя. У нас этот показатель по работникам 20%. Таких людей мы стараемся переводить на другие точки, — пояснил Виталий Свидовский.
Кроме того, пока все объекты не запущены и потому, что есть определённые организационные моменты, связанные с действиями собственников ТЦ.
— Мы давно настаивали на чётком разделении обязанностей таких владельцев комплексов и общепита, но этого в итоге всё равно не произошло. Не может мы добиться от чиновников и конкретного сертификата безопасности до сих пор. И, наконец, всё случилось очень быстро, постановление вышло только в прошлую пятницу. Но полностью перезапуститься мы рассчитываем в течение 10 дней,. Пока посетители к нам ещё не потянулись, всё тихо. Рассчитываем, что поток восстановится к концу только августа, — констатировал Виталий Свидовский.
По словам генерального директора ТРЦ «Галерея» Дмитрия Зубкова, в комплексе открылись до 70% операторов, как крупных, так и небольших.
— Пока закрыт Burger King, но уже заработали «Теремок» и МсDonalds, КFC на низком старте. Да, действительно в залах пока не наблюдается бума посетителей, но надо понимать, что для нас был введён новый формат: площадь рассадки сократилась в три раза. Работать в таком режиме достаточно тяжело. Когда отрасль восстановится, прогнозировать тяжело, но сейчас мы идём на уровне 50-60% от того потока, что был до пандемии, — пояснил он.
Дмитрия Зубкова также волнует то, кому именно предстоит нести бремя ответственности за возможные нарушения.
— Кто должен отвечать за соблюдение правил безопасности, вопрос тоже непростой. Наверное, я не могу гарантировать, что все арендаторы привьют работников в обязательном порядке. Но оператор ТЦ отвечает за допуск арендаторов к открытию, — подчеркнул он.
На Василеостровском рынке ситуацию прокомментировали кратко: первые точки запустят 3 августа, и только через какое-то время можно будет делать выводы.
В целом, прививочная кампании в торговле и общепите уже активно ведётся.
Как сообщила директор по связям с общественностью «Ленты» Мария Филиппова, в сети заинтересованы в скорейшем формировании группового иммунитета у сотрудников.
— У нас разработана программа по поощрению вакцинации. Это меры материального и нематериального вознаграждения, розыгрыши ценных призов, возможность пройти бесплатный тест на антитела к Covid-19, снятие ограничений на участие в корпоративных мероприятиях, очном обучении для тех, кто прошёл вакцинацию, и так далее, — пояснила Мария Филиппова.
Как добавляет генеральный директор Торжсковского рынка Леонид Яцук, с тем, чтобы кто-то принципиально отказывался прививаться и увольнялся именно по этой причине, он не сталкивался.
— Наоборот, все понимают необходимость вакцинирования для сохранения рабочих мест. Мы составляли списки тех, кто готов. Но проблема в том, что до сих пор нет чётких рекомендаций, кому чего можно. Например, часто говорят, что прививку нельзя делать в течение полугода после болезни, — пояснил Леонид Яцук.
Планы по запуску зоны фуд-кортов, о которой говорили ещё до пандемии, на рынке сохраняют. Но признают, это произойдёт не скоро: в лучшем случае, через полгода.
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон рассказывает, что в их сети иностранных работников мотивируют оплатой прививки за счёт средств компании. Кроме того, там организовывают лекции от известных вирусологов и выездные пункты вакцинации, когда за одно мероприятие прививаются до 60 человек.
Между тем, на повестке дня стоит и вопрос о введении аналогичных мер для фитнес-индустрии.