Прямой эфир

Режиссёр Гамлет Дульян – о первой в истории экранизации антиутопии Замятина «Мы»

Елена Кобзева
25 июня 2021, 12:23
Фантастический роман Замятина об обществе будущего, где нет места эмоциям и человеческим слабостям, а жизнь подчинена разуму, впервые был переложен на язык кино. Премьера состоится лишь осенью, а пока мы поговорили с режиссёром о его фильме-мечте.
Гамлет Дульян/ Фото: kinopoisk.ru

О современном прочтении Замятина

Сто лет назад, в 1920 году писатель Евгений Замятин закончил работу над романом «Мы» — одной из самых ярких фантастических антиутопий в мировой литературе. Именно книга Замятина подтолкнула Джорджа Оруэлла к написанию своей великой антиутопии — «1984», а Олдоса Хаксли — к созданию «Дивного нового мира». Роман повлиял на Набокова и Айн Рэнд, а также на умы тысяч писателей и миллионов читателей.

Спустя век после написания романа молодой российский режиссёр Гамлет Дульян воплотил в жизнь мечту, появившуюся у него ещё в юности, — снять по произведению Замятина масштабный фантастический фильм. В сентябре текущего года картина «Мы» должна выйти в прокат.

В конце мая Гамлет Дульян приехал в Петербург, чтобы на одной из дискуссий XVI Книжного салона обсудить экранизации книг и проблему вечного недовольства читателей тем, что кино не похоже на первоисточник. Перед дискуссией в Главном Штабе режиссёр рассказал о съёмках картины.



Чего ждать зрителям от кинопрочтения известной антиутопии? Насколько близок к оригиналу будет фильм, или вечное «по мотивам» обещает нам лишь воспоминание о первоисточнике?

— Вообще нет в мировой практике большого различия между терминами «экранизация», «по мотивам» или «на основе» какой-то книги. В принципе, это всё одно и то же, — ответил на вопрос 78.ru режиссёр. — Почему? Потому что, в любом случае, при переносе литературы на киноязык теряется очень много, и это «много» связано, в первую очередь, с самой литературой. Что я имею в виду? В романе «Мы» достаточно много слов, размышлений главного героя, и мало для экрана действий. А кино — это, в первую очередь, искусство про действия. И мы пытались его слова, его мысли, его рефлексию передать в том числе в действии, при этом следуя фабуле романа.

Сценарист картины Александр Талал в одном из интервью уже упоминал, что произведение Замятина в фильме было «актуализировано» и «осовременено». Такие слова нередко пугают зрителей, не желающих вместо бессмертной классики увидеть на экране нелепую «старую сказку на новый лад». Но тут, считает режиссёр, беспокоиться не о чем — роман был адаптирован с учётом появившихся за сотню лет изобретений и изменившейся реальности:

— «Осовременивание» касается, в первую очередь, технологий, потому что роман был написан в 1920 году, и некоторые технологии, описанные в нём, на данный момент уже являются устаревшими, — пояснил Гамлет Дульян. — Можно привести пример с дневником, который пишет Д-503. Он всё записывает от руки, а у нас это аудиодневник, то есть более современная версия дневника, более понятная для всего сеттинга, в котором происходит действие романа. И таких историй достаточно много: технологии, какие-то практические элементы, визуальные элементы, которые нужно было пересмотреть, переосмыслить. Но это ни в коем случае не значит, что мы поменяли смысл романа, что мы фундаментально изменили его. Нет! Это всё тот же роман Евгения Замятина, но рассказанный киноязыком таким, каким мы его себе представляем.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Заветная мечта против пандемии

Гамлету Дульяну 28 лет, он родился в Ереване, получил высшее образование в Москве и со школьной скамьи мечтал снять экранизацию романа «Мы». Но что было первым — мечта снимать кино в принципе или желание воплотить на экране великий роман, никогда не подвергавшийся до этого кинематографическому прочтению?

— Я с самого раннего детства мечтал стать режиссёром, мечтал делать кино и всегда искал истории, которые я мог бы реализовать в будущем, когда уже стану профессиональным режиссёром, — признался Гамлет. — И одним из романов, который вдохновил меня сделать большое фантастическое кино, стал роман Замятина «Мы», который я прочитал в школе в 11 классе. Так что кинорежиссером я захотел стать раньше, чем прочитал роман «Мы», а роман «Мы» стал одним большим акцентом в моей жизни с точки зрения того, чтобы реализовать свою мечту.

В школьные годы роман очень сильно впечатлил нашего собеседника — по его признанию, он разительно отличался от всего, что задавали читать на уроках литературы. И это отличие серьёзно повлияло на молодого человека. Но что же особенно зацепило?

— Во-первых, язык романа — математический, довольно конкретный, ближе к тому языку, которым я привык разговаривать в общении, в работе. Далее — это неоднозначность, в этом романе нет хороших и плохих. Это довольно-таки многоплановая история, при этом жанровая, — рассказал режиссёр. — Также мне интересно было исследование человеческих отношений, которые находятся в определённых рамках в этом государстве, и в этом давлении эти отношения раскрываются более ярко, с той стороны, с которой мы не привыкли смотреть, когда говорим о стандартных отношениях мужчины и женщины.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Идею снять эту картину Гамлет Дульян пестовал едва ли не полжизни. «Мы» стал дебютным полнометражным игровым фильмом молодого режиссёра — вот только дебют, который должен был состояться в 2020 году, неожиданно пришлось отложить из-за вспыхнувшей пандемии. Что, конечно, повергло автора картины в глубокую фрустрацию:

— Это был какой-то кошмар! Я и так долго ходил с этим романом, я со школьной скамьи мечтал о нём, потом уже, в более осознанном возрасте, я начал разрабатывать концепцию, искать финансирование. Прошло пять лет, пока я нашёл первые деньги, потом я нашёл продюсера, мы написали сценарий, отсняли, вот уже всё должно было случиться — и пандемия, коронавирус, конечно же! Если бы это был третий фильм или четвертый, я бы, наверное, расстроился меньше, но, так как это мой первый фильм, я всё жду-не дождусь, думаю, как и многие другие зрители. Это, конечно же, расстроило меня. Но, с другой стороны, это дало больше времени на улучшение каких-то вещей на постпродакшене. В первую очередь, конечно, речь идёт о компьютерной графике. Это, в любом случае, дало время на более длительный процесс дорабатывания.

Секрет реализма: зелёный экран или «живые» декорации?

Без компьютерной графики снять подобный фильм и вправду было бы крайне сложно. Но как много зелёных экранов было на съёмочной площадке? И придают ли в наше время молодые режиссёры значение реальным декорациям, или проще и удобнее делать ставку на рисовку?

— У нас зелёных экранов вообще не было, у нас были синие, — улыбнулся в ответ на этот вопрос Гамлет Дульян. — Но у нас очень много всего было построено, я настаивал на этом. Мы построили несколько районов города, несколько зданий, у нас был достаточно большой период подготовки, работы над декорациями и так далее. Конечно, когда дело касается фантастического фильма, приходится использовать технологии компьютерной графики, чтобы придать больший масштаб и доделать какие-то вещи, которые в формате графики выглядели бы лучше, чем если их построить. Но я думаю, что если это возможно построить, то лучше это сделать реально.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Помимо обычных полноразмерных декораций на съёмках картины «Мы» применялись и старые советско-голливудские приёмы:

— У нас используется также макетная съёмка, которая, на самом деле, была в Советском Союзе очень популярна. В какой-то момент эта технология, эти знания были утрачены (у нас), но они были переданы Голливуду. И сейчас мы заново перенимаем эти технологии съёмок и пытаемся воссоздать их в нашем фильме. У нас есть огромное количество макетных съёмок, и это придаёт реализма.

Ключевые коллеги: сценарист и композитор

За написание сценария к картине взялся вполне состоявшийся сценарист — Александр Талал, известный работой над «Дневным дозором» и «Чёрной молнией».

— Александр Талал — безусловно, великий сценарист, — считает Гамлет Дульян. — Это один из немногих людей в нашей стране, которые умело адаптируют книгу для экранизации. Это было с «Дозорами», с «Мы», и сейчас он экранизировал «Пищеблок» Иванова. У нас очень близкие вкусы, и нам было очень удобно с ним работать. С самого начала, когда я хотел экранизировать роман, я хотел обратиться именно к нему, потому что его язык мне близок. И практика показала, что я не ошибся. Мы продолжили сотрудничество, сделали сериал «Восемь способов любить», и в дальнейшем планируем сотрудничать. У нас сформировался дуэт.

Музыку к картине также написал опытный автор — и работа над ней стоит отдельного разговора.

— У нас блестящий композитор Михаил Афанасьев, который уже работал на полном метре в фильме «Балканский рубеж», — рассказал режиссёр. — Он очень много работал с трейлерами, в том числе для многих зарубежных проектов, у него достаточно большой музыкальный трейлер-хаус, и мне очень близок его вкус. В целом, я всегда подбираю людей, которые близки мне по вкусу.
Фото: vk.com/Михаил Афанасьев
Фото: vk.com/Михаил Афанасьев

Работа над саундтреком к фантастической картине «Мы» имела свои специфические особенности, поделился наш собеседник:

— Нам важно было добавить математический язык в музыку, чтобы музыка была максимально неживой, чтобы она полностью олицетворяла Единое государство (тоталитарную страну, о которой рассказывается в книге — прим. авт.). Потому что про эту же самую музыку, такую математическую, цифровую музыку речь шла в романе Евгения Замятина. При этом, у нас есть и другие мотивы, мотивы, отвечающие за душевность, за душу, за живость. Это, на самом деле, концептуальный подход. Музыка имеет очень большое значение в рассказе и в моем личном киноязыке. Мы используем её достаточно много, и каждый раз она обозначает определённую эмоцию.

«Погружение в огонь»: личная история о человеческой драме в масштабах нации

Режиссёр картины отметил, что фантастику в целом он любит и готов работать с ней дальше, но к роману Замятина обратился, в первую очередь, не из желания снять что-то фантастическое в принципе, а из любви именно к этому произведению. В целом же он не слишком зацикливается на работе с каким-то определённым жанром. Гамлет уверен, что жанр — это лишь инструмент киноязыка. Главное же в искусстве кино, как и в любом другом, кроется совсем не в инструменте. К тому же, намного важнее иметь собственный стиль изложения.

— Я считаю, что жанр и стиль — это разные вещи. Жанр — это всего лишь язык, шифр, который ты используешь при рассказе истории. Но при этом, в каждом этом проекте я туда добавляю нечто своё, свой стиль, своё видение повествования конкретно данной истории, и так далее. Мне интересно экспериментировать с жанрами, — рассказал режиссёр.
Кадр из фильма «Погружение в огонь
Кадр из фильма «Погружение в огонь"/ Фото: kinopoisk.ru

Первой игровой картиной Гамлета Дульяна стала короткометражная историческая драма «Погружение в огонь» о геноциде армян. Как признался наш собеседник, эта картина, основанная на реальных событиях, является очень личной работой:

— Дело в том, что мои предки — беженцы из западной Армении, а западная Армения — это территория, которая сейчас находится в Турции. Они рассказывали ужасные истории об этих событиях, при которых погибло полтора миллиона армян, много было депортировано. Все эти истории настолько страшные, что их сложно рассказывать напрямую, словами. А искусство — это один из видов рефлексии. И с помощью кино в том числе можно показать те эмоции, которые словами выразить мы ограничены. Именно картинкой, визуализацией, музыкой я могу перенести зрителя в эти события, чтобы он почувствовал что-то похожее на то, что чувствовали те люди.

При этом, отметил режиссёр, в дебютной картине ему было важно уйти он контекста политических событий и показать именно человека, с его чувствами, метаниями и моральными дилеммами.

— Главный герой «Погружения в огонь» — это турецкий солдат, и в центре внимания истории его внутренний конфликт. Он должен понять, что хорошо, а что плохо, что именно он делает и зачем. Мне было важно раскрыть именно это, потому что я не верю, что есть абсолютно плохие люди или абсолютно хорошие. Мы все люди в первую очередь. Мне было важно исследовать это, побыть в шкуре человека, которому приказали убить армянскую семью.

От эроса до прагмы: сериал «Восемь способов любить»

Как человек, не ограничивающий себя рамками жанров и историй, Гамлет Дульян уже попробовал себя и в совершенно другом проекте. На одной из интернет-платформ уже вышел многосерийный фильм молодого режиссёра «Восемь способов любить». Как не сложно догадаться, в сериале восемь отдельных новелл, в каждой из которых рассказывается уникальная, сепарированная от других сюжетов история.

Съёмки сериала «Восемь способов любить
Съёмки сериала «Восемь способов любить"/ Фото: instagram.com/super_hamlet

Сериал «Восемь способов любить» показывает не просто отдельные романтические истории — он построен на греческой системе восьми видов любви: эрос, сторге, людус, мания, филия, прагма, агапе и филатия. Режиссёр поделился причинами, подтолкнувшими его к выбору такой концепции:

— Мне хотелось снять лёгкий сериал про любовь, но мне неинтересно делать историю просто о любви, это много раз было. Мне хотелось посмотреть на это чувство с другой стороны, раскрыть более глубоко, при этом в лёгком жанре. Поэтому мне пришла на ум эта античная теория любви. У них всё сложнее, чем у нас, у нас есть просто любовь, а античные философы объясняли: есть сексуальная любовь, родительская, общественная и так далее, и все эти виды любви — это разные оттенки, на самом деле, это даже разные чувства.

Придуманная античными философами концепция прекрасно подошла под существующие в современном телемире рамки:

— Существует формат восьмисерийного фильма, такого сериала из 8 эпизодов, и вот «Восемь видов любви» очень удобно в этот формат вписываются. Поэтому это заинтересовало и платформы, и аудиторию. Мне кажется, это концептуально очень классный крючок, и дальше уже, посмотрев эти серии, можно увидеть любовь не с той стороны, с которой мы привыкли на неё смотреть.

На сегодняшний день Гамлет Дульян уже начал работу над совершенно новым проектом, но делиться сюжетом и выбранным жанром не стал. Пока же мы ждём осенней премьеры фантастической картины «Мы» — первой в истории экранизации знаменитого романа Замятина.