Прямой эфир

Режиссёр Лев Додин о строительстве новой сцены МДТ: «Есть здесь элемент безумия»

Маргарита Звягинцева
14 июля 2021, 11:53
В апреле 2021 года один из культурных долгостроев Петербурга — новую сцену Малого драматического театра — передали в ведение Единого заказчика в сфере строительства. Компания пообещала сдать сцену в 2025 году. Лев Додин прокомментировал новые сроки.
Фото: пресс-служба МДТ

«Если доживу…», или История о вечно движущемся дедлайне

— Я, если доживу до 2025 года, буду счастлив. Во-первых, тем, что доживу, а во-вторых, тем, что новая сцена наконец-то появится, если она появится. У нас было уже много контрольных цифр, или, как сейчас любят говорить, конечных сроков и дедлайнов, но будем надеяться, что эта будет самая точная, — признался в интервью телеканалу «78» режиссёр, худрук и директор Малого драматического театра Петербурга Лев Додин.

На днях Единый заказчик в сфере строительства озвучил новую дату сдачи этого долгожданного петербургского культурного объекта — 2025 год. Как выяснили журналисты «78» во время беседы с Львом Додиным, директор театра сам был не в курсе этого нового срока. Его об этом компания не уведомила.

Мечты о строительстве новой сцены режиссёр лелеет уже почти 30 лет. В 2012 году эти мечты стали, наконец, осуществляться: власти Петербурга предоставили театру земельный участок площадью 10 тыс. кв. м для возведения новой сцены. Участок в центре города, на Звенигородской улице должен был стать местом, где появится театр с уникальной сценой-трансформером и зрительным залом на 600 человек, а также с ещё одной камерной сценой с залом на 75 зрителей.

22 гримёрки на 75 актёров, новое, обширное складское помещение для хранения декораций — всё это было мечтой, которая после своего воплощения в жизнь должна была решить многочисленные проблемы театра. МДТ появился в Петербурге в 1944 году, и до сих пор ютится в небольшом здании на Рубинштейна, 18.

О строительстве на выданном участке нового здания было заявлено в 2013 году. Позже, в 2016 году Лев Додин признался: думал, что не доживёт до появления новой сцены. Но уже в 2018 году разразился скандал вокруг хищения средств, выделенных на строительство здания.

Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ

Из выделенных одному из подрядчиков 146 млн рублей было похищено 45,5 млн. Не такая уж большая сумма, если учесть, что в контракте Минкультуры с подрядчиком «СтройСоюз СВ» на строительство новой сцены была означена общая сумма 2,5 млрд рублей. К первому дедлайну новой сцены МДТ в Петербурге так и не появилось, зато у кое-кого появились новые «Майбах», «Порше», «Лексус» и «Мерседес S500».

Впрочем, «СтройСоюз СВ» подал иски в суды к Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, которая заведовала этим строительством, ещё в 2017 году. Тогда дирекция решила расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Так первый дедлайн сдачи здания новой сцены МДТ — 2018 год — был благополучно сорван.

Театр XXI века и мечты о воплощении проекта в жизнь

Проект новой сцены МДТ кажется весьма амбициозным. Семиэтажное здание площадью 23 тыс. кв. м с огромным подземным паркингом, большим складом, сценой-трансформером и множеством необходимых помещений должно было решить проблемы театра. Но пока проблем как будто становится только больше.

Проект здания создавали архитектор Михаил Мамошин и театральный художник Александр Боровский в тесном контакте с директором театра. Учитывая всё новые и новые дедлайны, мы поинтересовались у Льва Додина, не утратил ли проект уже своей актуальности?

— Пока, мне кажется, нет, — ответил режиссёр. — Потому что мы считали, что мы проектируем не театр конца XX века, а театр XXI века. А театр XXI века, я убежден, — это театр, где будут превалировать не технологии, а где будет превалировать человек, человеческие связи, и связь тех, кто в зале, с теми, кто на сцене. Человеческая связь прежде всего. Поэтому пока ничего актуальность не потеряло.
Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ

Но тут есть, конечно, важный момент, отметил наш собеседник:

— Если всё правильно будет осуществлено. А это ведь самый трудный момент: между проектированием, замыслом театра и художников, тем, о чем мечтается, и тем, во что выливается. Вот макет театра 1 к 50, где каждый, я прошу прощения, туалет учтён, в каждой комнате мы знаем, что будет. Но это проект! А, к сожалению, когда начинается процесс строительства, то почему-то незаметно очень многое меняется. И вот тогда очень быстро это может перестать быть актуальным и нужным, ни нам, ни кому бы то ни было. Хотя, конечно, любое пространство всегда найдёт возможность использования.

В январе 2018 года Лев Додин прокомментировал заявление руководителя (на тот момент) Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Натальи Волынской о том, что «Лев Абрамович творческий человек, и у него много возникает разных новых идей и желаний, некоторые из них мы по возможности пытаемся учесть». По словам режиссёра, после согласования первоначального проекта у него «не возникало ни одного нового желания», кроме единственного — увидеть созданный Боровским и Мамошиным проект воплощённым.

— Каким-то образом на экспертизу был подан вариант, не вполне согласованный с театром и нарушающий целый ряд того, что было оговорено, — заявил тогда Лев Додин в собственном блоге.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Проблемы проекта: кубатура против фур

Чем же именно отличается проект строящегося здания от первоначального?

— Помещение оказалось больше запланированного в целом. Мы хотели гораздо более маленькое пространство, мы всё-таки Малый драматический театр, а в итоге кубатура оказалась гораздо больше.

Но это не так уж страшно — с «лишними» квадратными метрами всегда можно что-то придумать. Проблема кроется в том, что в таком большом здании не нашлось достаточно места для необходимых как воздух театру складов и сцен:

 Гораздо меньше оказалось место для сценического пространства, для жизни зрителей. То есть всё увеличилось, а главное уменьшилось. Уменьшилось резко количество пространства для складывания декораций. Театр задуман так, чтобы не надо было ни откуда привозить декорации. Мы же репертуарный театр, в течение месяца мы играем порядка 20 разных названий, и сейчас мы привозим с окраины города каждый раз фуру (с декорациями). Если вы постоите возле театра, вы увидите эти фуры. И каждый день привозят и увозят эти декорации. Мне даже иногда кажется, что люди, идущие по противоположной стороне, не замечают, что здесь театр находится. Так вот, вся идея была в том, чтобы всё хранить здесь, внутри. И если надо, то (декорация) подаётся на сцену, уходит со сцены, и так далее…
Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ

Однако, судя по всему, построить здание с учётом реальных потребностей театра, таких, на первый взгляд, простых и понятных, не получается:

— Каким-то образом при переделке проекта, при подготовке рабочей документации — я очень плохо в подробностях разбираюсь — выяснилось, что кубатура увеличилась, а склад уменьшился. И теперь, если так будет сделано, то при огромной кубатуре пространства нужно будет опять привозить из-за города, опять грузить (декорации). То есть есть элемент некоего безумия. Вот что ужасно. Я очень не люблю жаловаться, ни кому-либо, ни вообще на жизнь, поэтому не жалуюсь. Просто очень хочется, чтобы случилось чудо, и получилось если и не так, как мечталось, то хотя бы на 75% как мечталось и как задумывалось, — рассказал режиссёр.

Лев Додин поделился также историей успешного воплощения подобного проекта в жизнь — не так давно и, как ни странно, в России:

— Недавно мы были в Воронеже, где очень внимательно работают с театрами, и там при губернаторе Гордееве был отремонтирован большой театр, отремонтирована основная сцена и построен замечательный камерный театр. Вот этому я завидую. Режиссёр Бычков каким-то образом сумел добиться с помощью губернатора того, что каждая деталь сделана так, как он с архитекторами задумывал. Но это требует огромной работы и от нас, и от тех, кто руководит этим. У него была так называемая прямая связь с губернатором. Не тот кирпич привозили — он звонил губернатору. А кому тут расскажешь, если не тот кирпич привезут на стройку? Это очень трудно.
Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Пока крест на проекте руководитель МДТ не ставит:

— Я действительно надеюсь, что сегодня какие-то новые силы мобилизуются, (найдутся) какие-то новые запасы энергии… Не знаю, откуда они возьмутся, но будем надеяться, возьмутся.

В ситуации острой нехватки театральных пространств

— Когда-то театры строили и за полтора года, и за два года, — вспомнил в беседе с «78» Лев Додин. — Например, театр Корша, ныне Театр наций, был построен за полтора года. Его строил совладелец театра, не сходил со строительной площадки, которая располагалась напротив дома. Он приходил и отмечал палочкой: вот здесь неправильно, здесь неправильно, здесь кирпич неверно положен… И всё таким образом строилось.
Сейчас, к сожалению, существует довольно сложная конструкция государственного строительства. Знаю, что все стараются, а что из этого получится… Ужасно хотелось бы верить, что всё получится. Я убеждён, что новое пространство театра очень нужно, не только потому что Малый драматический театр — Театр Европы продолжает существовать в маленьком доме. Историческая сцена здесь так и будет. А новая сцена, независимо от того, станет ли она новой сценой Малого драматического театра или ещё какой-то, нужна. Театру нужны новые театральные пространства.
Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ

Режиссёр подчеркнул, что в Петербурге в принципе очень мало театральных пространств и зданий, из-за чего многие театры не могут работать так, как бы им хотелось:

— Сегодня в Петербурге больше 100 театров, театриков, маленьких, средних театров. Это фантастическое число, никогда такого не было. В советские времена было буквально 13-15 театров. А количество помещений-то остаётся то же самое! Во время советской власти очень мало было построено, практически ничего. В постсоветское время кое-что было построено, но, всё-таки, всё равно недостаточно, и уже давно.

В нашем городе очень много интересных и экспериментальных театров, которые давно заслужили своё помещение, отметил режиссёр:

— Например, Лаборатория Яны Туминой, которая мается, ищет пространство — это и театр, и некое общественное пространство, и некая лечебная лаборатория — она работает с детьми неполного развития, и так далее. И вообще, сегодня театры работают очень разнообразно. И то пространство, которое мы спроектировали с художником Боровским в сотрудничестве с архитектором Михаилом Мамошиным, это целое пространство дома.
Вообще, мне кажется, сегодняшний театр — это не светское помещение, не бальный зал, не дворец съездов, не железнодорожный вокзал, не дом культуры. Это место для — я, во всяком случае, говорю о театре, который я хотел, чтобы мы построили, — это место для духовного погружения, место для раздумий, место для некой, если хотите, духовной медитации. Когда-то употреблялся такой термин — храм искусства.
Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ

Несмотря на столь «пыльный» термин, пространство новой сцены театра, его новый «дом» предполагалось сделать действительно новаторским:

— Сегодня техника даёт возможность для каждого спектакля сделать то единственное, что нужно для этого спектакля. Поэтому у нас был спланирован абсолютно пустой трюм под сценой, где можно делать что угодно. Спланировано движущееся, меняющееся пространство зала, оно может быть абсолютно каким угодно. Таким образом можно играть в любом пространстве. В этом театральном пространстве есть так называемая малая сцена — чёрный квадрат, где можно вообще по любому рассаживать зрителей. Вообще работа с пространством сейчас очень интересная.

Кроме того, в новом здании планировалось открытие театральной школы, напомнил Лев Додин:

— Когда-то считалось, что это будет международная театральная школа, сегодня уже непонятно, потому что времени много пошло. Но опять, учить ведь мало, у Театрального института очень мало пространств, а тем более он скоро должен встать на реконструкцию. Я довольно много лет не мог набирать курсы, потому что просто было негде. Хочется пространство, идеальное для учёбы, пространство, где люди помещаются в абсолютно особую атмосферу.

Станет ли новая сцена ДМТ тем театральным домом, о котором так мечтал Лев Додин — пока вопрос открытый.

Фото: пресс-служба МДТ
Фото: пресс-служба МДТ