Прямой эфир

Уже этим летом: фудтраки обкатают в Петербурге на ярмарках и фестивалях

Светлана Коваленко
29 июня 2021, 14:05
В июне чиновники Смольного намерены окончательно разобраться с документацией для появления в городе фудтраков. Рестораторы к потенциальным конкурентам относятся насторожено: новый формат интересен многим, но никто не хочет лишаться посетителей.
Фото: Jaap Arriens/globallookpress.com

На фудтраки в Петербурге сейчас приходится менее 1% оборота в розничной торговле. Однако чиновники Смольного ставят амбициозные задачи через два-три года изменить ситуацию к лучшему и сделать новый формат опорой для развития городских ярмарок и фестивалей. Рестораторы уже подают заявки на открытие подобных точек. Но предложенные варианты с визуальной точки зрения категорически не нравятся КГА из-за диссонанса с исторической застройкой. Критикуют в ведомстве и то, что уже появилось на скандальной Думской. Эксперты пугают: если ситуацию не контролировать, то город вновь может быть ввергнут в хаос 90-х годов, как это тогда вышло с ларьками. На площадке «Фудтраки: новая жизнь петербургского общепита», организованной объединением «Рестоград», участники рынка, чиновники и аналитики обсудили, что готовит новый формат Северной столице.

Потянулась молодёжь

Как отметил исполнительный директор объединения предприятий общественного питания Петербурга «Рестоград» Александр Ружинский, сейчас фудтраки есть в Петербурге на частных территориях, например, в «Севкабеле» на Васильевском острове и «Ленполиграфмаш» на Петроградской стороне. Но такие объекты живут по своим правилам, а не общегородским.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Мы понимаем, что так бесконечно продолжаться не может. Бизнес уже вкусил этот формат и хочет его цивилизованно развивать, — подчеркнул он.

По словам Александра Ружинского, фудтраки — это достаточно простой способ войти на рынок начинающему предпринимателю.

— Многие из вас знают, что я занимаюсь изучением поведения подростков-предпринимателей. И мы следим, какие проекты у них из года в год появляются. Всегда так было, что около 50% проектов находились в сфере общепита. А в последнее время есть много идей с фудтраками. То есть, это говорит о том, что молодое предпринимательское поколение хочет себя в этом попробовать и считает, что в этом есть какие-то возможности. И их город должен предоставить, — подчеркнул он.

В режиме бессрочно?

Как пояснил первый заместитель главы Комитета по промышленной политике Александр Ситов, документация по фудтракам находится в высокой степени готовности, все технические моменты уже пройдены. Новый формат станет мощной поддержкой для ярмарочной торговли и фестивалей. Развивать их дал поручение Минпромторг.

Несколько лет назад правила проведения ярмарок были серьёзно ужесточены, из-за чего количество таких мероприятий резко сократилось. По оценкам чиновников, на них приходится менее 0,3% розничных продаж продуктов питания. В течение двух-трёх лет чиновники хотят изменить ситуацию к лучшему и добиться того, чтобы через фудтраки проходило ходя бы 1—2 %.

Фото: vk.com/Большой летний фестиваль «О, да! Еда!»/Екатерина Никитина
Фото: vk.com/Большой летний фестиваль «О, да! Еда!»/Екатерина Никитина

Александр Ситов напомнил также, что депутаты ЗакСа городским законом увеличили и срок проведения ярмарок в Северной столице с 30 до 60 дней. Так же чиновники изучают московский опыт, где подобные мероприятия проводятся бессрочно.

При этом в Смольном сейчас определяются с самим понятием «фудтрак», его внесут в соответствующее городское постановление, которое регулирует нестационарную торговлю. Это планируется сделать до конца июля. Так и будет легализован новый формат. Может в городе появиться и ярмарка исключительно ресторанов на колёсах. Но здесь важно понимать один хитрый законодательный момент: по ПДД на федеральном уровне торговля именно с машин в движении запрещена. Понятие «фудтрак» также там отсутствует. Так что классические точки, как в Нью-Йорке или Милане с оперативным перемещением по городу, в России по-факту запрещены. И решить этот вопрос можно только на федеральном уровне.

Основная загвоздка

Исполнительный директор организатора проекта CitiZen (соорганизатор проекта «Кочевники») Пётр Цветков видит в запрете на перемещение основную проблему в развитии нового формата в Северной столице. По его словам, например, в том уже упоминавшемся Нью-Йорке ни один фудтрак не стоит на одном месте свыше двух часов подряд.

— Непонятно, зачем применять фудтрак в привязке к земле, если он может перемещаться за потоком. Задача фудтрака как бизнеса — ловить поток. Утром приехал к метро, продаёт кофе и сэндвичи; днём — в бизнес-центре продаёт наборы для обедов; вечером — на какое-то мероприятие, где продает снэки и напитки. Не быть привязанным к месту — это суть фудтрака, и без этого ничего работать не будет, одни только ярмарки не помогут, — считает Пётр Цветков.
Фото: Alyson Polderman/globallookpress.com
Фото: Alyson Polderman/globallookpress.com

Владелец ресторанов «Русская рыбалка» и «Карл и Фридрих» Владимир Львовский подумывает о фудтраках.

— Для нашей компании в перемещении фудтраков интереса нет. Нам важно, чтобы объект стоял на месте и привлекал людей. Другое дело, что с точки зрения горожан, наверное, это было бы интересно. Потому что есть различные потоки, в различное время года. Они перемещаются в различных местах. Но осуществить это технически почти что не невозможно. Иначе будет много проблем и перегибов и с жильцами, и с владельцами бизнеса, рядом с которым встанет фудтрак. И, конечно, каждый бизнесмен захочет стать в самых привлекательных местах. После чего начнутся массовые споры, кто первый занял место, — поясняет Владимир Львовский.

Бизнес-сообщество единодушно признаёт: никто бы и не хотел, чтобы фудтраки становились под чьими-то витринами, ведь они создавались именно для привлечения внимания посетителей и покупателей.

За добром в Смольный

Как рассказал сооснователь сетей «Токио Сити» и «Бахрома» Сергей Симарев, в пандемию в их компании работал фудтрак рядом с рестораном в Репино. Но это была именно имиджевая, а не прибыльная история.

— Для нас это дополнительная услуга, его работа была бы невозможна без ресторана. В фудтраке только доготавливалась продукция перед реализацией, — пояснил Сергей Симарев.
Фото: vk.com/Рестораны ТОКИО-CITY
Фото: vk.com/Рестораны ТОКИО-CITY

Так, точка работала на VKFest, на других крупных мероприятиях.

— Если от города будет какая-то площадка в удобной локации, мы с удовольствием поучаствуем, — заверил ресторатор.

Директор по маркетингу «Теремка» Ирина Боднарюк рассказала о планах по открытию фудтрака в Приморском районе у ТРК «Сити-Молл» в июле. Ассортимент там будет схож со стандартными ларьками сети: блины и напитки. Средний чек, по прогнозам, будет в районе 300 — 350 рублей.

— Далее после тестирования образца мы запустим ещё один фудтрак. После чего начнётся тиражирование с запуском от 5 до 10 точек в ближайшую пару лет. Для нас фудтрак это не только большая площадь по сравнению с ларьком, а также улучшение условий труда для сотрудников. Инвестиции в пустой фудтрак — это от 0,5 млн и выше. А в целом от 3 млн и выше, — пояснила Ирина Бондарюк.

При этом у сети поданы заявки в Смольным ещё по нескольким локациям.

Обсуждать ещё

Примечательно, что представленный на мероприятии проект фудтрака «Теремка» категорически не устроил чиновников.

— О таком в Северной столице речи просто идти не может, — безапелляционно заявила глава отдела рекламы и информации управления городской среды КГА Ксения Данилова.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Её поддержал директор брендингового агентства Asgard Давид Авакян. Как он подчеркнул, единый регламент внешнего вида фудтраков обязательно должен быть установлен в городе для избегания визуального шума.

— Если мы позволим делать с фудтраками что угодно, это будет то же, что было в 90-х — начале 2000-х, когда город превращался в хаос из-за ларьков, — уверен эксперт.

Как напомнил Александр Ружинский, есть мнение о свободолюбии владельцев подобных точек.

— Это такой своего рода «Вудсток». Другое мнение, что город, который нам достался от великих зодчих, не должен никакими объектами быть испорчен. Единственный вариант сделать всё правильно: это вести диалог бизнеса с органами исполнительной и законодательной власти. Диалог сейчас есть и с точки зрения эстетики с Комитетом по градостроительству, и с Комитетом по промышленной политике и инновациям, — подчеркнул он.

Александр Ружинский также выразил надежду, что бизнес и город сумеют найти компромиссы для развития нового формата, который уже давно правит модой в мире.